Книга Иова. Интересный фрагмент глава 2 стих 6: ... только душу его сбереги.
О чем идет речь? Что подразумевается под душой? В данном случае под душой можно понимать саму жизнь, то есть не отнимать его жизни. Или может быть здесь подразумевается разум, так как отнятие жизни не привело бы ни к каким поучительным назиданиям. Похоже, что речь все-таки идет о разуме. В пользу этого предположения также говорит глава 1 стих 22: Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге.
Получается, что достаточно Иову было сказать единое неразумное слово о Боге, как он утратил бы свою непорочность. Из этого следует, что наши слова - это наше свидетельство против нас же самих. Достаточно сказать одно неразумное слово, как мы становимся виновными, то есть грешными, и не нужно больше никаких греховных деяний - достаточно одного слова. А сколько всевозможных слов мы говорим за свою жизнь? А потом мы удивляемся - за что мне все это, я же не совершил ничего такого, чтобы заслужить подобные назидания.
Из вышесказанного следует, что разум, все-таки, принадлежит душе, а наши слова это результат проявления разума-души. Все твари бессловесные не наделены речью, так как не имеют разума - души. Я здесь не рассматриваю теорию Аристотеля, что всему живому присуща душа, но у растения одна душа, у животного другая более сложная, а у человека третья - еще более усложненная. Речь идет об обнаружении своей души. Что есть во мне моя душа? Каковы ее проявления? Что это за уникальное бесценное сокровище, о котором мы не имеем ни малейшего понятия и о котором мы совершенно не заботимся, как будто, его вообще не существует?
Значит разум - это проявление души, а слова - это результат деятельности разума. Получается, по словам судят о душе человека. О чем говорит человек, это то, о чем думает человека, это то, чем живет его душа.
Пойдем дальше, рассмотрим наше общество. Возьмем любое наше массовое собрание или застолье. Наше - это основная масса носителей нашего родного языка. Во-первых, оно немыслимо без спиртного и перекуров, во вторых без анекдотов, сальностей и пошлостей. За последние сто лет наша культура практически полностью уничтожена. Культура это не живопись и наряды. Культура - это отношения между людьми в обществе, которые оттачиваются тысячелетиями. Культура развивается от поколения к поколению, а потом раз и ее нет. Кто виноват? Кроме нас никто, но мы не об этом.
Мы все очень сильно хотим лучшей жизни, что бы у нас все было тип-топ. Однако с учетом нашего нынешнего уровня общения, наших высказываний, мы обеспечиваем себе кое-что другое. Если мы строим Содом или Гоморру, то счастливая участь для нас исключена. Вполне возможно, что в этих городах жили чрезвычайно богатые и успешные люди, но что-то они все-таки делали не так, а в последнюю свою ночь они просто сказали несколько лишних и необдуманных слов каким-то трём не внушающих, по мнению жителей С и Г, уважения путникам. Закончилось все плачевно. Но мы опять же не об этом.
Так вот, что же получается. Иов искушается очень сурово и ему нужно произнести только единственное слово - зароптать на Господа. Ради этого умерщвляются все его дети, а ему посылается страшная болезнь. Невозможно себе представить его душевную боль. Например, царь Давид был раздавлен горем при потере одного ребенка. Иов же испытывает не только душевное горе от потери все своих возлюбленных детей, но и страшные физические страдания от болезни и все это только ради того, чтобы проверить его праведность. А что же мы? Мы ропщем при малейшем неблагоприятном стечении обстоятельств или даже просто так, так как кто-то имеет много, но он этого, как нам кажется, не заслуживает.
Для чего все это сказано? Оказывается, огромное значение в жизни человека имеет его психологическая устойчивость - это некая внутренняя сила, которая не позволяет ему расстраиваться, роптать, унывать, говорить необдуманные вещи, короче, вести обдуманную рассудительную жизнь. Сегодня мы все так скоры на слова и действия, нам всем так нужно выговориться, чтобы нам стало легче, чтобы не держать все это в себе. А что получается на самом деле? У нас нет той внутренней силы, которая придает разума и рассудительности. Нас легко вывести из себя, нас легко расстроить, мы недовольны своей жизнью, в наших проблемах обязательно кто-то виноват...
Картина вырисовывается малорадостная, возможно это результат утраты культуры наших предков, в результате чего мы лишись чего-то важного, а может, имея возможность совершать все, что нашей душе заблогорассудится, и слыша постоянно со всех сторон "Бери от жизни все", мы кое-чем за это все-таки платим, хотя сами и не догадываемся чем. В общем, не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что нас ждет в скором будущем, и какое общество мы обречены построить или вернее было бы сказать - реставрировать.