Жуков Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Поговорим о фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Статья опубликована в XVI номере Харьковского журнала поэзии и прозы ЛАВА в 2012 г.
  
  Важная составляющая в литературе - язык или даже скорее стиль,характер и манера автора выражать свою мысль.Язык вносит существенные коррективы, как способ отражения мировосприятия,стиль же - придает специфичность и неповторимость.
  
  •Происхождение фэнтези. От верований древних к живому и яркому воображению
  •Фантазии фэнтези. Великая вселенная бесконечных миров
  •История и фэнтези. Рисуя прошлым будущее
  
  Происхождение фэнтези:
  
  Большинство людей уже давно знают о том, что "фэнтези" изначально было лишь словом, а потому вовсе не могло расцениваться, как литературный жанр. Само слово сравнивалось с воображением, или скорее с самой способностью представлять и фантазировать. Прежде, чем фэнтези стало самостоятельным жанром, во всем мире знали только о научной фантастике, и любое ответвление так же воспринималось не иначе, как научная фантастика. Некоторые специалисты даже теперь относят фэнтези не к конкретному жанру, а к категории субжанра. И, тем не менее, настойчивое требование фэнтези быть признанной, именно как жанр, или по меньшей мере рассматриваемой в качестве субжанра - очевидно и вполне обоснованно количеством и качеством изданной литературы, представленной на суждение и критиков, и публики. И все же ученые и критики по-прежнему спорят о том, что же является основополагающим: фантастика или все же фэнтези? Здесь, прежде всего, следует обратиться к верованиям и представлениям об устройстве мира древних народов. Однако прежде чем начать, хотелось бы выразить свою точку зрения, и сказать о том, что у обоих жанров, а таковыми я считаю и фэнтези и научную фантастику, есть тенденции быть схожими и прямо и косвенно, иногда и взаимозаменяя друг друга, а чаще именно дополняя друг друга. Все сказанное зависит от конкретного источника, к которому мы обращаемся. Эпическая поэма о герое Гильгамеше вполне подходит для того, чтобы разобраться в том, насколько тесно переплетены фэнтези и фантастика, как обе они могут создавать фон друг для друга, так и стоять на переднем плане, ничуть не умаляя заслуг каждого из жанров в отдельности. Гильгамеш обладал невероятной силой, и, будучи полубогом, он построил для жителей своего царства Урук оборонительные укрепления. Этот эпос мифичен, как и любая легенда о похождениях создания, обладающего силой и землян, и божественных провиденциальных сил. Его сила и знание были призваны оберегать его родной земной мир, в то же время божественная его часть всегда стремилась к высшему, а потому Гильгамеш обращался к мудрости Утнапиштима. Герой эпической поэмы использовал так называемые порталы для своих временных и межпространственных путешествий. Эта идея наталкивает нас на то, что Шумерская цивилизация была не просто великой, но была продвинута в использовании неизвестных нам технологий настолько, что подобное позволяло им контактировать с внеземным. Это был своего рода источник, который поддерживался, возможно жрецами культов тех времен, возможно некими хранителями. Все это засвидетельствовано в исторических хрониках. Далее я воспользуюсь термином "астронавт". Наш мир пестрит бесчисленным множеством разнообразных мифов, легенд и даже религий, которые возникли сразу же после появления этих таинственных "астронавтов". Конечно же, таковыми они на самом-то деле не являются. Это так называемые в легендах и мифах боги и божества - сверхъестественные сущности, прилетевшие посетить землю на своих чудесных колесницах. Этим колесницам подходит скорее термин "космического корабля" (возможно, это и есть те самые порталы, о которых идет речь; не исключено, что это некая универсальная технология или даже межпространственный уникальный поток энергии посредством которого, знающий способен перемещаться и внутри, и вовне пространственных координат; лично я полагаю, что путешествие осуществляется посредством использования и сознания, и подсознания на сверхуровне, и позволяет путешествующим вступать в контакт с прочими существами сообразного их уровню сознания, дабы исключить непонимание, страх, и как результат - агрессию). Мы могли бы с улыбкой отнестись к подобным историям, если бы они не имели тенденцию повторяться. В культуре каждой цивилизации каждого народа есть ссылки на подобные контакты. Конечно же, есть и такие документы, записи которых до сих пор не расшифрованы, что дает повод полагать, что сделаны эти самые записи кем-то, но не людьми, однако предназначены как раз для людей. Осознание истины, и понимание, равно как и принятие существования материи на разных уровнях, а не только проявляющуюся виде человека, позволит расшифровать древние записи, соединив их в понятные тексты. Эпическая поэма о Гильгамеше описывает возникновение нашей планеты, что имеет прямое сходство с Библией. Увы, ученые нередко и в наше время продолжают игнорировать подобные утверждения, ссылаясь на то, что если древние все же контактировали с инопланетным разумом, то почему же мы - люди гораздо более продвинутые - не можем. Сложный вопрос для тех, кто не привык видеть дальше своего носа (вполне вероятно, что убежденность современного ученого и образованного человека в том, что он "продвинут" - есть не что иное, как заблуждение; и именно потому, что это заблуждение, нам многое прощается). В любом случае, невозможно и безосновательно полагать, что неведение или незнание дает повод отрицать или ставить под сомнение столь очевидное. Возможно, для человека, как вида, уже сделали все возможное, чтобы продемонстрировать все бесконечность и многообразие жизни не только в привычном нам мире. Здесь стоит сказать огромное спасибо писателям-фантастам, которые представляют и фантазируют на тему того, как могла бы выглядеть встреча человека с теми, кого мы называем инопланетянами. Для некоторых из них мы, быть может, такая же загадка, как и они для нас. Все зависит от точки зрения, и готовности изменить её.
  
