|
|
||
Немного о теории телепортации. Перевод с английского + оригинальный текст. |
[Комментарий переводчика: для тех, кто предпочитает читать в оригинале, исходный текст помещен после русского.]
Почему телепортация? Видите ли, региональный конвент, известный как "Боскон", ежегодно проводимый в Бостоне, выбрал меня почетным гостем. Как ни странно, все ожидали от меня речи. А я не выступал на публике с начала обучения в колледже. Что еще хуже, аудитория просто кишела студентами MIT [МТИ, Массачусетский технологический институт, один из ведущих технических вузов США. - прим. пер.]
Почему телепортация? Потому что ни один из MITSFS (MIT Science Fiction Association, научно-фантастическая ассоциация МТИ, произносится как "мисфитс") [игра слов: misfit по-английски - неудачник, не приспособленный к жизни человек. - прим. пер.] не в состоянии поймать меня на этом предмете. Не имея твердых оснований верить, что телепортация вообще возможна, можно рассуждать сколько угодно, не опасаясь, что какое-нибудь юное дарование заявит: "Ты ошибаешься! Вот здесь в моем учебнике по физике сказано, что..."
В тот момент данный довод являлся вполне достаточным основанием. Но речь удалась, вплоть до того, что сессия вопросов и ответов выродилась в яростную перепалку в кулуарах, позволившую мне тихо ускользнуть. Вернее, я так планировал. Но Фред Пол поймал меня у дверей и попросил превратить речь в статью. И вот она перед вами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Любое сходство с сюжетами древней или современной научной фантастики, в романах или же в рассказах, не является случайным совпадением, поскольку я сам жадно читал научную фантастику в течение восемнадцати лет. В дальнейшем я беззастенчиво заимствую цитаты у тех, кто меня превосходит, а также у себя самого. Если я помню источник, я ссылаюсь на него - иногда.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Телепортация - любой метод перемещения из точки в точку за пренебрежимо малый промежуток времени. На коротких расстояниях в качестве допустимой скорости мы принимаем скорость света. На больших дистанциях (межпланетных и межзвездных) нам потребуется уже бесконечная или почти бесконечная скорость.
Я различаю психическую и механическую телепортацию. По существу, пси-телепортация сводится к исполнению мысленного желания переместиться между точками. При механической телепортации нужно нажать кнопку. Первоначально может возникнуть нужда в иных действиях, таких как прицеливание, зарядка аккумуляторов, взвешивание и измерение груза, все в таком духе. Но в конце концов кнопка окажется нажатой, и мгновенное перемещение свершится. Похожим образом адепт пси-телепортации может провести десятилетия в духовном совершенствовании, обучаясь, каким образом можно преодолевать расстояние силой желания.
Эти определения не являются строгими. Интуитивно вы и сами знаете, что такое телепортация.
ИСТОРИЯ:
История телепортации - это, естественно, всевозможные вариации пси-методов.
Пророка Илию часто "перемещал" Яхве. Он мог приподняться в воздух, начать вращаться вокруг своей оси, а затем исчезнуть. Или же он мог взлетать и приземляться без исчезновения. Однажды он взлетел и больше не вернутся. Его последователи обыскивали местность многие дни. Когда они не смогли найти его тело, они предположили, что Илия был вознесен в рай.
Фриар Жозеф из Копертино (1603-1663) был левитатором. Обычно в присутствии свидетелей он входил в религиозный транс, взмывал в воздух и летал вокруг, рано или поздно приземляясь на алтарь или на дерево. В этой статье он упоминается из-за его способности к раздвоению. Фриар Жозеф был способен присутствовать в двух местах одновременно.
В прошлом и настоящем известны также индусские мистики, с которыми связаны истории о телепортации во время спиритических сеансов. Впрочем, это неважно. Наиболее интересным с исторической точки зрения является тот факт, что никто, похоже, не делал различий между преодолением расстояния посредством желания, перелетами с размахиванием руками как крыльями, перелетами без размахивания руками, присутствием в двух местах одновременно или перемещением на огромной скорости при помощи божественной или иной мистической силы. Различие, похоже, появилось лишь в научной фантастике, и оно не базируется на зафиксированных "фактах".
Я предлагаю следующую идею: разницы между этими методами нет. Эта путаница может являться фундаментальной характеристикой психической телепортации.
ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ:
Я намерен пробежаться по ней по диагонали, так как я не верю в пси-телепортацию, а мой главный интерес заключается в изучении эффекта воздействия телепортации на общество.
1) Рассмотрим следующую теорию: человек в смертельной ситуации может овладеть телепортацией, чтобы спасти свою жизнь.
Я могу припомнить два романа, в которых эта идея была критично важной: "Jack of Eagles" Джеймса Блиша [на русском выходил под названиями "Козырной валет" и "Джек Орлиный". - прим. пер.] и "The stars my destination" Алфреда Бестера [на русском выходил под названиями "Тигр! Тигр"" и "Звезды - цель моя". - прим. пер.] Идея заключается в том, что следует просто направить пистолет в голову человека и выстрелить. Один раз из тысячи он в состоянии аффекта телепортируется с пути пули, и вы получите искомое.
Забудьте. Для этого было слишком много возможностей! Насильственные смерти происходили с тех пор, как человек стал человеком. Многие ли научились телепортироваться вовремя, чтобы спастись? Слишком мало, чтобы их можно было заметить.
Но в теории есть и иной изъян. Психические силы печально известны своей ненадежностью. Исходя из опыта можно сказать, что когда возможность телепортироваться нужна больше всего, она как раз и не проявляется.
2) Мое предубеждение против телепортации имеет веские основания. Я никогда не видел ее в реальности.
Наука существовала на Земле в течение промежутка - в зависимости от того, что вы называете наукой - длиной от пары столетий до нескольких тысячелетий. Мы пока что не можем создать оборудование для телепортации. Но пси-возможности, если они вообще существуют, возникли тогда, когда человек стал человеком. Если телепортация возможна и полезна, мы бы использовали ее с тех пор, как человек пришел в долину Нила. И мы бы никогда не отказались от нее... если телепортация и возможна, и полезна.
Приходится заключить, что либо телепортация невозможна, либо она убивает владеющих даром до того, как они могут продемонстрировать его кому-нибудь. Возможно, и то, и другое.
Возьмем "Голубое смещение" ("Blue Jaunt") Бестера. Утопающий в панике телепортируется, не задумываясь, куда именно - и оказывается в стене. БУМ! Скверный ход.
