Написать этот текст меня подтолкнула странная дискуссия на одном из форумов. Вроде бы вполне разумные и образованные люди не могли понять, что стоит за шаблонной фразой "Скажите, как я могу к вам обращаться?" Им мерещилась в ней не то насмешка, не то обида, в общем, у них была совершенно неадекватная реакция. Но типичная: не первый раз я встречаю в Сети подобное отношение к заимствованной из западной культуры речевым формулам.
Люди негодуют на... вежливое обращение. Их бесят "фальшивые улыбки", они не понимают, зачем с ними здороваются продавцы в бутиках, им неприятно, когда консультант в супермаркете бытовой техники спрашивает "Чем я могу вам помочь?". Такое впечатление, что люди реально вышли из тайги, как те Лыковы, которые полвека прожили в таежном тупике.
Впрочем, это лишь верхушка айсберга, внешний слой, так сказать, за которым скрывается убеждение, что любые хорошие манеры, любая формальная доброжелательность - это гнусно, потому что не искренне и лицемерно. Дескать, чего я буду говорить кому-то "Я рада вас видеть", если не испытываю радости, и к чему улыбаться, если человек тебе не интересен. Дальше, как правило, идет противопоставление "фальшивой вежливости" и "честной искренности", а точнее, нормального поведения воспитанного человека и бытового хамства товарища Шарикова. Тот, как помним, тоже не любил все эти буржуазные реверансы.
Я полагаю, что у противников "лицемерной вежливости" есть как минимум две проблемы, помимо скверного воспитания. Во-первых, они немного глуповаты и потому все воспринимают со звериной серьезностью. До них не доходит, что словесные формулы этикета - все эти "рад вас видеть" и "чувствуйте себя как дома" - это не более чем психологические поглаживания, демонстрирующие готовность к дружелюбной коммуникации, а не акт душевного стриптиза. А во-вторых, те, кто ну очень высоко ценит свою улыбку или доброе слово, явно страдают манией величия. Им мерещится, что заговорив с кем-то, употребляя разные вежливые формулировки, они сойдут с пъедестала, как короли с трона (хотя на самом деле монархи обычно очень вежливы, особенно с нижестоящими). Что ж, все логично: чем примитивней субъект, тем более важной ему представляется его персона.
Завершить пост хочу одной историей из жизни Гая Юлия Цезаря (да, того самого). Однажды его позвали на пир в дом некоего патриция, но рабы хозяина перепутали амфоры и заправили еду техническим оливковым маслом вместо пищевого. Попробовав блюда, все гости начали возмущаться - все, кроме Цезаря. Когда его спросили, он ответил, что все было очень вкусно. Это не о том, что у Гая Юлия были проблемы со вкусовыми рецепторами. Это о воспитании и подлинном аристократизме.