...Они - будто крупная рыба в стае тюльки. Но об этом позже.
Осень. Ещё тепло. К вечеру устанавливается погода, которая, как мне кажется, должна быть в раю, - мягкие наклонные лучи солнца, прозрачный воздух, еле заметный освежающий ветерок. Работа окончена. Я стою посреди Красной площади и думаю, куда податься. Всё вокруг знакомо, исхожено. За Блаженным начинается уютное Замоскворечье, за Историческим музеем - Большой Город: Манежная площадь, Охотный ряд, Тверская. Я выбираю Тверскую.
***
Конечно, стоит сюда иногда заглядывать. Хотя бы для того, чтобы понимать, где находятся верхние границы благополучия. Чтобы посмотреть, какие на свете бывают автомобили и женщины.
Начало Тверской (с правой стороны, если двигаться от Охотного ряда) - это ежедневный автосалон. Машины стоят наискосок к тротуару, притягивая взгляды прохожих. Пожалуй, Тверская - уникальное место, где бесплатно можно рассмотреть последние модели "феррари", "мазерати", "ламборджини", "порше". Надо видеть эти образцы технического совершенства и дизайнерского искусства! Набившие оскомину "шестисотые" по сравнению с ними - что деревенские коняги против ахалтекинцев. Я думаю, эти "звёздные" авто слишком хороши для Москвы; всё-таки их место не у нас, а где-нибудь на Лазурном берегу. Вот "ягуары" и "роллс-ройсы" более гармонируют с московскими улицами. Они исключительны, знамениты и стоят безумных денег, - как раз то, что нужно новым денежным мешкам, чтобы подчеркнуть свою важность. "Мерсы" и "бумеры" занимают скромное место в параде механических чудес, к их формам в столице уже привыкли.
Женщины, медленно вынимающие ноги из машин, вообще не поддаются описанию. Конечно, это богини, которые случайно залетели сюда, и то, потому лишь, что ближайшие к ним магазины уже закрылись, а на Тверской торгуют дотемна. Они - будто крупная рыба в стае тюльки, - неторопливо проплывают над тротуарами, углубляются в открытые двери и растворяются в недрах тверских бутиков. Это раньше здесь были "одежды" и "галантереи"; теперь - бутики. В бутиках продают, например, дамские сумочки, стоимость которых сравнима с годовой пенсией постсоветского пенсионера. Но - что богам деньги? - тлен!..
Великолепие колёс, фигур и одежд поразительно. Собственно, оно и устроено для того, чтобы поразить, пустить пыль в глаза, как бы сказали раньше, или колотить понты, как бы сказали сейчас.
Блеск витрин ненадолго прерывается на Тверской площади, что напротив здания Моссовета. Если не ошибаюсь, Моссовет уступил здание мэрии Москвы, т.е. г. Лужкову и его администрации. Посреди площади стоит памятник князю Юрию Долгорукому. Князь ростово-суздальский сидит на коне, облачённый в доспехи; левой рукой держит повод, правой указывает куда-то вперёд, дескать, давайте, ставьте здесь город. Моё внимание привлекают шпоры на его сапогах. Шпора представляет собой металлическую дужку со звёздчатым колёсиком, прикреплённую к каблуку его сапога. Почему-то мне кажется, что в далёком 1147 году таких шпор ещё не было. Вопрос натолкнул меня на небольшое исследование, которое показало следующее.
***
Шпоры появились у кельтов в 5 до н.э. Позже они распространились по Центральной и Восточной Европе. Только в середине первого тысячелетия шпоры дошли до Азии. Есть мнение, - не знаю, правда или нет, - что первоначально с помощью шпор лошадь не разгоняли, а тормозили, якобы для того, чтобы не свалиться от быстрой езды. Но это - к слову. Как я и подозревал, шпоры с колёсиками появились позже шпор с шипами. На Руси, к примеру, шпоры с шипами были в ходу с XII века, тогда как самые ранние находки шпор с колёсиками относятся к 1220-1230 годам, т.е. к XIII веку. Другое дело, что на Руси, вероятно, ранее, чем где бы-то ни было, появились шпоры с колёсиками, однако, вряд ли князь Долгорукий, упокоившийся в 1157 году, мог ими воспользоваться. Таким образом, авторы памятника, господа Орлов, Антропов и Штамм скорее всего поторопились и "забежали вперёд" с "колёсными" шпорами.
