В выходной день я был на заводе, но с-т не был подготовлен и испытание было решено перенести по готовности в 13 ч. 25.III., примерно через полчаса после моего прихода за мной зашел ведущий инженер и доложил, что с-т подготовлен и можно проверить. За самолетом стояла группа людей. Я подошел и поздоровался. Это были: директор завода Журавлев, Воронин, инженер Макиенко и незнакомый мне (как потом я узнал Шахурин), который резким, повышенным тоном набросился на меня, обвиняя в задержке машины и заявляя, что можно летать. Я был буквально поражен таким совершенно неосновательным обвинением и возмутившись ответил: "Если вы считаете, что можно летать - летите сами".
Разговор продолжался буквально 1,5-2 минуты и закончился распоряжением незнакомого товарища тов. Журавлеву отстранить меня от полетов, хотя я являюсь летчиком другого наркомата. Я не мог согласиться с тем, чтобы на меня, пошедшего на встречу Наркомату авиапрома и проявившего максимум внимания к подготовке с-та к вылету, кричали и обвиняли в очевидных нелепостях.
Существует специальная инструкция о выпуске опытного с-та в воздух. разрешение дает на вылет только сам Нарком, после представления акта комиссии о готовности самолета.
На этом акте моей подписи, подписи летчика не было и Шахурин должен был прежде всего поинтересоваться и узнать почему это так.
История гибели Чкалова достаточно поучительна…
…Шахурин используя свое положение в ЦК ВКП(б) и изложив неверно происшедшее, оказал давление на мое командование и последнее предпринимает против меня ряд репрессивных мер.
Я считаю, что не может быть произвола в нашей стране. Карать нужно за то, что на самом деле было.
Прошу Вас решить, так ли я виноват, как это стараются изобразить. И правильны ли те репрессии, которые наметились против меня?
Не отдает ли это пережитками прошлого в сознании людей, которые еще проявляются у некоторых ответственных товарищей?
Всегда готовый выполнить любое Ваше задание.
(Летчик-испытатель В. Степанчонок)».
Авиаконструктор Поликарпов Н.Н.:
«У них хотя бы Герингу можно пожаловаться, а у нас некому».
ИНТЕРЛЮДИЯ.
Будучи хотя и молодым - но уже достаточно опытным «царедворцем», Александр Яковлев очень хорошо понимал, что с ним это(!) может произойти в любой момент… Но всё равно он оказался не готов.
Когда, кажется совсем недавно, товарищ Сталин объявил, что он назначается заместителем наркома авиационной промышленности и его личным референтом по авиации, сердце его пело от радости. Он, молодой, можно сказать - начинающий авиаконструктор, оказался вовлеченным в достаточно узкий круг людей, близких к самому товарищу Сталину!
Можно ли мечтать об чём-то большем?
На его взгляд – нельзя.
Быть возле Сталина было почётно, интересно…
И выгодно!
Орден Ленина, московская квартира, Сталинская премия, персональный автомобиль – Вождь ничего не жалел для полезных государству людей. Но очень опасно: не все надолго задерживались возле подножия его трона. Иные как метеоры: промелькнул яркой звездой на горизонте и, нет его…
И, Яковлев это прекрасно знал.
Но он верил в себя, в свою звезду (истово верил!) и верил, что тот оценит его талант как конструктора и руководителя.
Где же он допустил промашку?
Разве он не любил Сталина?
На его письменном столе, всегда стояла оправленная в строгую рамочку карточка. Снимок этот был сделан на Тушинском аэродроме, когда он впервые увидел Вождя. Тогда Сталин стоял с группой лётчиков-спортсменов и, прежде чем фотограф нажал спуск - увидев Яковлева, помахал ему призывно рукой. Александр тотчас оказался рядом и, тот возложил ему на плечо свою тяжёлую руку - выделив его тем самым из сотен других участников воздушного парада. Эту сталинскую руку на своём плече, Александр Яковлев ощущал все эти годы… Но вот как-то проснувшись рано утром, он этой тяжести не ощутил.
