Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Притчи 14,15
Притча - это та же сказка или басня. В ней есть некое внешнее, аллегорическое содержание и некая внутренняя, дидактическая сущность. "Сказка - ложь, да в ней намек - добру молодцу урок" (А.С.Пушкин).
Так вот, судя уже по приведенному в эпиграфе положению царя Соломона, внешним, аллегорическим, замысловатым и сказочным в его притчах является все то, и именно только то, что связано с упоминанием Господа Бога.
Говоря современным языком, все упоминания этого самого Бога в притчах царя Соломона - в пользу бедных, убогих и глупых. Потому что только "Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми" (15,31). Именно в жизни, в реальной действительности человек должен открывать, находить мудрость, то есть, опять же, по-современному: "В одном мгновеньи видеть вечность" (".Блейк). "...а праведник - на вечном основании" (10,25).
И именно это основание является началом пути и закона, на который встает разумный человек. "Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся" (4,19). А ведь, даже по-современному, Бог (и все Боги всех других религий) никакого закона людям как раз и не дал (и не дали). Поэтому поныне актуальны пророческие слова царя Соломона: "Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен" (12,3).
Ну, и естественно, в начале этого пути должна быть еще и доброта: "Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего" (3,3). Вечная истина связи времен.
Собственно, должно быть очевидно, что сам царь Соломон делает именно то, к чему он призывает и других разумных людей: "Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания" (8,12). "Если будешь призывать знание и взывать к разуму" (2,3). А не веры, и не к вере.
И именно поэтому притчи царя Соломона даром не нужны всем верующим.