Или же пси может оказаться опасным и в других смыслах: например, быть привязанным к сумасшествию или к умственной неполноценности на генетическом уровне.
В любом случае, пси-телепортация выбывает из игры. Но давайте проигнорируем факты и займемся умствованиями.
ПРАКТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ
Что насчет сохранения энергии? Что насчет сохранения кинетического момента?
Это не праздный вопрос. Камни не прекратили падать, когда Эйнштейн опубликовал новую теорию гравитации. Старые законы сохраняются; новые законы физики применяются только к новым областям. Изменить один закон физики - все равно что съесть один орешек [отсылка к американскому выражению "съев один орех, не удержишься, чтобы не съесть всю чашку". - прим. пер.]
ОК. Что случится, если вы попытаетесь телепортироваться в гору? Станет ваше тело холоднее или потеряет массу? Потенциальная энергия увеличилась, что должно компенсироваться потерей энергии в другой форме.
Предположим, я телепортируюсь на остров Кергелена (я пишу эти строки в Лос-Анджелесе, и на противоположной стороне глобуса в центре Индийского океана это ближайшая суша). Из-за вращения Земли Лос-Анджелес и остров Кергелена перемещаются в противоположных направлениях. Телепортировавшись туда, мне пришлось бы бежать со скоростью полумили в секунду.
Телепортация может оказаться опасной. Точно так же вы не станете телепортироваться и из несущейся машины.
3) Рассмотрим другую теорию из "The world of A" А.Е. Ван Вогта [на русском языке выходил под названием "Мир Ноль-А". - прим. пер.] Два объекта, похожие друг на друга с точностью до двадцатой цифры, соединятся. Меньший пересечет пространство, чтобы соединиться с большим. Этот предполагаемый закон относится к массам, мыслительным волнам и даже к целым личностям.
Мы это опровергнуть не можем. Это может быть фактом. Мы не можем опровергнуть такое, потому что Ван Вогт никогда не определял термин "похожесть", равно как и "меньший" и "больший". Так что теперь вы знаете, как писать научно-фантастический роман. Но мы все еще можем работать с данной идеей, и я думаю, что Ван Вогт упустил некоторые великолепные комические ситуации. Возьмем, например, следующую.
В одной из сцен "The pawns of A" [на русском языке выходил под названием "Пешки Ноль-А". - прим. пер.] мы видим Гилберта Госсейна с одной стороны изгороди. Он хочет оказаться с другой стороны. Он смотрит на участок земли сразу за изгородью и при помощи силы своего экстраординарного мозга делает себя похожим на него, подгоняя свой атомный состав с точностью до двадцати десятичных цифр.
Но двадцать цифр после запятой - это очень высокая точность. Госсейн должен попасть в этот интервал, но также и удостовериться, что он окажется "меньшим" в паре, но не "большим". Одна микроскопическая ошибка... и когда он устанавливает контакт, на него обрушивается полтонны земли.
Я не верю в психическую телепортацию. Но я могу ошибаться.
Предположим, что научиться телепортироваться возможно почти для любого. Например, была разработана новая техника обучения путем подмешивания в пищу молекул ДНК/РНК, настроенных на перенос памяти напрямую в мозг реципиента, в той же манере, что позволяет скармливать плоских червей друг другу для передачи памяти. Или что-то еще. Что получится, когда практически каждый на Земле сможет телепортироваться?
Вы получите ситуацию из "Звезды - цель моя" Альфреда Бестера. Я буду использовать эту книгу как вспомогательный текст для иллюстрирования данного курса. Укажу на некоторые существенные моменты:
1) Появятся воры, (практически) неуловимые, телепортирующиеся по миру вслед за ночью. Они никогда не видят солнечный свет.
2) Запертые двери, а за ними - лабиринты, достаточно сложные, чтобы запутать любого, кто попытается телепортироваться внутрь. Иначе не будет ни частной собственности, ни приватности.
3) Любые транспортные машины станут устаревшими. Коллекционеры будут собирать их как свидетельства эпохи.
4) Реестр телепортационных возможностей всех граждан. (Бестер предполагает классификацию по расстоянию телепортации. Мой собственный вопрос: связан ли лимит с относительной неуверенностью? Чем больше дистанция до точки назначения, тем менее можно быть уверенным в ее положении в пространстве и времени.)
5) Интенсивные, возможно, результативные исследования прочих пси-способностей (поскольку существование одной уже продемонстрировано).
6) Я возражаю против одного из штрихов картины Бестера. Если Галли Фойл попытается "сместиться" вдоль "геодезической линии", он будет перемещаться медленнее света. Это общая схема поведения геодезических линий в Эйнштейновом пространстве. Но в целом это не влияет на картину общества Бестера, которое достойно изучения.
[Здесь Нивена заносит куда-то не туда. Геодезическая линия по определению является наикратчайшим расстоянием в данном пространстве с учетом его топологии (например, на поверхности сферы геодезическая линия между двумя точками - это дуга минимальной длины). Соответственно, совершенно непонятно, почему перемещение вдоль кратчайшего пути должно накладывать подобного рода ограничения. - прим. пер.]
ТЕОРИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ: кто-нибудь слышал о туннельных диодах?
Вокруг полно хороших писателей по имени Смит. Один из них написал историю о системе телепортации, базирующейся на эффекте туннельного диода. Похоже, студентов-физиков сегодня обучают, что туннельный диод берет электрон здесь и помещает его там, не позволяя ему занимать промежуточные точки. Если вы можете сделать это в квантовой физике, почему бы не поступить так же с массами большего размера? С людьми? Теория выглядит великолепно, и ее не слишком часто используют в научной фантастике.
Более старым, чаще используемым и более традиционным является лучевой метод. Вы преобразуете ваших пассажиров и/или груз в электромагнитные волны, посылаете луч через пространство, захватываете его приемником и преобразуете электромагнитную энергию обратно в вещество.
Модификацией является система Пола Андерсона в "The enemy stars". [на русском языке выходил под названием "Враждебные звезды". - прим. пер.] Система Пола записывает позицию и энергетическое состояние каждой субатомной частицы в теле пассажира. Побочный эффект заключается в том, что тело испаряется, так что по завершении процесса получаем полную запись пассажира плюс облако перегретой плазмы. Этот газ всасывается через решетку в хранилище вещества и ожидает следующего входящего сигнала.
Запись пассажира передается через пространство. Приемник получает ее и использует в комбинации с плазмой в собственном хранилище вещества для реконструкции пассажира.
