Правительство Казахстана приняло антинаркотиковую программу на 2006 - 2008 годы.
Основанием для ее разработки явился ноябрьский (2005 года) Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006 - 2014 годы".
Детализировав ее положения, исполнительная власть разработала трехгодичную Программу противодействия наркотизму, на реализацию которой государственный бюджет направляет 2 млрд. 897 млн. 587 тыс. тенге (около 25 миллионов долларов США).
Принятию документа предшествовала серьезная проработка проблемы, изучение, в том числе через опрос общественного мнения, уровня наркотизации населения, подтвердившие серьезность складывающейся ситуации, ее значимость. В социологических опросах участвовало 12 000 человек из всех регионов республики, и около трети, 30,3 процента, заявили, что проблема наркомании и наркобизнеса является сегодня для страны одной из самых острых ...
В подтверждение тому - скупая статистика. В 2001 - 2005 годах в республике зарегистрировано 62 519 наркопреступлений, выявлено 22021 факт сбыта наркотиков. Из незаконного оборота изъято свыше 104,5 тонны наркозелья, в том числе больше двух тонн героина. Только в 2005-м, включая 4330 фактов сбыта, выявлено 9741 наркопреступление, конфисковано почти 24 тонны наркосредств, включая 625 килограммов "белой смерти".
По сравнению с 1991-м в 4,5 раза увеличилось количество наркозависимых. По состоянию на начало нынешнего года их официально зарегистрировано 53 577. По данным Минздрава реальная численность наркопотребителей - свыше двухсот тысяч, или 1,3 процента от общей численности населения - 2,06 % трудоспособного населения. Интенсивная перестройка наркорынка при этом привела к тому, что, вытеснив традиционное для здешних мест потребление марихуаны и гашиша, "лицо" современного наркозависимого стали определять высокоактивные, дорогостоящие и наиболее опасные для здоровья "тяжелые" наркотики - опий и героин.
Исходя из угрозы генофонду, Программа призвана приостановить рост наркотизации и наркобизнеса, последовательно минимизировать их общественную опасность. В этом, на наш взгляд, состоит реализм государства - еще совсем недавно подобные документы декларировали окончание "наркоэры" по окончании действия Госпрограмм. Теперь же пришло понимание того, что, как и прочие социальные явления - болезни, преступность - наркомания не может быть истреблена на корню. Главный критерий здесь - способность государства контролировать "ящик Пандоры"...
Среди основных целей программы - дальнейшее совершенствование правовой базы, развитие взаимодействия и совершенствование механизма противодействия незаконному обороту наркотиков, привитие населению "антинаркотикового иммунитета", навыков здорового образа жизни и совершенствование антинаркотиковой пропаганды, создание современной системы наркологической помощи.
Немалые средства, кроме того, планируется направить на разработку современных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и ресоциализации наркозависимых, в том числе с использованием "хай-тека" - программ автоматизированного психологического тестирования, школьной и семейной антинаркотиковой видеотеки и библиотеки. Намечено также развивать и укреплять материальную базу уже имеющихся и создавать новые реабилитационные центры, прежде всего для детей и подростков.
Планируется всерьез взяться и за сырьевую базу наркомании. Как известно, в силу целого ряда факторов, климатических условий, тысячи казахстанских гектаров засорены дикорастущей коноплей - сырьем для производства высококачественных гашиша и марихуаны. В период ее созревания здесь задерживаются сотни "гонцов" со всей страны и из-за ее пределов, приехавших на наркозаготовки и совершающих "по ходу пьесы" сотни других преступлений - краж, грабежей, разбоев...
Еще в советские времена государство пыталось уничтожать зловредный сорняк. Коноплю жгли, вырывали, перепахивали десятки га, накрывали с воздуха пестицидами... Иногда она отступала, чтоб уже на следующий год взять реванш. Наносился непоправимый ущерб экологии, шло опустынивание - на безводных песках культурные растения расти отказывались.
Несколько лет назад в Чуйской долине, используя опыт 30-60 годов прошлого века, вновь появились заводы по переработке дикоросов - конопля вновь стала промышленным сырьем. К новшеству проявили интерес и кыргызстанцы. Рассматриваемая программа как раз и предполагает дальнейшее совершенствование технологий переработки наркосодержащих растений с целью получения различной промышленной и медицинской продукции. В качестве альтернативы можно было бы изучить возможность проведения вторичной вегетации дикорастущей конопли - завезенное сюда в тридцатых годах прошлого столетия, растение первоначально наркотическим эффектом не обладало, переродившись затем под воздействием местных природных факторов. Возможно ли обратить ситуацию вспять?!
Кроме наркотиков "домашних", республика, как уже отмечалось, в силу ряда политико-географических факторов, превратилась, к сожалению, и в государство-транзит. Героин "Made in Afghanistan" оседает и на собственном черном рынке - экономический расцвет делает Казахстан весьма привлекательным для наркокартелей. В качестве адекватной меры программа предусматривает укрепление пограничного контроля по всему периметру государственной границы. Немало внимания уделено и развитию международного сотрудничества в пресечении наркотрафика.
Ожидается, что реализация программы позволит значительно увеличить результативность наркоборьбы, оптимизировать затраты на профилактику, лечение и реабилитацию больных наркоманией, усовершенствовать методики их проведения, создать комплекс доступных спортивных и учреждений молодежного досуга, поднять технологии переработки дикорастущего каннабиса (конопли), чтоб получать современную промышленную продукцию и медпрепараты.
К несовершенствам принятой программы, меж тем, следует отнести тот факт, что одним из критериев ее эффективности следует считать "увеличение выявляемости лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, и постановки их на учет..." Не даст ли такой подход толчок для необоснованных репрессий наркозависимых?! И не навредит ли проектам "снижения вреда" от наркотиков, возможности которых, к сожалению, остались за рамками программы...
Александр Зеличенко, полковник милиции, международный эксперт по