Там где больше одного человека начинается политика. Политика правил поведения. Каждый человек в коллективе должен себя определенным образом позиционировать, он должен занять свое место. Человек должен чувствовать, что он на своем месте. Однако этого мало, за свое место нужно бороться, чтобы тебя с этого места не подвинули. Подобный опыт больше индивидуально-интуитивный, так как этому нигде не учат.
Каждый человек полон всевозможных полезных и вредных наполненностей, которые ему либо помогают, либо мешают жить. Осознать, что помогает, а что мешает - великое достижение. Еще большее достижение - избавляться от вредных наполненностей и пользоваться полезными. Однако это уже искусство, в котором больших успехов добиваются те, кто имеет соответствующий дар от рождения. Тем не менее, это не означает, что при отсутствии подобных данных нужно все пустить на самотек.
Без всяких теорий и основываясь только на собственном опыте хочется кое-чем поделиться. За годы работы в самых разных коллективах сейчас понимаю, что многие недоразумения и недопонимания с коллегами были по моей вине, которые сейчас запросто могли бы разрешиться полюбовно. В чем состояла моя вина? Я был сам собой и отстаивал свои взгляды - в этом и состояло самое главное заблуждение, которое сегодня я просто не могу себе позволить.
Работа в коллективе подразумевает общение, не всех конечное конфликтных ситуаций можно избежать, а только тех, которые можно просчитать, а это уже зависит от опыта и искусства. Чем опытней и искусней человек, тем реже он попадает в конфликтные ситуации.
Помнится работал в одном коллективе и зарплата была довольно приличная, по моим меркам. В коллективе работало много народу, но их зарплата в основном была ниже. Однажды появился сотрудник, которому установили зарплату значительно больше моей. Он конечное был специалистом, но то, что он получал больше, причиняло горечь, но я как-то находил в себе силы и довольствовался тем, что имел, что было совсем не плохо. Через время произошло поднятие зарплаты, которое меня обошло стороной, самым обидным было то, что подняли зарплату и тому сотруднику, что и так получал значительно больше меня. На эмоциональном подъеме я довел до сведения руководства, что обо мне забыли. В то же самое время там работал сотрудник, который пришел задолго до меня, и его зарплата была значительно меньше моей, но он был отличным специалистом. Все происходило как в той притче о работниках, которых хозяин виноградника нанял в разное время дня, а заплатил одинаково. Я оказался тем, кто был нанят в середине дня и то, что кто-то отработал в два раза больше меня - меня устраивало, а вот то, что кто-то только пришел и получил столько же как и я - меня возмущало. В общем, ситуация понятна, главное, что я смог сделать из неё для себя несколько полезных выводов и теперь никогда себе подобного не позволю, по крайней мере на эмоциональном подъеме.
К чему это? В подобных ситуациях человек, если человек желает, он может учиться и в будущем поступать не так как ему хочется, а так как ему более выгодно, но чтобы знать как выгодно - необходимо ситуацию просчитывать на перед на несколько ходов и знать к каким последствиям могут привести те или иные твои действия. Для этого необходимо понимать происходящее, и, как правило, из прошлого опыта, когда доводилось наблюдать развитие событий аналогичной ситуации можно представить, что если я так поступлю, то это приведет к тому-то, а если вот так, то это приведет к тому-то.
Благодаря чему это становится возможным? Практически в любой конфликтной ситуации зачинщиком выступает сотрудник, который находится под воздействием эмоционального порыва, а, следовательно, если вы осознанно понимаете, что происходит, то можете постараться свести эту ситуацию на нет, либо выиграть от нее, приняв соответствующую сторону и ведя себя определенным образом, к примеру прикинуться если нужно и нерасторопным валенком и выслушать по этому поводу ряд нелицеприятных выражений, но то что вы знаете, какую выгоду вы извлечете из этого - придаст сил и ни гордость ни самолюбие на самом деле не будут затронуты.
