Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Анафора и эпифора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    сборник "Акварели"

Анафора - Эпифора 
Как две сестры-близняшки,
Из лона вышедши едва,
Вмиг разлетелись кто куда.
(Дотоле шли в одной упряжке)
Кто вышел первым - действует в начале, 
Кто вышел следом - действует в конце.
И нет ни злобы, зависти, печали 
С распределением ролей в судьбе, 
Улыбки счастья, радости встречали,
Но всё как бы в одном лице.
Лицом, осанкой - близнецы,
Что до характеров, есть сложность - 
Не то, что бы совсем не схожи,
А просто - противоположны,
Но в ритмах, рифмах - молодцы.
Чтобы понять, чем две сестрички,
Где каждая идёт своей судьбой,
По месту образов в стихах отличны, 
Прибегнем к методам привычным - 
Рассмотрим всех их по одной:
Сперва Анафору возьмём с собой.
Она, как стил. фигура,
Как женская натура
Имеет слабость на повтор 
Отдельных слов иль группы слов:
В начале стихотворных строф,
В начале строк стихов,
В начале простых слов,
В начале ЗВУКОВ слов.
У нас вначале цель такая:
Начнём мы с малого,
Итак-Анафора,
Но зву-ко-ва-я!
"ГРозой снесённые мосты,
ГРоба с размытого кладбища."
(А.С. Пушкин).
Повтор, нам явно слышен ГРом- 
Преследует как яркий фон 
Одних и тех же сочетаний звуков.
Ещё к нам просится пример,
Опять читаем, понимая слухом,
Анафора звучит вплоть до морфем 
Или отдельных сложных слов частей, - 
Морфемные основы здесь присущи ей: 
"...Черноглазую девицу,
Черногривого коня!" (М.Ю. Лермонтов).

* * *


А вот пришла Анафора 
Лек-си-чес-ка-я!
Что ж, мы повторим, однако,
Слова одни и те же, но
Уже в стихах лирических:
   "Не напрасно дули ветры,
   Не напрасно шла гроза." (С.А. Есенин);
  "Клянусь я первым днём творенья, 
   Клянусь его последним днём,
   Клянусь позором преступленья 
   И вечной правды торжеством..." (М.Ю. Лермонтов);
   А вот ещё пример один:
   "Клянусь четой и нечетой,
   Клянусь мечом и правой битвой."
  (А.С. Пушкин);
Пример ещё, на вкус любой,
И нами незабытый:
  "Люблю тебя, Петра творенье, 
  Люблю твой строгий, стройный вид." (А.С. Пушкин).

***

От уровня повтора тех же слов 
По правилам лексическим,
Мы погружаемся в повтор 
Конструкций всяческих...
Даже синтаксических.
Со страху не успели, но пора 
Подумать, что нас ждёт, когда?
Как вот уже идёт она - Анафора,
Идёт как син-так-си-чес-ка-я!
  "Брожу ли я вдоль улиц шумных, 
  Вхожу ль во многолюдный храм,
  Сижу ль меж юношей безумных,
  Я предаюсь своим мечтам."
  (А.С. Пушкин).
  "Я стою у высоких дверей,
  Я слежу за работой твоей."
  (М. Светлов).
И тот же автор нам даёт пример
Довольно сложной стил. конструкции: 
  "Мы не скажем командиру,
  Не расскажем никому."
  (М. Светлов).

* * *

Когда слово, речи элемент
В начале строф стихотворения 
Звучит как повторение,
А целый речевой сегмент 
Замечен точностью движения 
В пространстве поэтическом,
Мы знаем: это есть, и без сомнения, 
Анафора стро-фи-чес-ка-я!:
  "Земля!...
  От влаги снеговой 
  Она ещё свежа.
  Она бродит сама собой 
  И дышит, как дежа.
  Земля!
  Она бежит, бежит 
  На тыщи вёрст вперёд,
  Над нею жаворонок дрожит 
  И про неё поёт.
  Земля!
  Всё краше и видней 
  Она вокруг лежит.
  И лучше счастья нет, - на ней 
  До самой смерти жить.
  Земля!..." (А.Т. Твардовский). 

Анафора строфическая 
Плюс та же всё Анафора,
Но только синтаксическая
Равняется - Анафора 
Строфо-синтаксическая.
Пример рассмотрим вместе,
Не отвлекаясь, здесь-на месте:
"Пока не жаждет пулемёт 
Распотрошить людскую гущу, 
Живёт и здравствует омёт 
Средь мельниц, урожай жующих. 
Пока не страждет командарм 
Рассечь врага одним ударом. 
Амбары полнятся недаром 
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром 
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного 
Ловца пространств, чем агроном." (Н.С. Тихонов).