Ну, не знаю. Я ни за что не полечу в такой чертовой штуковине.
Инженерные проблемы кажутся здесь тривиальными по сравнению с юридическими, этическими и философскими последствиями. Скажем, что случится, если сигнал исказится? В старые добрые времена я читал о подобной возможности в комиксах ЕС [EC Comics books, EC - Educational Comics, серия комиксов на фантастические, фэнтезийные и т.п. темы, выпускавшаяся издательством EC Comics с 1935 г. - прим. пер.], и картинки были живыми и ужасающими. На практике малейшее искажение превратит пассажира в идиота или в прекрасную имитацию трупа. На межпланетных расстояниях вам следует беспокоиться не только о мешающих пыли и газе, но и о красном и фиолетовом смещении из-за гравитации и относительных скоростей. И что случится с вашей душой?
Я за нее тревожусь. Не то чтобы я верил в душу - я не верю в риск. Если моя душа не записывается где-то по ходу дела, я мертвец, даже если моя память сохранилась в реконструированных электронных орбитах.
Когда речь идет об обществе, возникают не менее серьезные проблемы.
Предположим, мы находится на первой стадии. Мы записали нашего потребителя и сейчас имеем запись и шар ионизированной плазмы. Почему бы не передать запись двум приемникам? И тогда мы имеем двойников. Юридические формальности становятся неразрешимыми. Мы можем обойти проблему, позволив иметь, скажем, одного Айзека Азимова на планету. Но кто будет получать гонорары за трилогию "Foundation"? [Серия выходила на русском под названиями "Академия" и "Основание". - прим. пер.]
Похожим образом вы можете сохранить запись. Вы отправляете сигнал приемнику, но оставляете ленту. Десять лет спустя пассажир выскакивает на дорогу перед движущимся автобусом. Вы можете пересоздать его с ленты - за вычетом десяти лет его жизни. Но - даже если абстрагироваться от вопроса о душе - может ли он получить страховую премию по собственному договору страхования жизни?
Предположим, после первого шага мы изменили свои намерения. Мы оставили себе запись вместо того, чтобы переслать ее. Это похищение? Или, с учетом факта, что мы до смерти испарили человека, убийство? Перестанет ли это являться убийством, если мы реконструируем его до суда?
Наконец, предположим, что мы не нуждаемся в уничтожении модели, чтобы получить запись. Должны ли мы уничтожить его в любом случае? Ведь иначе он никуда не отправляется.
Наш четвертый метод не влечет подобных сложностей. Его часто называют смещением или телесмещением, но так слишком много мороки. Впредь я называю его телепортацией. Он сводится к тому, чтобы сделать две точки пространства соприкасающимися - тем или иным способом. В целом мы пользуемся тем фактом, что Вселенная с точки зрения четырех и более измерений напоминает скомканный носовой платок. Свет следует поверхности платка, так что точки, смежные в четырех или более измерениях, не выглядят смежными с точки зрения предположительно ровного пространства.
А если Вселенная на самом деле не походит на скомканный платок, то мы можем заставить ее походить на него. Возможно, удастся искривить основу пространства правильным приложением электромагнитных полей, так что две точки соприкоснутся. По крайней мере, у нас не возникнет неловкой ситуации с дублированными пассажирами.
Неловкость возникает, однако, если две искривляющих установки действуют одновременно в любых местах Вселенной. В лучшем случае пространство искривится непредвиденным способом и никто не попадет туда, куда намеревался. В худшем случае основа пространства разойдется, как слишком часто комкаемый носовой платок.
ПРОРАБОТКА МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ
Предположим, у нас есть телепортационные передатчик и приемник. Откуда мы их получили - вопрос к научной фантастике, но как только они у нас есть, у нас появляется почва под ногами.
Примем за аксиому, что принцип их действия не вовлекает лучевую передачу. Он может основываться на туннельном диоде, искривлении пространства или на чем-то ином.
Итак, мы получаем две закрытых кабины. Почему кабины? Из-за старого принципа, гласящего, что два тела не могут занимать одно и то же пространство одновременно. Как и многие старые принципы, этот не до конца точен. Вещество по большей части представляет собой пустое пространство. Нет никакой причины, по которой вы не могли бы телепортироваться в скалу - там есть масса места для атомов как ваших, так и скалы. Основная проблема в том, что это вас убьет.
Телепортация в заполненное воздухом пространство также вас убьет. В число причин входят энергетический фактор, равно как и кессонная болезнь, эмболия и т.п. Возможно, произойдет взрыв.
Таком образом, вам нужны кабины. Естественно, с внутренними пространствами, идентичными по форме и объему. Кабина-передатчик наряду с пассажиром или грузом содержит воздух. Кабина-приемник опустошается перед работой. Мы телепортируем воздух наряду с пассажиром и/или грузом. Если при этом обе кабины работают как передатчики, нам не нужно опустошать приемник. Мы просто телепортируем воздух в передатчик тогда же, когда передаем груз в приемник.
По мере усовершенствования мы даже можем найти способ избавиться от кабин. Если мы раздуем сферическое силовое поле из одной точки ("Gree stories", из "Galaxy") ["Gree stories" - "Истории Гри" - название серии фантастических текстов, выходивших в 60-х в фантастическом журнале "If" - "Если". - прим. пер.], чтобы получить вакуум для приемника, нам нужна только кабина передатчика. Оденьте пассажира в пневмокостюм, и мы избавимся и от этой кабины; не имеет значения, какой объем передается, пока размер приемника больше.
Но все-таки нам придется начать с кабины.
Обратимся к рисунку 1:
Кабины А и В используются на первых стадиях эксперимента, чтобы удостовериться в надежности процесса телепортации. Как только мы заканчиваем отладку, переходим к фазе 2: телепортируем инструменты из кабины С в кабину В и (если В - передатчик) назад. Если закон сохранения энергии выполняется, можно ожидать повышения температуры при телепортировании под гору.
Кабина D смонтирована на железнодорожной колее. Мы заставляем ее двигаться, чтобы определить, выполняется ли закон сохранения момента. С учетом относительности мы с тем же успехом можем использовать кабину D только как приемник. В этом случае мы можем обить мягким материалом дальнюю стену на тот случай, если момент действительно сохраняется.