Тогда, нарушая давно заведенный порядок, жена вошла в его кабинет и, кутаясь в теплый халат (четыре часа утра!), спросила:
– Так что же случилось, Саша? Почему не спишь? Не таись, расскажи.
И Яковлев, тоже нарушая порядок – никогда не рассказывать о том, что происходило в Кремле в прошедшую пятницу, ответил шёпотом:
– Арестован Каганович, Шахурин, Петров, Микоян… А Сталин не хочет встречаться со мной.
Прикрыв рот рукой, Екатерина Матвеевна тихо ойкнула:
– Что же теперь будет? Как это произошло? Почему?!
- Читала статью в «Красной звезде»? Нет? Представляешь: мы заставляем их летать на гробах! А кому сейчас что докажешь?
Яковлев лишь досадливо махнул рукой, замолчал - давая понять, что он и так много сказал и ему надо остаться одному.
После этого, он не появляясь в Наркомате – где с ним боялись даже здороваться, как с прокажённым, сидел в полутемном домашнем кабинете и не отрываясь, смотрел на «вертушку» - телефон, по которому ему звонили только из Кремля. И только Сталин или его помощник Поскрёбышев.
Будут ли они звонить теперь?
Рисунок 141. Сталин и Яковлев на авиационном празднике в Тушино.
А то был случай, когда Иосиф Виссарионович позвонил ему даже по обычному городскому телефону. Тогда в ходе разговора, вождь задал ему какие-то вопросы - на которые он, Яковлев, отвечать отказался. Сталин удивился и тогда пришлось сказать, что данные о которых он спрашивает - секретные и, по открытой телефонной линии он не имеет права говорить о них.
И это лишь добавило уважения к нему со стороны руководителя государства.
Так, где же он допустил ошибку?
Разве он не создавал самолёты, какие требовал Сталин?
Вождь считал главным в крылатой летающей машине скорость и он сделал скоростной бомбардировщик «ББ-2», который обгонял даже истребители…
Сталину потребовал за три месяца сделать истребитель, который был бы быстрее германского «Мессермидта-109» и он выполнил его задание, точно уложившись в срок…
Так, почему?
Ответ не находился, по телефону ему никто не звонил.
О том, что снаружи творилось, он знал только по ночному испуганному шёпоту жены: после ареста Кагановича и Шахурина - сработал «принцип домино», когда вслед за начальником – в лубянские подвалы шли замы, директора заводов и генеральные конструкторы. Из его хорошо знакомых, из «близкого круга» - так сказать, на воле остался лишь Михаил Хруничев, да «Маленький» - Директор «Московского авиазавода №1» Пётр Дементьев.
Жена всю ночь напролёт плакала в подушку:
- Скоро и за тобой придут, Саша!
А наутро она уходила на работу с красными, но сухими глазами и твёрдо сжатыми губами: аресты – арестами, но жизнь продолжается. Тем более в этот раз, семьи не трогали.
Но за ним всё не приходили и не приходили и, это начинало походить на самую изощрённую пытку – достойную Великой инквизиции времён Томаса де Торквемады…
И вот наконец рано утром - Екатерина Матвеевна только вышла из дома, раздался звонок в дверь.
На пороге стоял невысокий, коренастый человек лет тридцати – его ровесник или несколько младше, с резкими чертами лица, в форме со знаками различия капитана «Главного управления охраны при СНК СССР». Сперва, измерив хозяина квартиры с ног до головы пронизывающе-холодным взглядом, затем чётко выговаривая слова, спросил твёрдо поставленным голосом:
- Яковлев Александр Сергеевич?
- Да… Это я.
- Быстро одевайтесь и на выход.
- Кто Вы?
- Неважно. Одевайтесь и идите за мной.
- Куда мы пойдём?
Тень снисходительной усмешки мелькнула в его серых, стального оттенка глазах:
- Мы с вами поедем.
- Куда?
Тот, не повышая голоса:
- Вам лучше не спрашивать - а делать то, что я скажу. Иначе…
Это «иначе…» звучало явной угрозой, а от самого капитана исходила такая безжалостно-беспощадная сила, что Яковлев с чувством тоскливой обречённости решил покориться судьбе.
