Зеленецкий Юрий Георгиевич : другие произведения.

Кто из людей произошел не от обезьяны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   КТО ИЗ ЛЮДЕЙ ПРОИЗОШЕЛ НЕ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ
  
  
   Подражанью -- грош цена: и собака подражает псарю, обезьяна -- хозяину...
  
   В.Шекспир
  
  
   Приведенные в эпиграфе слова Шекспира из пьесы "Бесплодные усилия любви" не остались первыми и последними словами, в которых он выразил свое понимание сущности жизни людей. Он возвращается к этой теме несамостоятельности, эпигонства, "обезьянничанья" людей в пьесе "Юлий Цезарь":
  
   Безмозглый человек, он ум питает
   Отбросами чужими, подражаньем
   И старые обноски с плеч чужих
   Берет за образец...
  
   (IV, 1, перевод М.Зенкевича)
  
   В "Гамлете" он обобщает:
  
   Обычай может смыть чекан природы.
  
   (III, 4, перевод М.Лозинского)
  
   Об обычае, лежащем в основе жизни людей, пишет Шекспир и в "Кориолане". А обычай -- это и есть самое яркое выражение того факта, что люди живут подражаньем. "Обычай -- деспот меж людей" (А.Пушкин). При этом пример А.С.Пушкина показывает, что даже люди, способные суть этого явления понять, не всегда способны из пут этого самого подражания, из своей обезьяньей сущности вырваться.
   И непревзойденное величие Шекспира состоит именно в том, что он не только сам из этих пут вырвался, но и показал в своих произведениях, что на такой подвиг самостоятельности способен каждый здравомыслящий человек:
  
   У каждого раба в руках есть средство
   Освободиться от своих оков.
  
   ("Юлий Цезарь". I, 3)
  
   Для этого рабам деспотических обычаев, привычек и т.д. надо только понять, что истинно в общем есть жизнь. И "путеводствоваться" в ней этим самым своим пониманием, а не примерами других людей, не только в основном живущих по пословице "Пусть гнило, да мило", но и даже самых выдающихся людей. Недаром один из этих выдающихся людей совершенно справедливо отмечал, что, отдавая должное способностям таких людей в решении разных частных вопросов мироздания, им ни на грош нельзя верить при решении вопросов общих, поскольку при решении этих общих вопросов они сами обезьянничают: "У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин" (А.Эйнштейн).
   В отличие от А.Эйнштейна, за века до него и, похоже, на века после него, Шекспир единственный сказал людям, что вечную истину взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия, жизни людей может понять каждый, всякий здравомыслящий человек. И, соответственно, каждый здравомыслящий человек может и должен делать из этой истины закономерные, взаимосвязанные, выходящие на практику людей выводы, которыми, а не "обносками с плеч чужих"", он и "путеводствуется". И делает это он не просто из благих намерений, которыми, как известно, вымощена дорога в ад, не обезьянничая, поскольку великое множество этих выводов уже представлены во множестве книг, в пословицах и т.п., а именно вследствие понимания, что выводы из истинного основания являются выводами именно научными, то есть понимая неотвратимость последствий непонимания их и не следования им.
   Естественно, как показывает опыт понимания людьми слов Шекспира, найти таких людей, если и возможно, тот не так уж и просто. Но в любом случае, очевидно, каждый такой человек, в отличие от всех остальных людей, произошел не от обезьяны, а --
  
   От духа той гармонии нетленной,
   Чья красота извечно предстает
   Во всем, что истинно и совершенно.
  
  
   (Э.Спенсер. Сонет 79)
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"