Да что - шпоры! Вся идея памятника противоречива донельзя. Никакую Москву князь Юрий не основывал, она и так уже была на Боровицком холме. Да, по его приказу Москву огородили, это известно. Также известно, что в 1147 году Юрий Владимирович, седьмое колено Рюриково, сынок Владимира Мономаха, готовился в первый поход на Киев. И позвал в сюзники другого князя - Святослава Ольговича. Князья-заговорщики встретились в Москве. Об этом упоминает Ипатьевская летопись, и, видимо, этот факт послужил основанием считать 1147 год "годом рождения" Москвы.
У князя были, разумеется, положительные стороны. Он действительно основал несколько небольших городов и даже "благоустроил" некоторые из них, но основной чертой его характера была непревзойдённая амбициозность. Достаточно сказать, что трижды завоёвывал он киевский престол, разведя среди родственников такую междоусобицу, какой свет не видывал. Ещё не добрались писатели до распри между Юрием Долгоруким и племянником его Изяславом Мстиславовичем, прецедентов которой не много найдётся в мировой истории.
Вот как о Долгоруком ("долгия руки" - прозвали его в южнорусских областях) отзывается Татищев: "был роста не малого, толстый, лицом белый, глаза не велики, великий нос, долгий и покривленный, брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития, более о веселиях, нежели о расправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев".
В общем, либо авторы памятника не догадывались о сомнительной репутации князя Юрия, либо закрыли на неё глаза. А может, их не больно слушали, поскольку в те времена крупные художественные и оформительские проекты утверждал сам Сталин. Вождь мог попросту приказать сделать так, а не иначе. Достоверно известно, что при обсуждении проекта он обратил внимание на пол лошади.
- Почему у Вас, товарищ Орлов, Юрий Долгорукий сидит на кобыле? А я думаю, что князю надо быть на лошади мужского пола. Это подчеркнёт мужественность образа князя. - высказался Сталин.
Это, по существу, анекдотичное замечание было учтено - "кобыле" приделали яички.
***
Пока я разбирался со шпорами, выяснился ещё один примечательный факт. Оказывается, прежде, на месте "Долгорукого" стоял обелиск в честь первой советской конституции. Кроме обелиска на высоком постаменте воздевала руки к небу... статуя Свободы (Ника Самофракийская). Памятник, который строили на заре советской власти (1918-1922) и который много лет был официальным символом Москвы, продержался до 1941 года. За два месяца до вторжения в СССР немецких войск его взорвали. Очевидно, Обелиск Свободы, как его называли, выглядел слишком свободолюбиво.
До революции место "Свободы" занимал памятник генералу Скобелеву. Генерал-адъютант царской армии в конце XIX века освобождал от турок Болгарию, а также "наводил порядок" в Средней Азии, где получил прозвище "Белый генерал".
Оба "предшественника" отличались высоким художественным уровнем и пользовались вниманием населения. Жаль, по историческим меркам простояли они недолго: первый - шесть, а второй - двадцать три года.
***
По сравнению с ними "князь Юрий" зажился - сидит на своём коне более полувека. Повидал Юрий Владимирович немало: сталинский террор, хрущёвскую оттепель, брежневский застой, отлов прогульщиков (по воле тёзки своего Андропова), горбачёвскую перестройку, ельцинский развал. Теперь вот поглядывает на капитализм "а-ля Путин". Боязно, конечно, ему - а ну, как не угодит новой власти. Знает, князь, что у нас не заржавеет. Только свистни - враз голову снесут.
Но... пока тихо. Шуршат по Тверской лимузины, прохаживаются по тротуарам красотки, отходит понемногу матушка-Россия от потрясений минувшего века. Будет ли судьба её мирной и благополучной - посмотрим.
***
P.S. "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся", - говаривал Фёдор Тютчев. И верно, не думал Иосиф Виссарионович, замышляя переделку "долгоруковской" кобылы, как его идея отразится на судьбе уборщицы мастерской Орлова. Как мы помним, тов. Орлов поддался на уговоры тов. Сталина и прилепил коню то, что сделало последнего жеребцом. Ничего не подозревающая уборщица, как обычно, пришла в мастерскую и начала уборку. Когда она, нагнувшись, сметала сор в совок, свежеприлепленные половые органы отвалились и стукнули её по затылку. От удара уборщица скончалась. Несчастный случай - записали в протоколе. Но мы-то знаем, что от судьбы - не уйдёшь!