У подъезда их ждал знакомый чёрный бронированный «Паккард», в нём – хорошо знакомый ему генерал Косынкин на переднем сиденье. Сзади - два плечистых молодца в форме и…
- Товарищ Сталин!
Но как ледяным душем обдало холодно-ненавистным сталинским взглядом:
- Молчите, Яковлев. Просто молчите и всё.
Таким, он Сталина ещё не видел. Это был вроде тот же и, в то же время – совершенно другой Сталин. И последняя искра надежды в душе Александра, погасла во мраке отчаянной безысходности.
Капитан оказавшийся всего лишь шофёром, сел за руль и они поехали…
***
…Тяжёлую, бронированную машину изрядно потряхивало сперва на выбоинах московских мостовых, затем на загородном шоссе и наконец на просёлочной дороге - да так, что клацали челюсти… Но Александр Яковлев не чувствовал этих толчков. Удар судьбы был столь силен, последствия могли быть столь непредсказуемыми, что тревога всё сильнее и сильнее теснила его грудь:
«Ну вот и, всё… Вот и случилось».
Проехав через отворившиеся ворота КПП высокий деревянный забор с колючей проволокой сверху, «Паккард» попетлял по сосновому лесу и наконец, остановился у одноэтажного деревянного барака.
Встреченный группой сотрудников «Государственного департамента исполнения наказаний» и «Наркомата государственной безопасности» с большими звёздами в петлицах, Сталин тут же вышел из автомобиля и, в сопровождении генерала Косынкина и двух охранников с чёрными чемоданчиками в руках, зашёл в барак.
Минут через десять-пятнадцать после этого, в дверь машины вежливо постучались. Заглянувший в салон сержант госбезопасности, со всей обходительностью, но твёрдо потребовал:
- Пройдёмте, товарищи, я вас провожу до места.
Они с капитаном вышли и пошли вслед за ним по хорошо утоптанной, посыпанной песком дорожке между сугробами и вскоре оказались на краю длинной, глубокой ямы – совсем недавно вырытой прямо между соснами.
Подумав, сержант предложил:
- Пожалуй, вам лучше встать с другой стороны. Здесь не для вас… По крайней мере не в этот раз.
Яковлев понял для чего и, для кого предназначена эта яма-могила и у него ослабело в коленках и закружилась голова.
И естественно, появился немой вопрос:
«Зачем я здесь?».
Не обращая на него внимания, капитан с сержантом разговорились, но тот понял и запомнил лишь одну фразу, сказанную последним:
- Эх, времена были… Раньше то, по ночам «это» делали и без особых церемоний. Бывало и нам пострелять давали, когда «работы» много и сами не справлялись! А счас исполнители все как один контрактники из «Департамента исполнения наказаний» и, требуют, чтоб всё по форме, да по каждому параграфу. А мы здесь вроде как сторожа…
И сержант с досадой плюнул в яму:
- …Тьфу!
А у Александра билось-стучалось в виски:
«Зачем я здесь?».
После невыносимо тянувшихся минут тревожного ожидания, когда Яковлев не знал, что и подумать, он вдруг услышал голос сержанта:
- Ведут родимых!
Подняв голову, он увидел, что на другой стороне ямы появились люди… Сотрудники Государственного департамента исполнения наказаний, Наркомата Госбезопасности и даже медики в белых халатах поверх полушубков, его не интересовали.
Он во все глаза смотрел на других – совсем не похожих на первых.
Они очень легко – не по сезону одеты, у них связанны сзади руки, серые лица и как будто потухшие – уже мёртвые глаза… И было их так много, что на подходе к яме даже получилась толкучка с давкой, как на базаре… Хотя «родимыми» они ему не являлись, большинство из них он хорошо знал: бывший Нарком авиационной промышленности Шахурин, его предшественник на этой должности Михаил Каганович, Заместитель наркома по опытному самолётостроению Кузнецов, директор Горьковского авиазавода Воронов… Авиаконструкторы Микоян, Горбунков… Генералы Петров, Пампур, Гусев, Птухин и другие командиры авиации в генеральских званиях и на очень высоких должностях…
Понимая, что сейчас произойдёт, Александр почувствовал себя плохо… И не только оттого, что сейчас на его глазах - будут убивать людей, которых он знал и часто - очень хорошо знал…
Один и тот же вопрос сушил его душу:
«Зачем я здесь?».