  Великая вселенная бесконечных миров:
  
  Вселенная - это форма жизни. Причем такая, которая неустанно развивается. В этом мы с ней схожи. Существование измерений, временных и пространственных координат, параллельных миров, даже самого времени, как мы его себе представляем, лишь стремление дать всему окружающему нас многообразию проявлений название, чтобы элементарно не запутаться. Наша жизнь - это процесс, который изменчив и подвижен. Используя понятие "мир", я подразумеваю конкретно нашу планету, а всю вселенную. Давайте представим наш мир, то есть планету Земля, как большой дом. Некоторые места этого "мира" мы посещаем чаще других: одни - потому что любим в них пребывать, они дарят нам приятные воспоминания, с ним что-то связано важное для нас; другие места в этом самом доме мы посещаем по необходимости. Это - мир, пространство, которое мы делим с теми остальными, кто также пребывает в нем. Вселенная не имеет границ и пределов, однако эти границы существует для нас в нашем разуме, который в попытке уберечь нас, становится нам тюремщиком. Однако это не суть рассматриваемого вопроса. Давайте представим наш мир (то есть планету Земля), как нечто, что можно оставить на какой-то промежуток времени и ничего страшного не случится. Конечно же, наша планета велика, гораздо больше, чем те дома, в которых мы живем. И все же, так ли уж они отличны? Однако давайте подумаем о нашей планете как не о чем-то просто уникальном, а как о части чего-то уникального и совершенного, и без этой маленькой частички, а я говорю о нашей планете, это великое и уникальное никогда бы не было совершенным - таким, каково оно есть! Вся наша вселенная состоит из таких вот домов, и каждый из которых по-своему уникален и важен. То же самое и с литературой. Неважно, жанр ли это или субжанр - они одаривают нас своим многообразием, палитрой красок и оттенков. Некоторые миры фэнтези - это королевства, в которых эльфы сражаются с людьми, отстаивая свое право на существование и свободу. В других мирах эти же самые эльфы, быть может, лишь чуточку отличные сражаются плечом к плечу с людьми, пытаясь отвоевать свой дом у демонов и оживших мертвецов, которые пришли из других соседних миров-домов, как завоеватели. Одни для нас представляют свет - потому что защищаются, другие же - силы зла, потому что они несут смерть, хаос и разрушение. В первом случае мы имеем дело с политикой, во втором, это нечто большее, чем расовые предрассудки и предубеждения.
  
