Во льдах Антарктиды под лучами незаходящего солнца проявлялся город. Он проявлялся постепенно, мазок за мазком кисти Художника. Краски состояли из масла и полярного сияния. Кисти были из нитей млечного пути. Холстом служил нетронутый снег. Художник видел, как под его рукой город снова приобретал первозданную древнюю красоту и иноземность. Ломаные и округлые линии, сверкающие поверхности, иномирные жители. Город оживал и продолжал жить, как будто и не было тысячелетий ожидания. Город был прекрасен и Художник был вдохновлен им. Художник чувствовал город, видел его жителей, которые спешили по своим важным и непонятным делам, видел прекрасные здания и переливы света. Для многих цветов города в человеческом языке не было названий, человеческий взгляд не различал их. Свет под солнцем на льду, разламывался на миллиардный цветовой спектр. Художник видел все эти цвета и наносил их тонкими мазками на полотно.
Художник рисовал город, которого не было в яркой пустыне Антарктиды.
Он закончил писать и отошел от полотна, стремясь насладиться своим шедевром.
Городу понравился город. Городу понравился Художник. Город решил отблагодарить Художника.
Художник является ключом от врат города, от знаний, что скрыты в нем. Он не стремился к этой награде, и принял ее - поскольку это была его жизнь - знание. Знать как можно больше обо всем, уметь анализировать и думать. Но Художник знал и еще кое-что. Знал и принимал то, что случается, если знание безудержно и полностью вливается в мир, в неразвитые умы. Может это и понравилось городу больше всего? Может поэтому Художник и стал ключом?
Старец охранял. Он ждал уже долго, хотя и не понимал течения земного времени. Люди приходили и уходили, сменялись эпохи. А он все ждал и охранял по заказу Хозяина. К нему приходили за мудростью, за ответами. Он отвечал - почему бы и нет. Приходящие к нему были слишком глупы, чтобы понять его ответы. Люди всегда все извращали. Впрочем, это не его забота. Они не трогали то, что он охранял - остальное его мало интересовало. И тут время пришло. Он понял, что его вахта скоро окончится. Он так долго жил и служил, что принял эту новость совершенно безэмоционально. Значит теперь будет иное задание от хозяина, время стражи закончилось, начинается время действий. Все идет так, как пожелает хозяин.
Сначала пришли люди за Знанием, они хотели знать все. Они не поняли его, как и другие, до них. Они захватили ключ. Но отложили его в сторону. Они решили, как и свойственно людям, что ограничения не для них и что они выше всех. Они хотели стать главными. Они взломали врата и получили, что хотели. Безграничное, ничем не сдерживаемое, полное знание обо всем. И перестали быть хоть кем-то. Они потеряли свою личность, себя, перестали быть людьми. Они ходили, ели, спали, говорили, учили. Никак. Их развитие закончилось, они стали лишь куклами Хозяина. Перчатками. А ведь Старец говорил им об этом. Но они не поняли его. С другой стороны, хозяин оберегает своих кукол, они ему полезны. Это его глаза, уши, руки и прочие полезные придатки в мире. И хозяин не позволяет никому безнаказанно вредить своим куклам.
А вот потом пришли двое. Они были также глупы и слабы, как и все остальные. Хотя из одного из них наверно вышел бы толк, лет через 500. Жаль, люди живут слишком мало, чтобы хоть чему-то научиться.
Им нужен был захваченный куклами хозяина ключ и лом, в обмен они предложили свободу Старцу. И Старец понял - что время пришло. Воля хозяина должна быть исполнена. Он должен выйти из заточения и начать действовать. Знание, что он берег, более не нужно охранять.
Предупреждение Старца просто. Открытую ключом дверь всегда можно закрыть, или сделать щель меньше, выломанную дверь закрыть невозможно. Или потеряете себя во вратах навсегда, без возможности вернуться. Даже интересно - эти-то хоть поняли или как обычно...
Старец забрал кукол хозяина, двое забрали ключ и лом. Каждый получил свое. Компромисс. Почти счастливы. Всем понемногу.
Тринадцать картин стоят на подставках. "Олимп", "Валгалла", "Рогатый бог", "Добрый бог", "Бесконечный Космос", "Маленькая Земля В Космосе", "Многорукая Женщина", "Кошки", "Скелет Женщины", "Шаманская Пляска", "Старый Католический Собор", "Третий Рейх".
"Полярное сияние" - на ней изображена бескрайняя, белая, яркая пустыня Антарктиды.