Пожалуй, если бы ему прямо сейчас объявили, что он будет расстрелян, Александр бы успокоился, смирясь с неизбежным… Как смирились со своей судьбой эти отрешённо-спокойные люди со связанными сзади руками… Но ему ничего не объясняли, поэтому:
«Зачем я здесь?».
От этого можно было сойти с ума!
И уже почти теряя сознание, он вдруг ощутил на своём правом плече привычно-знакомую тяжесть…
Тяжесть твёрдой сталинской руки.
КОНЕЦ ИНТЕРЛЮДИИ.
***
Опять же - почти библейская история!
Вначале было слово.
Если быть точнее по дате, «Слово» появилось во всех центральных советских газетах 22 января 1941-го года и называлось оно:
«Причины поражения России во время Империалистической (Великой европейской) войны».
Написал «слово» Заместитель Верховного главнокомандующего ВС СССР маршал Советского Союза Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич. Причём, написал он его по своей собственной инициативе, хотя и с моей подачи.
Дело было так.
Я рассказал ему и остальным «посвящённым» о причинах (на мой взгляд) такого трагического начала (да и ведения) Великой Отечественной войны. А он, сопоставив некоторые ключевые моменты и факты, сделал вывод:
- Если бы во главе находился руководитель - хотя бы на десятую часть, как наш последний Самодержец….
Старший Бонч-Бруевич покачал головой и печально:
- …СССР ждала бы участь Российской империи.
Хороший, кстати, аналитик Михаил Дмитриевич.
Очень хороший!
И вообще – умница, каких ещё поискать надо. Недаром официально считается отцом-основателем Красной Армии, имеет такое звание и занимает такую должность.
Так вот, через день он связался со мной по «вертушке» и предложил:
- А не написать ли нам статейку по этому поводу?
- На кой?
- Нам с Вами надо что-то с этим делать, Иосиф Виссарионович… А в вначале любого дела, всегда должно быть слово.
Пораскинув мозгами:
- Пишите, Михаил Дмитриевич. Но меня сюда не приплетайте, уж сделайте такое одолжение.
День-два и не без помощи главы Информбюро СССР и его тружеников пера, всеми СМИ страны была опубликована вышеназванная статья.
О чём она?
Если уж совсем кратко, то главные причины Бонч-Бруевич-старший видит в импотентности верховной власти государства, вороватости промышленников, некомпетентности чиновничества и в особенно - генералитета.
Первое утверждение в доказательствах не нуждается, да?
Несмотря на наличие пятерых детей, император Николай Недержанец был полным импотентом в политическом смысле.
В доказательство следующих же трёх утверждений, Бонч-Бруевич-старший в числе прочих приводит такой пример:
«Так называемый «снарядный голод» возник на пустом месте и, был результатом маниакального стремления русских генералов наступать под «барабанный бой» пушек.
Куда стрелять, зачем…
Неважно!
Орудия должны палить непрерывно и точка.
В результате такого расточительства, накопленный до войны запас артиллерийских боеприпасов быстро кончился и, начался тот самый «снарядный голод» - который имел последствия более глубокие, чем просто возможность ответа на десять германских выстрелов, лишь одним своим.
На вопрос «Почему отступаем?» делегации депутатов Госдумы во главе с Рябушинским явившейся на фронт, генералы ответили односложно:
«Нет снарядов».
И отныне это стало идеей-фикс!
Желая любой ценой победить в войне, Правительство Империи увидело в преодолении «снарядного голода» волшебную палочку-выручалочку, промышленники из военно-промышленных комитетов – возможность нажиться. Ну а генералы – универсальное объяснение собственных неудач на полководческом поприще.