  История и фэнтези. Рисуя прошлым будущее:
  
  Наше прошлое и будущее отражаются друг в друге, как в зеркале, поскольку они неразрывно связаны. На этом можно было бы поставить точку. Однако я этого делать этого не стану, и позволю себе немного "порассуждать". Полагаю, что наши предки действовали обдуманно, создавая предпосылки для будущих поколений двигаться по намеченному ими курсу. Принципиальное отличие человека от человека заключается в том, как каждый из нас воспринимает окружающий его мир по-разному, не так как все. И это многообразие взглядов и точек зрения - самое ценное в каждом из нас. Некоторые объясняют эти отличия, ссылаясь на языковые отличия и особенности географии каждого отдельного народа. Все верно, но не всегда и не совсем. Я, конечно же, не буду пытаться, кого бы то ни было убедить в том, что не так уж мы и отличаемся друг от друга - я не ставлю таковой себе задачу в этой статье. Но вот что я хочу сказать, так это то, что яблоко всегда будет яблоком: оно может быть зеленым, красным или желтым, любым, но всегда будет фруктом, которым мы привыкли наслаждаться. Разница наблюдается как раз именно во вкусе: кто-то любит сладкие, кто-то кислые, а кто-то и кисло-сладкие. Это то, как мы воспринимаем окружающий мир, а наш мир построен на контрастах. Так мы учимся, если, конечно, таков наш выбор. Я искренне убежден в том, что люди посеяны, подобно семенам, чтобы со временем вырасти и стать фруктовыми деревьями: кто-то станет яблоневым, кто-то персиковым, а кто-то апельсиновым. Многообразие и разнообразие этого мира - и есть красота. Наши предки мечтали о совершенном мире, строя его для последующих поколений, неистово молясь своим божествам, чтобы они помогли нам не сойти с избранного ими пути. Преуспели они и мы в этом - сложно сказать. Думаю, здесь следует поразмыслить над тем, что же нам всем нужно, чтобы преуспеть. И все же, успех - это лишь составляющая часть предстоящего действа. Лично я убежден в том, что главными составляющими следует считать волю и стремление преодолевать трудности. Ими и следует руководствоваться. Здесь хотелось бы привести несколько цитат из творческого наследия известного писателя-фантаста Рея Брэдбери. Люди вроде него, а вернее их наследие - это и есть то, что творит историю этого мира, равно как и сам мир.
  
  "Я из категории мечтателей - выдумщиков нового. Они появились еще в пещерном веке. Тогда человечество было совсем примитивным, искало пути к выживанию...Оттуда, собственно, и берет начало научная фантастика. Топор, нож, копье, колесо - все это было фантастикой. Идея развести костер сначала зарождалась в мозгу, а уж потом воплощалась в реальность".
  
  "Марс - это наше будущее. Мы, американцы, находимся в своей стране лишь потому, что однажды Колумб открыл этот континент. И так как уже кто-то другой открыл страну, где мы живем, все, что нам остается - открывать другие земли. Марс - идеальное направление".
  
  Рей Брэдбери был человеком, полагавшим, что при помощи пера и бумаги он в состоянии создать нечто многим более интересное, чем сотня программистов с современными машинами. Он также считал, что вселенная - это театр, а мы - публика, цель которой является наслаждение представлением, а если что-то нас не устраивает, то мы обязаны покинуть театр, и не мешать другим наслаждаться процессом.
  Я убежден в том, что любое творческое деяние, любая творческая инициатива имеют основополагающий характер, который и определяет путь прогресса. История человечества - это память, что охватывает и взлеты, и падения: творческая деятельность - это подъемы; войны и катастрофы - очевидные падения. Однако, как уже было сказано, наш мир - это мир контрастов.
  И завершая свое повествование, я бы хотел сказать, что фэнтези со всей её историей и географией заслуживает стать чем-то вроде науки, поскольку как жанр, или субжанр, она требует не только литературного подхода, но и психологического, и бесспорно философского. В конце концов, я не думаю, что любезный читатель станет возражать против того, что фэнтези вызвало неоднозначную реакцию, являясь попыткой переосмыслить некоторые философские взгляды на жизнь, представляя нерадикальный взгляд на вещи.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"