Кабины Е и F предназначены для непрерывной телепортации. Пули выстреливаются в отверстие кабины Е на разной скорости. Какая из пуль достигнет F до того, как ударится о дальнюю стенку Е? Эту систему также можно переделать. Очевидно, мы не сможем обить мягким заднюю стенку Е, поскольку лишь телепортируем обивку в F. Таким образом, мы будем уничтожать кабину телепортации каждый раз, когда пуля попадает в заднюю стенку Е. Когда пуля успевает телепортироваться, она вылетает из кабины F и попадает в исследователя. Если же исследователь трусливо приседает, пуля разрушает кабину Е.
Мы можем получить более качественные данные, используя длинный арбалетный болт и измеряя, какая часть бота телепортируется вовремя. Но мы разрушим кабину наконечником и врежем исследователю оперенным концом. Я уверен, что эту систему можно было бы спроектировать и получше.
ПРАКТИКА МЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕЛЕПОРТАЦИИ
Здесь ситуация усложняется. Я намерен продемонстрировать, что любые накладываемые нами ограничения ведут к построению определенного общества, уникального для каждого набора ограничений. Опять же, я намерен цитировать мои источники, если смогу их припомнить. Но большая часть изложенного ниже - моя собственная.
I.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: нам не нужен передатчик. Наш телепортационный приемник способен получить в себя все, что угодно и откуда угодно. При этом могут существовать ограничения на расстояние или массу груза.
РЕЗУЛЬТАТ: воры способны украсть что угодно у кого угодно, оставаясь в полной безопасности. Такие устройства были обнаружены Ситоном, а после него - ДюКвесном в "Космическом жаворонке". ["Skylark of space" - одна из самых ранних историй серий о межзвездных путешествиях, написанных между 1915-м и 1921-м гг. Эдвардом "Доком" Смитом и Ли Хоукинс Гарби, которую часто называют одной из первых космических опер. - прим. пер.] На практике любой, владеющий таким устройством, является властелином мира. Если приемниками, не нуждающимися в передатчиках, владеют многие, общество разваливается. Когда общество перестает производить запчасти для таких машин, машины разваливаются, и все начинается сначала.
II.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: приемник не требуется. Наш телепортационный передатчик поместит груз в любое выбранное нами место.
РЕЗУЛЬТАТ: мы можем переправить бомбу в любое место. Эта идея использовалась минимум однажды, в "The person from Porlock". ["Человек из Порлока" - изначально некто, сбивший с мысли и не позволивший английскому поэту Кольриджу дописать поэму "Кубла-Хан"; в 1947 г. писатель Рэймонд Джонс написал фантастический рассказ с таким названием, где интерпретировал неизвестного как инопланетянина, не позволившему Кольриджу закончить описание инопланетной колонии на Земле. - прим. пер.] На практике правительство, владеющее такой штукой, опять же, владеет миром. Два таких правительства, вероятно, разбомбят друг друга до пре-телепортационного уровня цивилизации. Вероятно, такое может случиться произвольное количество раз.
III.
При наличии условий (I) и (II) у вас в действительности не получится никакого общества. Вы получите просто короткую войну. Поэтому в большинстве сюжетов предполагается, что телепортация требует и приемника, и передатчика.
Примем то же самое. В дальнейшем предполагается, что передатчик (и приемник?) выглядят как телефонные будки. Вы входите в будку, бросаете монету в щель, набираете номер. И вы где-то еще.
Как они работают? Мы предположим либо искривление пространства, либо эффект туннельного диода. Предположим также, что процедура относительно дешева: не больше нескольких четвертаков в щель. Наконец, металлическая бляшка вместо монеты отправит пользователя прямо в полицейское отделение.
РЕЗУЛЬТАТ. Все существующие методы транспортировки оказываются устаревшими: легковые автомобили, грузовики, автострады, корабли, доки, самолеты и аэропорты, поезда и вокзалы. Что делать с континентальной сетью автострад, когда исчезнут все автомобили и автобусы? Их можно использовать для автогонок или катания на велосипедах, построить на них дома или превратить их в парки. Или вы заставите их автомобилями, потому что эти проклятые бесполезные жестянки больше некуда девать. Не только автострады и шоссе, но и улицы, дороги и даже тротуары станут устаревшими. В деловых районах тротуары можно сохранить, чтобы разглядывать с них витрины магазинов. А в других местах - пф-ф!
Дальнейшие перспективы становятся запутанными. Предположим, что население продолжает расти, как сегодня. [С учетом современных тенденций - это вряд ли. - прим. пер.] Тогда, как предположил Айзек Азимов, целые поколения могут вырасти, не увидев снаружи ни одного дома, включая их собственный. Может просто остаться слишком мало пространства для разглядывания и слишком мало внешних видов зданий. Без нужды в улицах или тротуарах между зданиями просто не будет пространства. Их будут строить стена к стене или кварталами в кубическую милю. И люди будут тренироваться физически, катаясь на велосипеде между двумя открытыми кабинами наподобие E и F на рис. 1.
IV.
Но что, если на кабины существуют ограничения? Для каждого такого ограничения получим разные общества. Рассмотрим несколько примеров.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: кабины дороги в эксплуатации. Цена на прыжок независимо от расстояния - двести долларов. (Ограничение разумно - операция по сжатию пространства может стоить одинаково независимо от ее параметров. То же верно для работы туннельного диода.)
РЕЗУЛЬТАТ: Машины, мотороллеры, автобусы сохранятся. Исключая случаи экстренных ситуаций, никто не станет использовать кабины для прыжков короче, чем трансконтинентальные. Но самолеты исчезнут, кроме разве что грузовых.
Измените цену, и вы измените результат. С понижением цены грузовые перевозки поездами и грузовиками начнут сокращаться, а затем начнут исчезать и автомобили. Увеличьте цену до нескольких тысяч долларов, и исчезнут только космические корабли.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: кабины дешевы, пара баксов за прыжок, но ограничены по расстоянию. Скажем, десять миль - верхний предел.
РЕЗУЛЬТАТ: путешественник, естественно, будет перемещаться серией прыжков. Но начиная с определенного момента самолет окажется дешевле или удобнее (или и то, и другое сразу), чем последовательность перемещений через кабины. Тогда машины исчезнут, но самолеты и грузовой транспорт останутся.
Измените ограничивающую дистанцию, и вы в очередной раз измените общество. При прыжках длиной в милю исчезнут только автомобили. При тысячекилометровых останутся только космические корабли.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: телепортация ограничена законами сохранения энергии и момента.