Под производство снарядов – главным образом трёхдюймовой шрапнели, было отдано всё: запасы металлов, химических веществ, станки, рабочая сила и прочее…
Да, к семнадцатому году «снарядный голод» был преодолён и, причём с запасом - которого хватило и плоть до сегодняшних дней…
Но рухнула транспортная система страны!
Ведь с пятнадцатого года, не производились новые железнодорожные рельсы, паровозы и вагоны… И, не ремонтировались старые железнодорожные пути и подвижной состав. Не на чём было доставить те же снаряды на фронт, топливо и продовольствие в столицу.
И в стране говоря словами Владимира Ильича Ленина, «сложилась революционная ситуация»…
…Чему учит нас эта история?
Война однобокости не терпит!
Военная экономика должна быть сбалансированной и, ни в коем случае нельзя допускать превышения её чисто боевой составляющей, над обеспечивающей».
Как только вышла эта статья, я тот час, в тот же вечер вызвал к себе в кабинет представителей соответствующих «компетентных» органов: Генерального комиссара НКГБ Пономаренко и трёх его подчинённых – Начальника «Главного управления безопасности» Влодзимирского, Начальника «Управления особых отделов ВС СССР» Абакумова и Начальника «Отдела экономической безопасности НКГБ» Мильштейна. Ну и ещё товарищ Мехлис в этот момент присутствовал, ибо он не только Заведующий «Информбюро при СНК СССР» - но и Нарком государственного контроля СССР…
Главный борец с коррупцией, если «по-нашему».
Долго размусоливать и жевать не стал – покойный Лаврентий Павлович дураков подле себя не держал. Лев Захарович, тоже вроде среди умственно отсталых не числился.
Тыча пальцем в статью Бонч-Бруевича в «Правде»:
- Сравните деятельность царских генералов и дельцов из «военно-промышленных комитетов» с деятельностью генералов ВВС РККА и деятелей из Наркомата авиационной промышлености, сделайте выводы и начинайте «рыть», товарищи.
Товарищам «рыть» особо то и не пришлось, если по большому счёту…
Во-первых, злой умысел - лежал на поверхности и был виден невооружённым взглядом.
Во-вторых, в архивах НКВД ещё со времён Ягоды и Ежова, в личном архиве покойного Берии (да будет подкремлёвская земля ему пухом!), оказалось достаточно компромата на наших деятелей от авиапрома и снюхавшихся с ними генералов ВВС.
Да и в архиве личной спецслужбы Реципиента скопились весьма интересные признания в досье на ведущих фигурантов.
Почему ему – компромату, не давали хода раньше?
«Ниточки» вели очень высоко!
Если конкретнее – к соратникам Реципиента по Политбюро ВКП(б). Недаром после убийства Берии в «реальной истории», его личный архив куда-то исчез – скорее всего был полностью уничтожен…
И вот вопрос: зачем это делать, если сами чисты и невинны аки агнцы перед Партией, государством и народом, а в бумагах «английского шпиона» - одни лишь списки похищенных и изнасилованных им московских школьниц?
Опубликуйте их!
Пусть советский народ ещё больше будет презирать кровавого сталинского палача и сатрапа и, всю его «банду»…
Но, нет - соратнички заметали свои грязно-кровавые следы в истории и надо признаться, это им хорошо удалось.
Бегло просмотрев всего пару «чемоданов» компромата из пары десятков имеющихся (приписки, очковтирательство, хищения, халатность и бесхозяйственность и так далее…), я заявил Мехлису и прочим:
- Этого вполне достаточно. Начинайте сажать по коррупционным статьям. Но…
Хорошенько подумав, поправился:
- …Но только по моему сигналу!
Нашими с Львом Захаровичем усилиями, такие «вполне точные определения» как «враг народа», «троцкист» и прочие, сменились ёмким понятием «коррупционер». Хотя, вполне можно подвести некоторых задержанных под статьи «измена Родине», «шпионаж в пользу»…
Да под какие хочешь статьи!