* * *

Расстанемся с Анафорой.
Где ль встретимся потом?
Поговорим с Эпифорой,
Сестрёнкой - близнецом!
Процесс обратных действий 
"без печали"
В характерах сестёр 
мы отмечали.
Кто делает и что и как 
и где:
Что было у Анафоры 
в начале,
звучало у Эпифоры 
в конце.
И по сей день звучит 
Без лишних слов,
Не нарушая правил и основ:
В конце стихов и строк,
В конце двух-трёх стихов,
В конце колонов, строф,
В конце и группы слов!
Звучит также в конце 
Произведений разных,
Фраз прозаических в конце:
  "И самой справедливостью 
  является тот закон времени, 
  чтобы оно пожирало своих детей, - 
  Так проповедовало безумие. 
  Нравственно всё распределено 
  по праву и наказанию. Ах, где же 
  избавление от потока вещей 
  и от наказания "существованием"? 
  Так проповедовало безумие.
  Может ли существовать избавление, 
  если существует вечное право?
  Ах, недвижен камень "было": 
  вечными должны быть все наказания. 
  Так проповедовало безумие."
 (Ф. Ницше. "Так говорил Заратустра"),
 Ещё пример из прозы,
Никак его не обойти:
  "... Фестончики, всё фестончики: 
  пелеринка из фестончиков, 
  на рукавах фестончики, 
  эполетцы из фестончиков, 
  внизу фестончики, везде фестончики."
(Н.В. Гоголь. "Мёртвые души.") 

Уйдём от прозы мы пока,
К родной поэзии вернёмся. 
Повтором слов в стихах 
Скорей займёмся:
  "Лес не тот!
  - Куст не тот!
  -Дрозд не тот!" (М. Цветаева); 
  "Самое лучшее 
  И дорогое - 
  Родина.
  Горе твоё - 
  это наше 
  горе,
  Родина.
  Правда твоя - 
  это наша 
  правда,
  Родина.
  Слава твоя - 
  это наша 
  слава,
  Родина!"
(Р. Рождественский);
  "Я мещанин, я мещанин,
  Я, слава богу, мещанин, 
  Нижегородский мещанин"
  (А.С. Пушкин);
Вот так в стихотворении,
Всё каждая строфа в конце 
Звучит не более, не менее,
Как мещанин в душе.
И для подъёма настроения 
Ещё примеры по душе:
  "Деточка, 
  все мы
  немного лошади,
  Каждый 
  из нас 
  по-своему
  Лошадь" (В.В. Маяковский);
  "Милый друг, и в этом тихом доме 
  Лихорадка бьёт меня.
  Не найти мне места в тихом доме 
  Возле мирного огня" (А.А. Блок); 
  "...Когда подымет океан 
  Вокруг меня валы ревучи,
  Когда грозою грянут тучи,
  Храни меня, мой талисман.
  В уединенье чуждых стран,
  На лоне скучного покоя,
  В тревоге пламенного боя 
  Храни меня, мой талисман..."
(А.С. Пушкин)
Во всех стихотворениях,
Что мы сейчас прочли,
Мы слышим вдохновение 
Лексической Эпифоры!
А дальше коль пойдём,
То след строфической Эпифоры 
Мы обязательно найдём:
  "В час томительного бденья,
   В час бессонного страданья 
  О тебе мои моленья,
  О тебе мои страданья
  ... Отчего в часы томленья,
  В ночь бессонную страданья 
  О тебе мои моленья,
  О тебе мои стенанья?" (А. Григорьев). 
Мы видим повторенье здесь 
Заключительных стихов 
Для первой и последней строф!
Эпифора, если в настроении,
Без всяких там инструкций 
Может стать и параллельной 
Синтаксической конструкцией!:
  "Я обманывать себя не стану,
  Залегла забота в сердце мглистом. 
  Отчего прослыл я шарлатаном, 
  Отчего прослыл я скандалистом?
  <...>

  И теперь уж я болеть не стану. 
  Прояснилась омуть в сердце мглистом. 
  Оттого прослыл я шарлатаном, 
  Оттого прослыл я скандалистом."
  (С.А. Есенин).
Для нужд ознакомления,
А может и употребления,
Возьмем в стихотворении 
Лишь первый и финальный стих 
И образно посмотрим на него,
Встречался ли в поэзии когда?
Там очень выразительна Эпифора,
И очень убедительно кольцо - 
Повтор перво-финального стиха,
В поэзию нередко является оно. 
Могли бы обойтись мы и без них,
(И без эпифоры, и без кольца)
Но слишком привлекательна Она!:
  "ПАРОХОД, ПАРОХОД, ПАРОХОДИК
  Красным лезвием режет плакат, 
  Пассажиры по бортику в ряд, 
  Опершись о перила, стоят, 
  Путешествию кто же не рад? 
  Очень рад и стальной пароходик! 
  <...>
  Помолюсь за стальной пароходик. 
  Шепчет на ухо ангел: "Не так 
  Ты молитву читаешь, чудак. 
  Повторяй потихоньку за мной:
  Со святыми Господь упокой 
  ПАРОХОД, ПАРОХОД, ПАРОХОДИК." 
  (Ю. Одарченко)
Что подчеркнуто в стихах,
Крупным, жирным шрифтом,
То Кольцом является,
Остальное - от Эпифоры:
В стихотвореньи повторяется 
Слово "пароходик", но в конце 
Первого - последнего стиха 
Каждой в нем строфы.

Продолжение следует ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"