РЕЗУЛЬТАТ: не слишком отличается от рассмотренного выше. Автомобили исчезнут, самолеты останутся. С помощью телепортации мы не сможет перемещаться далеко к северу и к югу, и перемещаться придется серией коротких прыжков. Чем длиннее прыжок, тем сильнее кинетический момент будет дергать пассажира в сторону.
При путешествии на восток наш момент будет приподнимать нас на несколько дюймов над креслом в приемной кабине при каждом прыжке. (Да, я сказал "кресло". Вы можете делать это стоя, но я бы не стал.) Путешествие на запад будет куда хуже: чем длиннее прыжок, тем сильнее кинетический момент будет впечатывать нас в кресло. Житель Нью-Йорка может предпочесть добираться до Сан-Франциско в восточном направлении, через линию кабин, пересекающих Атлантический и Тихий океан.
(Предположим, что пассажир - на экваторе и телепортируется прямо на восток на расстояние в Х миль. Тогда Х/4000 - угол его прыжка в радианах. Для малых Х примем sin(X) = X и получим Х*1000/4000 = Х/4. {Мы умножаем синус угла, равный самому углу для малых углов, взятый в радианах, на скорость вращения Земли.}
Х/4 - скорость, на которой пассажира приподнимает над поверхностью. При смещении на запад его впечатывает в пол в соответствии с тем же уравнением. Для небольших углов уравнение сохраняется и за пределами экватора. Уменьшение расстояния от оси вращения Земли уменьшает скорость вращения, но увеличивает угол сдвига.)
Обратите внимание на важное исключение. Мы можем комфортно перемещаться из северного полушария в южное в случае, когда точки отправления и прибытия расположены на одинаковой широте.
Лифты станут более важными, чем ранее. В гравитационном поле Земли на поверхности планеты мы потеряем семь градусов Фаренгейта на каждую милю телепортации вверх и столько же приобретем при телепортации вниз. Лифты куда более удобны.
Так что если вы отправляетесь кататься на лыжах в Швейцарские Альпы, на Санкт-Мориц, вам лучше всего долететь на самолете до места с большим взлетно-посадочным полем, подняться на полмили до телепортационной кабины и только затем телепортироваться на эту гору. Сделайте это иначе - и проболеете пару дней. Но из Нью-Йорка вы можете попасть в Анголу или Чили за один прыжок!
На этом с кабинами закончим. В плане прорицания будущего они выглядят наиболее привлекательно, однако пора исследовать и другие варианты и рассмотреть последствия.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: открытые телепортационные диски. Вы встаете на диск, и он телепортирует вас на другой диск. Стоимость - гроши за несколько тысяч перемещений.
РЕЗУЛЬТАТ: весь существующий транспорт исчезнет. При надлежащем размещении вы можете дошагать до любого места на планете. Рисунок 2 демонстрирует схему междугородного перемещения, но она может быть легко приспособлена и для больших расстояний. Показанные кварталы могут определяться линиями вдоль параллелей и меридианов, их длина произвольна.
Рис. 2. Расположение телепортационных дисков в прямоугольном городе. Показано направление обхода вокруг квартала В: альфа, бета, гамма, дельта, альфа. Чтобы пройти прямо, нужно просто идти обычным шагом, как от альфа к Р. Пунктирные стрелки - телепортация.
Для показанного города с прямоугольной планировкой мы просто идем в нужном направлении. Расстояние между приемной пластиной в центре перекрестка и следующим передающим диском - около трех шагов. За три шага мы перемещаемся на квартал, длина которого, я повторяю, опциональна. Возможно, будут более быстрые пути в центре города и еще более быстрые - между городами: перекрестки, расположенные на расстоянии мили или десяти миль. Чтобы выбраться из системы, нужно обойти последний диск и отправляться глазеть на витрины или заниматься чем-то еще.
Наибольшее преимущество заключается в том, что мы можем полностью избавиться от бесконечных звонков по телефону!
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: наш передатчик умещается в руке. Мы можем подвесить его к ремню. На нем есть (ну а как же!) блок набора номера, как на телефоне. Приемник больше по размерам: открытая платформа или небольшая пластина дома или в вестибюле или же общественный приемник размером с площадь. Стоимость эквивалентна стоимости телефонного вызова. В приемниках имеются также, если необходимо, компенсаторы кинетического момента и температуры.
РЕЗУЛЬТАТ: "Звезды - цель моя" Бестера с небольшими изменениями. Никаких лабиринтов за дверями, просто не значащиеся в справочниках номера приемников.
VI.
Может, займемся разработкой космических кораблей? Ограниченная телепортация не сделает их устаревшими. Ее даже можно использовать для улучшения самих кораблей.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: телепортация требует и передатчика, и приемника. Законы сохранения остаются. Телепортация мгновенна и не использует лучевую передачу.
РЕЗУЛЬТАТ: см. рисунок 3. Корабль состоит в основном из пары ракетных двигателей, баков с горючим и открытый телепортационный приемник, ориентированный назад. Его можно оставить открытым, поскольку в вакууме нет нужды беспокоиться о попадающем в приемник воздухе.
Беспилотный корабль запускается с околоземной или более удаленной орбиты. Возможно, его следует запустить в направлении галактического ядра, где ожидается наиболее интенсивное движение. Запуская корабль, скажем, с орбиты Юпитера, мы можем прихватить с собой много горючего - воды для реакторной массы - снаружи корабля. (См. "The Martian way" Азимова [на русском языке текст выходил под названием "Путь марсиан". - прим. пер.]) Мы используем все горючее, за исключением резерва для двигателей ориентации. Далее корабль движется по инерции.
Он проходит через звездную систему. Предположим, ее размеры приблизительно равны размерам Солнечной системы. Тогда у нас имеется около десяти часов (в предположении, что скорость корабля близка к световой), чтобы запихать заранее построенную колонию в расположенный на Земле передатчик. Если процесс растягивается на все десять часов, строительные материалы для колонии разбрасываются по всей системе. Каждый контейнер с оборудованием прибывает в состоянии покоя относительно Земли, покидая, таким образом, приемник на скорости, приближающейся к световой (теперь вы знаете, зачем мы сделали дырку в приемнике). Последними через приемник проходят корабли, предназначенные для сборки всего этого барахла. Поскольку они пилотируемые, лучше не посылать их с Земли. Закон сохранения энергии мгновенно превратит пилотов в лед. Какая ирония: чтобы спасти их от замерзания, мы должны отправить их с орбиты Плутона!
Более эффективной может оказаться отправка через телепортационную систему лишь нескольких кораблей и еще один телепортационный приемник оборудования. Остаток колонии пройдет через этот второй приемник.
