Анафора - Эпифора
Как две сестры-близняшки,
Из лона вышедши едва,
Вмиг разлетелись кто куда.
(Дотоле шли в одной упряжке)
Кто вышел первым - действует в начале,
Кто вышел следом - действует в конце.
И нет ни злобы, зависти, печали
С распределением ролей в судьбе,
Улыбки счастья, радости встречали,
Но всё как бы в одном лице.
Лицом, осанкой - близнецы,
Что до характеров, есть сложность -
Не то, что бы совсем не схожи,
А просто - противоположны,
Но в ритмах, рифмах - молодцы.
Чтобы понять, чем две сестрички,
Где каждая идёт своей судьбой,
По месту образов в стихах отличны,
Прибегнем к методам привычным -
Рассмотрим всех их по одной:
Сперва Анафору возьмём с собой.
Она, как стил. фигура,
Как женская натура
Имеет слабость на повтор
Отдельных слов иль группы слов:
В начале стихотворных строф,
В начале строк стихов,
В начале простых слов,
В начале ЗВУКОВ слов.
У нас вначале цель такая:
Начнём мы с малого,
Итак-Анафора,
Но зву-ко-ва-я!
"ГРозой снесённые мосты,
ГРоба с размытого кладбища."
(А.С. Пушкин).
Повтор, нам явно слышен ГРом-
Преследует как яркий фон
Одних и тех же сочетаний звуков.
Ещё к нам просится пример,
Опять читаем, понимая слухом,
Анафора звучит вплоть до морфем
Или отдельных сложных слов частей, -
Морфемные основы здесь присущи ей:
"...Черноглазую девицу,
Черногривого коня!" (М.Ю. Лермонтов).
* * *
А вот пришла Анафора
Лек-си-чес-ка-я!
Что ж, мы повторим, однако,
Слова одни и те же, но
Уже в стихах лирических:
"Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза." (С.А. Есенин);
"Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством..." (М.Ю. Лермонтов);
А вот ещё пример один:
"Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой."
(А.С. Пушкин);
Пример ещё, на вкус любой,
И нами незабытый:
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид." (А.С. Пушкин).
***
От уровня повтора тех же слов
По правилам лексическим,
Мы погружаемся в повтор
Конструкций всяческих...
Даже синтаксических.
Со страху не успели, но пора
Подумать, что нас ждёт, когда?
Как вот уже идёт она - Анафора,
Идёт как син-так-си-чес-ка-я!
"Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам."
(А.С. Пушкин).
"Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей."
(М. Светлов).
И тот же автор нам даёт пример
Довольно сложной стил. конструкции:
"Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому."
(М. Светлов).
* * *
Когда слово, речи элемент
В начале строф стихотворения
Звучит как повторение,
А целый речевой сегмент
Замечен точностью движения
В пространстве поэтическом,
Мы знаем: это есть, и без сомнения,
Анафора стро-фи-чес-ка-я!:
"Земля!...
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!
Она бежит, бежит
На тыщи вёрст вперёд,
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поёт.
Земля!
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, - на ней
До самой смерти жить.
Земля!..." (А.Т. Твардовский).
Анафора строфическая
Плюс та же всё Анафора,
Но только синтаксическая
Равняется - Анафора
Строфо-синтаксическая.
Пример рассмотрим вместе,
Не отвлекаясь, здесь-на месте:
"Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омёт
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом.
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном." (Н.С. Тихонов).
* * *
Расстанемся с Анафорой.
Где ль встретимся потом?
Поговорим с Эпифорой,
Сестрёнкой - близнецом!
Процесс обратных действий
"без печали"
В характерах сестёр
мы отмечали.
Кто делает и что и как
и где:
Что было у Анафоры
в начале,
звучало у Эпифоры
в конце.
И по сей день звучит
Без лишних слов,
Не нарушая правил и основ:
В конце стихов и строк,
В конце двух-трёх стихов,
В конце колонов, строф,
В конце и группы слов!
Звучит также в конце
Произведений разных,
Фраз прозаических в конце:
"И самой справедливостью
является тот закон времени,
чтобы оно пожирало своих детей, -
Так проповедовало безумие.
Нравственно всё распределено
по праву и наказанию. Ах, где же
избавление от потока вещей
и от наказания "существованием"?
Так проповедовало безумие.
Может ли существовать избавление,
если существует вечное право?
Ах, недвижен камень "было":
вечными должны быть все наказания.
Так проповедовало безумие."
(Ф. Ницше. "Так говорил Заратустра"),
Ещё пример из прозы,
Никак его не обойти:
"... Фестончики, всё фестончики:
пелеринка из фестончиков,
на рукавах фестончики,
эполетцы из фестончиков,
внизу фестончики, везде фестончики."
(Н.В. Гоголь. "Мёртвые души.")
Уйдём от прозы мы пока,
К родной поэзии вернёмся.
Повтором слов в стихах
Скорей займёмся:
"Лес не тот!
- Куст не тот!
-Дрозд не тот!" (М. Цветаева);
"Самое лучшее
И дорогое -
Родина.
Горе твоё -
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина!"
(Р. Рождественский);
"Я мещанин, я мещанин,
Я, слава богу, мещанин,
Нижегородский мещанин"
(А.С. Пушкин);
Вот так в стихотворении,
Всё каждая строфа в конце
Звучит не более, не менее,
Как мещанин в душе.
И для подъёма настроения
Ещё примеры по душе:
"Деточка,
все мы
немного лошади,
Каждый
из нас
по-своему
Лошадь" (В.В. Маяковский);
"Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня" (А.А. Блок);
"...Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман..."
(А.С. Пушкин)
Во всех стихотворениях,
Что мы сейчас прочли,
Мы слышим вдохновение
Лексической Эпифоры!
А дальше коль пойдём,
То след строфической Эпифоры
Мы обязательно найдём:
"В час томительного бденья,
В час бессонного страданья
О тебе мои моленья,
О тебе мои страданья
... Отчего в часы томленья,
В ночь бессонную страданья
О тебе мои моленья,
О тебе мои стенанья?" (А. Григорьев).
Мы видим повторенье здесь
Заключительных стихов
Для первой и последней строф!
Эпифора, если в настроении,
Без всяких там инструкций
Может стать и параллельной
Синтаксической конструкцией!:
"Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном,
Отчего прослыл я скандалистом?
<...>
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом."
(С.А. Есенин).
Для нужд ознакомления,
А может и употребления,
Возьмем в стихотворении
Лишь первый и финальный стих
И образно посмотрим на него,
Встречался ли в поэзии когда?
Там очень выразительна Эпифора,
И очень убедительно кольцо -
Повтор перво-финального стиха,
В поэзию нередко является оно.
Могли бы обойтись мы и без них,
(И без эпифоры, и без кольца)
Но слишком привлекательна Она!:
"ПАРОХОД, ПАРОХОД, ПАРОХОДИК
Красным лезвием режет плакат,
Пассажиры по бортику в ряд,
Опершись о перила, стоят,
Путешествию кто же не рад?
Очень рад и стальной пароходик!
<...>
Помолюсь за стальной пароходик.
Шепчет на ухо ангел: "Не так
Ты молитву читаешь, чудак.
Повторяй потихоньку за мной:
Со святыми Господь упокой
ПАРОХОД, ПАРОХОД, ПАРОХОДИК."
(Ю. Одарченко)
Что подчеркнуто в стихах,
Крупным, жирным шрифтом,
То Кольцом является,
Остальное - от Эпифоры:
В стихотвореньи повторяется
Слово "пароходик", но в конце
Первого - последнего стиха
Каждой в нем строфы.
Продолжение следует ...