Ибо, «ниточки» - не только «вели» в Политбюро, но и тянулись за…
Правильно – «туда»!
Но зачем?
Два раза же не расстреляешь.
***
Но одного «слова» было мало, чтобы не просто умерить кое-кому аппетит - но и сломать саму систему, чтоб на её месте создать что-то - хотя бы просто дееспособное…
И тогда в день перед «Чёрной пятницей», в газете «Красная звезда» вышла статья под несколько чернушно-жутковатым названием:
«Нас заставляют летать на гробах!».
Сын у Реципиента, кстати, оказался молодец!
Соображающий. Если не сопьётся как «в реале» – толк из него будет. Вполне возможно и до Преемника он дорастёт… Вполне может быть.
Семейственность – не самый худший способ передачи власти.
Через несколько дней после того, как надоумил его написать эту разгромную статейку (с помощью профи из ведомства Льва Захаровича, конечно), он звонит и, конечно первым делом поздоровавшись и расспросив про здоровье, то да сё, ставит в известность:
- Отец! Хотя я и Сталин, но всё же – всего лишь капитан.
Почему-то не удивившись, с изрядным сарказмом:
- Я знаю. Ну и…? Внеочередное звание просишь, что ли? Имей советь, Василий: и это то - я тебе авансом дал. И ты его ещё не отработал.
- Нет, я ничего не прошу… Отнесись серьёзно к моим словам, отец.
Начинает заинтересовывать:
- Если «серьёзно», то давай короче.
- Вчера вечером разговаривал про нашу авиацию с Пашей и некоторыми другими командирами – Ерлыкиным, Селивановым…
Перебиваю:
- «Паша», это у нас кто? Тот, про кого я и сам догадываюсь?
- Да, это он. Генерал-лейтенант Рычагов.
Как известно, бывшему Начальнику Главного управления ВВС РККА, я предложил создать из имеющих боевой опыт лётчиков-истребителей отдельную эскадрилью, с многоговорящим названием «Агрессор». Основная цель: в учебных боях передать свой боевой опыт лётчикам его не имеющих. Как мне стало известно, в этой эскадрилье уже столько народу, что впору официально называть полком. Причём, желание служить в ней рядовыми (по должности) пилотами, изъявили даже командиры ВВС - ныне командующие авиаполками и авиадивизиями.
Я не препятствовал и по этому поводу говорил:
- Пусть хоть у Геринга «экспертов» переманивает – лишь бы толк был.
«Толка» пока не видно, но перспектива нарисовалась многообещающая!
«Паша» вновь умудрился оказаться в центре грандиозного скандала.
«Агрессоры» и в первую очередь сам Рычагов, по моему же приказу ознакомились с закупленными в прошлом году германскими самолётами-истребителями: «Bf109Е-3» и «Bf110C-4», вдоволь полетали на них…
Освоили технику без пяти минут врага, короче. Чтоб узнать, понять - где у неё слабые места и написать методички по тактике борьбы с германской авиацией.
В общем понятно, да?
После этого им предложили на выбор «новейшие и современные» советские истребители, в качестве штатных машин… Ну, чтоб «желторотиков» гонять - делая из них воздушных бойцов.
Перепробовав по очереди «МиГ», «ЛаГГ» и «Як», Рычагов - первый обозвал «гарантированным гробом», второй – «летающим роялем»… И клятвенно заверил, что ни он, ни другие «агрессоры» - на них больше в жизни не сядут.
Про продукт творческого труда КБ Яковлева же, заявил так:
- Хороший спортивный или учебно-тренировочный самолёт, но не более.
Лучшим же истребителем, как не странно, Рычагов считал германский двухмоторный «Bf110C-4»:
- Вот на нём можно летать и сбивать! А не «фигурять» как это у нас привыкли. Вот их то, нам и давайте. Мне сам товарищ Сталин обещал!
Чем изрядно меня удивил: а я то до сих пор - лучшим считал одномоторный «Мессершмидт».
Впрочем, если даже фломастеры на цвет и на вкус разные – то, что говорить о самолётах?