В любом случае обратим внимание на четыре преимущества. Вам не надо везти весь груз и тратить горючее на его ускорение. Вы не тормозите корабль, на что не нужно выделять резервы из вашего ограниченного запаса топлива. Колонисты могут палец о палец не ударять десятилетиями. И корабль может быть использован повторно.
Может и будет. Просто позвольте ему лететь дальше по инерции. Каждый раз, когда он проходит возле звездной системы, вы получаете еще одну колонию. Восемьдесят тысяч лет мы будем создавать цепочку колоний через всю Галактику, пока у нас не кончатся звезды.
Менее миролюбивые общества могут пропихивать через телепорты боевые флоты. Сложно вообразить более безопасный способ воевать. Флот распределяется по всей системе в состоянии покоя относительно Вселенной. И как атакуемая система сможет контратаковать? Чтобы достичь вторгающейся системы, нужно захватить корабль, у которого были годы на то, чтобы ускориться до чудовищной скорости и который ушел в межзвездное пространство задолго до того, как атака началась. [Автор, однако, забывает, что вторгшийся флот наверняка должен иметь собственные приемопередатчики, чтобы получать подкрепления, вводить оккупационные войска, отступать в случае неудачи и так далее. - прим. пер.]
Во время бостонского выступления кто-то из аудитории предположил, что телепортация может использоваться для заправки нашего корабля. Например, двигатель - это открытый приемник с прикрепленным расширяющимся соплом. Мы сбрасываем передатчик на Юпитер. Presto! Адски плотный газ под высоким давлением расширяется взрывным образом в вакуум, двигая корабль вперед. Источник топлива неэффективен по сравнению с ионными двигателями или чем-то типа того, но почти буквально неисчерпаемый.
Не сработает. Вернее, не проработает долго. Помните, мы предположили, что законы сохранения действуют. Скорость, на которой двигатель выдохнется, является ограничивающей для всего корабля. Атмосфера Юпитера не сможет расширяться слишком быстро, чтобы оставаться полезной. Даже при наличии термоядерного реактора мы теряем момент каждый раз, как капля водорода попадает в топливные баки. Мы должны компенсировать это, выстрелив каплю через ракетный двигатель. Когда две скорости уравняются, мы больше не сможем ускоряться.
Полное преобразование материи в свет действительно даст нам неограниченную скорость. Тогда нам нужно лишь решить, что делать с поступающим топливом. Эта проблема остается всегда. Капля водорода, движущаяся на десяти процентах скорости света, испарит любой топливный бак, который мы можем сделать сегодня. Возможно, в будущем, с новыми материалами, амортизаторами, эластиками...
Давайте попробуем что-нибудь еще.
ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ: расстояние, на которое можно телепортироваться, относительно ограничено. Чем больше искривление пространства - то есть чем ближе к большой массе - тем строже ограничения.
Предположим, что на Земле ограничение по расстоянию - два фута, на орбите Марса - несколько миль, в межзвездном пространстве - несколько световых минут. Попытайтесь отправить массу на большее расстояние, и она появится в приемнике в виде жидкости или мелкой пыли, потому что искривление пространства слишком сильно искажает связи между атомами.
И в очередной раз мы предположим, что законы сохранения действуют.
РЕЗУЛЬТАТ: не слишком убедительный, если мы говорим о настоящей телепортации. Мы можем телепортировать жидкости, так что топливные баки исчезают везде, за исключением космических кораблей и хранилищ горючего. Максимум, что мы можем сделать для космического корабля - это снабдить горючим разгонный двигатель с тяжелобронированным топливным баком, рассчитанным на подъем корабля из гравитационного колодца на невысокой скорости. Но мы можем использовать эту систему, чтобы построить корабль.
См. рисунок 4. Назовем этот своеобразный объект "конечно-телепортационный двигатель" и постулируем, что он телепортирует себя на свою переднюю поверхность. Я изобрел его много лет назад, но так и не осмелился написать про него историю.
Если вы нажмете кнопку, корабль телепортируется на свою переднюю поверхность, и если вы продолжите ее удерживать, он продолжит телепортироваться, генерируя постоянный поток собственных образов. Первый прыжок переместит корабль в позицию 2, но в тот момент, когда он только займет ее, ему потребуется оказаться в позиции 3, и как только этот образ начнет формироваться, кораблю потребуется оказаться в позиции 4, и так далее. Если телепортация достаточно быстра, мы можем использовать ее для транспортировки.
Вы отказываетесь верить в такой корабль? Тогда думайте о нем как об упражнении в размышлениях. Как бы нелеп он ни был, мы все равно получим нужные результаты.
1) Скорость перемещения такого корабля лимитируется только механическими ограничениями, то есть скоростью последовательных телепортаций. Конечно-телепортационный двигатель не влияет на кинетическую энергию корабля. Мы всего лишь меняем позицию, так что здесь нет места всякой чепухе насчет относительности.
2) Необходимо ввести искусственный предел скорости перемещения. В противном случае корабль уйдет за грань Вселенной.
3) Можете снять палец с кнопки. Кинетическая энергия телепортируется вместе со всем прочим. И в качестве идеального образа вы обладаете свободной волей.
4) Чем длиннее корабль, тем быстрее он будет перемещаться при данной скорости телепортации. Но чем длиннее корабль, тем выше вероятность оказаться слишком близко к большой массе. Чтобы сесть на Земле, корабль не должен превосходить двух футов в длину.
На самом деле при использовании конечно-телепортационного двигателя вы не сможете нигде приземлить корабль. Как и в случае с безинерционными двигателями в серии "Lensman" Дока Смита [в русских изданиях lensman обычно не переводился, а давался путем транскрибирования - "ленсман". - прим. пер.], вы сохраняете внутреннюю скорость, которая снова проявляется, когда двигатель отключается. Чтобы посадить корабль в любом месте, вам потребуются или вспомогательные ракетные двигатели, или ракетные буксиры.
5) Что случится, если что-нибудь окажется на пути корабля?
Хороший вопрос, поскольку многое совершенно определенно появится. Например, свет.
Луч света пересекает межзвездное пространство. Внезапно на мгновение то же пространство занимает конечно-телепортационный корабль. Корабельная обшивка не может остановить свет, поскольку луч не сталкивается со стенами. Но его может остановить человеческий глаз, если свет достигнет его вовремя.