Однажды пришлось наблюдать конфликт между руководителем и рядовым сотрудником, который не уважал руководителя. Руководитель требовал от сотрудника исполнения ряда функций, которые тот не должен был исполнять, но это сделать больше было некому. Руководитель вел себя несколько грубовато, так показалось сотруднику, но из собственного опыта, могу сказать, что это в принципе было терпимо, так как я повидал намного больше этого сотрудника. В общем, сотрудник не выдержал и в резкой и явно грубой форме пошел на конфронтацию с руководителем. Руководитель не ожидал подобного и потребовал соблюдения субординации, на что в его адрес посыпались очень резкие выражения. Руководитель несколько опешил, но в следующее мгновение ответил тем же. Просто каким-то чудом эти две очаровательные барышни не вцепились друг другу в волосы.
Анализируя эту ситуацию, можно заметить, что не правы были оба сотрудника. Первый позволил себе непозволительную манеру поведения и прямые личностные оскорбления, а второй, чтобы не потерять лица, по его мнению, повел себя аналогичным образом. Они друг другу наговорили такого, что после этого не могли смотреть друг другу в глаза.
По поводу же ситуации с прикидом под нерасторопного валенка, можно привести другой пример. Пригласили на работу в фирму. Вышел, начал работать. За год работы руководство фирмы затянуло выдачу документации и бюджет был исчерпан, так что с моим приходом совпал момент начала задержки выплаты зарплаты. Помимо невыполнения работ в срок, были допущены серьезные ошибки, которые могли привести к весьма печальным последствиям. В течение первого месяца работы я доводил до сведения руководства, что то там, то там могут возникнуть аварийные ситуации. Исправление выявленных моментов влетело в хорошую копеечку и фактически лишило годовой прибыли.
Я отработал месяц и обнаружил, что сотрудникам до сих пор не выплачена зарплата за предыдущий месяц. Я, получается, приходил в перспективную фирму, а здесь началась задержка заработной платы. Руководство увиливало от прямого ответа и говорило общими, ни к чему не обязывающими фразами. Для меня момент был подходящий, так как на тот момент на мне была сосредоточена вся работа, к тому же меня приглашали в другую фирму, поэтому я сказал, что с завтрашнего дня ухожу в бесплатный отпуск. В тот момент для фирмы это было чревато серьезными последствиями, поэтому мне сразу же была выплачена моя зарплата, при условии, что я никому ничего не скажу. Я засучил рукава и принялся за работу.
Прошел еще месяц. Зарплату сотрудникам так и не выплатили, но просочилась информация, что я зарплату получил, что естественно всех возмутило, но на 100% они не были уверены. Передо мой тогда встал выбор - лгать или сказать правду. Так как я понимаю последствия правды в данной ситуации, то ее озвучивать нельзя. Я могу себя представить на их месте и чего я могу наворотить на эмоциональном подъеме, к тому же я связан обещанием не говорить.
Возмущения сослуживцев понятны и объяснимы, у меня к ним нет ни малейших претензий, я сам ни однократно был на их месте. Просто в этот раз я впервые оказался по другую сторону баррикад. Я осознавал, что при любом их эмоциональном выпаде мне не стоит идти с ними на конфликт, так как я их понимаю, но, в то же время, для меня в данный момент эта работа наилучший вариант. Если получиться отолгаться, то лучше отолгаться, так как от правды им станет только хуже, а от того скажу я им правду или нет, руководство навряд ли погасит задолженность. Вот и получается, что необходимо выработать стратегию поведения. В моем случае ни в коем случае не обижать сослуживцев, даже в ответ на их обидные замечания, так как это дорога в никуда.
Это всего лишь один взгляд на подобную ситуацию, а что есть правильно, а что нет - это уже дело каждого индивидуально. Просто порой приходится принимать не очень приятные решения, чтобы обойтись меньшими потерями и считаться с эмоциональным порывом сослуживцев, особенно если ты видишь больше факторов, о которых они не догадываются и они сосредоточены на одном раздражителе, от которого решение их проблем не зависит.