Во всей природе господствует строжайший математический расчет...Желательно, чтоб кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
"Слово о смерти". М., "PS", 1991 г., сс.123-125
Как представляется, решение поставленной святителем Игнатием задачи соединения математики и христианского вероучения возможно на основе формулы закона связи времен В.Шекспира - человека, на деле воспринявшего древнеотеческий завет: "И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом; это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем" (Экл.1,13).
с -- элементы прошлого в настоящем: "Отцы ели зеленый виноград, а у детей на зубах -- оскомина"
(Иер.31,29);
v -- элементы настоящего в настоящем: "...потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а
человеку великое зло от того" (Экл.8,5-6);
m -- элементы будущего в настоящем: "Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее,
то есть будущность" (Пр.24,14), m = m'v ;
m' -- cтепень устремленности в будущее:"Добрый оставляет наследство и внукам" (Пр.13,22),
m' = m/v;
k -- издержки процесса: "Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед, и
наказываются" (Пр.22,3), k = v + c;
W -- общие затраты труда человечества (Экл.1,8: "Все вещи в труде".) по созданию людей, этот закон понимающих: "Когда умножаются праведники, веселится народ; а когда господствует (в количестве -- Авт.) нечестивый, народ стенает" (Пр.29,2).
Возможно, прежде всего надо увидеть, что именно в соответствии с этим законом -- "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фел.5,21) -- развиваются наука и техника, и именно поэтому они развиваются столь стремительно и успешно: "...научи правдивого, и он приумножит знание" (Пр.9,8). Но именно потому, что ученые и техники не способны подняться до понимания, что закон, которому они бессознательно следуют в своей научной или технической деятельности, является всеобщим законом природы и жизни, в этой самой жизни они, вслед "за большинством" (Исх. 23.2), оказываются в положении "всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим.3,7). И прежде всего они оказываются неспособными понять, что при всех настоящих и будущих грандиозных достижениях науки и техники, -- "Злой не имеет будущности" (Пр.24,20).
Воплощенные же в этом законе, "прежде бытия Земли" (Пр.8,23) существовавшие вечные истина и мудрость взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей, в соответствии с вытекающим из этого закона законом отрицания отрицания, требуют, собственно, одного -- "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерять..." (Матф.7,1-2).
То есть, главным условием истинного будущего развития общества и людей является их способность видеть элементы будущего в опыте их предшественников (c2 -- c1), усваивая и развивая которые они будут идти вперед, а не назад: "...глупый повторяет глупость" (Пр.26,11).
При этом самое главное -- научиться видеть эти элементы будущего в каждом человеке, являющемся воплощением истины и мудрости связи времен. И точно так же, как "...заповеди: "не убий..." и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего своего, как самого себя" (Римл.13,9), все другие разумные, добрые, вечные выводы христианства и других мыслителей вытекают из такого понимания человека. Ибо "Дружбу, не скрепленная умом, легко разрывает глупость" (В.Шекспир).
* Одни из первых публикаций этой формулы можно найти в журналах "ЭКО", 1990 г., N 2, с. 81 и "Наука в СССР", 1991 Г., N 2 (N 3 на ин. языках), с. 79.