Результат: все на корабле прозрачно. Если мы предположим, что часть света будет подхвачена телепортационным полем и перемещена вместе с кораблем, то насколько все окажется прозрачным, зависит от двух параметров: скорости путешествия и расстояния от объекта до человеческого глаза. Рука путешественника практически непрозрачна. Дальняя стена практически невидима, потому что между глазом и стеной захватывается (и теряется) очень много света. Кабина на рисунке 4 не нужна, если только корабль не снабжен вспомогательными ракетными двигателями. Когда конечно-телепортационный двигатель работает, звезды видны повсюду, куда бы вы ни поглядели.
Если телепортационное поле не транспортирует свет, ситуация становится куда более серьезной. На практичной скорости путешествия у луча света ровно столько времени, чтобы пересечь внутренность человеческого глаза, пока этот глаз не исчез. Так что глаз все еще действует. Но корабль и его содержимое, включая пассажиров, полностью невидим, и каждый пассажир становится бесплотным взглядом, несущимся между звезд.
Перемещайтесь быстрее, и у луча света будет время только на то, чтобы коснуться сетчатки глаза, не пройдя предварительно через хрусталик. Все станет туманным. По прибытии пассажир превратится в пациента врача-психиатра.
[Автор упускает еще один аспект взаимодействия корабля с потоками энергии. А именно - электромагнитное излучение за пределами оптического спектра, включая жесткое гамма-излучение. Поскольку оболочка корабля перестает защищать от него пассажиров, пережить такое путешествие в течение хоть сколь-нибудь длительного времени вряд ли кому-то удастся. Даже толстый слой свинца, вплотную, без единой щелки, прилегающий к коже, не спасет: излучение будет попадать прямо внутрь тела - точнее, тело будет возникать в точке, где уже присутствуют кванты излучения. Та же самая проблема, что и с телепортацией в воздух. - прим. пер.]
6) На пути также будет попадаться межзвездная пыль. С большей ее частью может справиться хорошая система кондиционирования, но некоторая ее часть возникнет внутри пространства, занимаемого телом пассажира. Определенно, по прибытии ему потребуется медицинская помощь.
7) Движущийся корабль также будет собирать межзвездный водород. Никакого курения на борту корабля с конечно-телепортационным двигателем. Выпивка - это да...
8) Что же до метеоритов и более крупных тел - здесь мы схитрим.
Скажем, мы движемся к галактическому ядру, то есть к Стрельцу. ОК, перед тем, как оставить Солнечную систему, мы поместим корабль на расстояние несколько миллионов миль от Солнца в сторону Стрельца и ляжем в дрейф. Мы будем дрейфовать, конечно-телепортируясь от Солнца, в то время как солнечное притяжение будет притягивать нас к нему. И после этого мы двинемся в сторону Стрельца.
И вы врезаемся во что-то по пути. Такое может случиться.
Но чтобы заставить две массы занять одно и то же пространство, необходима энергия. Скорее всего мы не сможем телепортироваться внутрь того, во что мы врезаемся. Предохранитель сгорит и мотор заглохнет. Корабль останется один на один с огромной внутренней скоростью, которая направлена в сторону, противоположную направлению путешествия.
И тогда корабль рванет назад со скоростью сотен миль в секунду!
Даже если мы врежемся в планету, наша внутренняя скорость выше, чем скорость убегания, и мы в безопасности.
[В планету - оно да, но как быть с мелкими камешками? Вряд ли бросок напряжения в системе телепортации при перемещении в точку, где летит метеорит, окажется для предохранителя фатальным. Или же нам придется делать настолько чувствительный предохранитель, что он будет выходит из строя от каждого чиха, что сделает подобное перемещение практически невозможным. - прим. пер.]
9) Закон сохранения энергии вновь поднимает голову. Корабль становится дьявольски холодным по мере того, как покидает Солнечную систему, и температура тела падает соответственно.
При входе в систему возникает обратное. Как хорошо, что мы смонтировали систему воздушного кондиционирования для удаления пыли! Она потребуется нам для контроля за температурой.
VII.
Почему я настаиваю, что законы сохранения действуют?
Этот вопрос вызвал несколько импровизированных выступлений, по большей части в мою защиту (спасибо, друзья!), у дальней стены бостонской аудитории. Это предположение важно, и я попытаюсь его обосновать.
1) Поведение Вселенной не меняется. Во всех известных случаях законы сохранения энергии и кинетического момента действуют неизменно. Сейчас мы используем их для предсказания. Существование и большая часть свойств нейтрино были предсказаны при помощи использования этих и прочих законов сохранения. Позже само нейтрино было обнаружено благодаря предположению о наличии у него этих свойств.
Если современные физики могут использовать законы сохранения для теоретического открытия призрачных частиц, я могу использовать их для теоретического описания поведения системы телепортации.
2) В любом случае я имею право делать любые предположения, которые меня устраивают, до тех пор пока она внутренне непротиворечивы. Это упражнение в рассуждениях, помните? Рассуждения начинаются с предположений. Если вам не нравятся мои предположения, используйте свои собственные - и, возможно, добьетесь интересных результатов.
3) Пассажир, телепортирующийся под гору, обязательно теряет потенциальную энергию. Поэтому должен возникнуть некий энергетический эквивалент. Но почему тепло?
Хороший вопрос. Я сам в общем и целом предполагаю, что энергия возникнет в виде перехода электронов на более высокую орбиту. Затем электроны возвращаются назад, излучая фотоны. Фотоны поглощаются до того, как достигают кожи пассажира, выделяя тепло. Но практически любой имеющий смысл процесс завершается тепловыделением. Тепло - это наиболее общая, наиболее рандомизированная форма энергии.
Может ли освобожденная энергия выделиться в виде нейтрино? Это не даст нам тепла. Но это нарушит некие неясные законы равновесия в атомной физике (насторожив Айзека Азимова, Хэла Клемента и тысячи физиков-реакционеров) и сделает телепортацию в гору невозможной, так как в процессе должны поглощаться нейтрино, которых там вообще нет.
VIII.
Что насчет вечного двигателя?
См. рисунок 5:
Главная идея заключается в использовании открытых емкостей приемника и передатчика. Груз, тридцать галлонов воды, телепортируется в приемник. Он немедленно выплескивается вниз в открытый передатчик, который перенаправляет его обратно в приемник, и так далее. Поместите в систему водяную турбину, и мы получим энергию.
Очевидно, здесь имеется недостаток. Если законы сохранения действуют, вода быстро замерзнет. Более того, термодинамика утверждает, что энергия, необходимая для поддержки работы системы, превышает максимальное количество энергии, которое можно извлечь из постоянно падающей воды.
Но система интересна и из-за другого.
Заменим воду тонной железных опилок. Тогда мы сможем заключить всю систему в вакуумную камеру и перестать заботиться о трении о воздух, испарении и замерзании воды. Мы позволим опилкам падать под действием гравитации, пока масса не превратится в черный поток с температурой в районе абсолютного нуля, перемещающийся со скоростью в семь миль в секунду. Это девяносто минут работы.
Теперь позволим системе поработать еще девяносто минут. Скорость удваивается, и мы позволили опилкам пролететь эквивалент двойного расстояния от бесконечности до поверхности Земли.
Мы можем поддерживать такое ускорение вечно при условии, что выполним одно условие. Мы должны построить систему на Северном (или Южном) полюсе. Иначе поток опилок отклонится от входа в передатчик из-за вращения Земли. (БА-БАХ!) Итак, мы на Северном полюсе.
Через тридцать дней масса опилок удвоится. Через шестьдесят - учетверится. Заметьте, что в то время как Земля притягивает опилки, опилки также притягивают Землю, хотя и минимально поначалу. Но в действительно опилки никуда не перемещаются, так что мы имеем безреакционный двигатель. Каждый месяц его мощность удваивается. Если мы позволим системе работать достаточно долго, опилки будут весить как звезда. Понятно, что нам это не нужно - из-за приливов и отливов. Но в ее текущем состоянии выключение системы разрушит Землю. Так что мы сделаем второй передатчик на Южном полюсе.
Поток опилок пробьется сквозь земную атмосферу, голубая вспышка железного дыма, прорывающегося сквозь воздух. Даже гамма-лучи устремлены вверх! Какое зрелище! Прислушайтесь к аплодисментам! Но, к несчастью, все телекамеры расплавились...
Итак, здесь я заканчиваю. Но попробуйте сами ввести исходные условия и посмотреть что из этого выйдет.
Why teleportation? Well- The regional fan convention, known as Boskone and held annually in Boston had chosen me as Guest of Honor. Strangely, everyone seemed to expect a speech. I hadn't done any speaking since early college. Worse, the audience was jammed with MIT students.
Why teleportation? Because that way none of the MITSFS (MIT Science Fiction Association, pronounced "misfits") could catch me at anything. What with no firm ground for believing that teleportation is even possible, there would be endless room for speculation without any way for some teenage genius to tell me, "You're wrong! Right here in my physics text it says-"
At that, there was enough argument. But the speech went well, even to the point where the question session degenerated into frenzied arguments near the back wall, allowing me to slip quietly away. I'd planned that. But Fred Pohl caught me at the door and asked me to turn the speech into an article for him. Here it is.
DISCLAIMER:
Any resemblance to the plots of ancient or modern science fiction, novels or short stories, is not coincidence. I've been reading science fiction, voraciously, for eighteen years. In most of what follows, I have borrowed freely from my betters, and even from my own stories. Where I remember my sources, I have quoted them-sometimes.
DEFINITION:
Teleportation is any method of moving from point to point in negligible time. Over short distances we will take lightspeed as negligible. Over longer distances (interplanetary and interstellar) we will require infinite or near-infinite speed.
I make a distinction between psychic and mechanical teleportation. Essentially, psi teleportation involves wishing oneself from place to place. In mechanical teleportation he pushes a button. He may do other things first, such as sighting in, charging batteries, weighing and measuring his cargo, whatever it takes. But eventually he will push a button here and he will instantly be there. Similarly, the adept at psi teleportation may have spent decades in spiritual training, learning to negate distance by the power of a wish.
These definitions are not meant to be rigorous. Intuitively you know what teleportation is anyway.
HISTORY:
The history of teleportation is all of the psi variety. Naturally.
The prophet Elijah was frequently "transported" by Jahweh. He would rise in the air, spin around a few times, and then vanish. Or he would fly about and come down without vanishing. One day he flew up and up and never did come down. His followers searched the countryside for days. When they couldn't find his body they assumed that Elijah had taken it with him, into Heaven.
Friar Joseph of Copertino (1603-1663) was a levitator. Usually in the presence of witnesses, he would go into a religious trance, rise into the air, fly about, eventualy settle on an altar or in a tree. His presence in this article derives from his power of bilocation. Friar Joseph was capable of being in two places at once.
Then there are past and present Hindu mystics, and tales of teleportation during seances. No matter. The interesting thing is that, historically, nobody seems to make a distinction between negating distance with a wish, flying by flapping one's arms, flying without flapping one's arms, being in two places at once, or being blown about at terrific speeds by divine or other mysterious forces. The distinction seems to be original with science fiction; it has no basis in recorded "fact".
I offer the thought that there may be no distinction; that this confusion may be a fundamental characteristic of psychic teleportation.
THEORY OF PSYCHIC TELEPORTATION:
I'd like to get through this fairly quickly, since I don't believe in psi teleportation, and since my major interest is in the effects of teleportation on society.
1) Consider the following theory: A man in deadly danger would learn to teleport in order to save his life.
I can remember two novels in which the idea was crucial: JACK OF EAGLES, by James Blish, and THE STARS MY DESTINATION, by Alfred Bester. The idea is simply to point a gun at a man's head, and fire. One time out of a thousand he will frantically teleport out of the way of the bullet, and you will have a teleport.
Forget it. There has been too much opportunity for it! Violent death has occurred since man was definably man. How many have learned to teleport in time to save their lives? Too few to be noticed.
But there's another flaw in the theory. Psychic powers are notoriously undependable. Experience says that when the ability to teleport is most needed, that's when it won't show up.
2)My prejudice against teleportation has a valid basis. I haven't seen it in action.
Science has existed on Earth for-depending on how you define science-between a couple of centuries and a few millenia. We can't yet build a hardware-type teleport system. But psi powers, if they exist at all, have been around since man was definably human. If teleportation is both possible and useful, we should have been using it since men moved into the Nile Valley. And we would never have given it up...if teleportation is both possible and useful.
We conclude either that teleportation is not possible, or that it kills those who possess the gift before they can demonstrate it to anyone. Both are possible.
Consider Bester's "Blue Jaunt". A man in a panic, drowning, teleports without considering where he's going. He ends up inside a wall. BOOM! Bad trip.
Or, psi could be dangerous in other ways; Genelinked to insanity or to mental deficiency, for example.
In any case, psi teleportation is out. But let's ignore facts and do some speculating.