Аннотация: Размышление о феномене искуственного квантового сознания в компьютерных играх и виртуальной реальности.
Не только фантасты, но и современные философы начали почти всерьез задаваться вопросом: а не живем ли мы в виртуальной реальности, которая представляет собой что-то наподобие компьютерной игры?
Совершенно не понятно как определить находишься ли в симуляции. Обманутыми могут быть любые чувства. При достаточном уровне технологии и внутренней непротиворечивости ее логики реальность не поддается разоблачению изнутри. Примерно о том говорите теорема Гёделя о неполноте, касающаяся математических аксиом.
На этот вопрос, кажущийся неразрешимым, могу дать уверенный и однозначный ответ. Мы не в виртуальной реальности, сформированной компьютером. Нашу реальность принципиально невозможно создать с помощью классического компьютера. Это точно.
Дело в том, что существуют так называемые невычислимые процессы. Они просто не поддаются обработке за приемлемое время даже на самых мощных суперкомьютерах, даже будь они галактических размеров.
В реальном физическом мире квантовые процессы поддаются расчету только с приблизительной точностью. Само существование квантовых явлений говорит о том, что мы не в компьютерной реальности.
Еще в 1982 году Фейнман показал, что точное моделирование даже несложной квантовой системы невозможно из-за экспоненциально растущего количества вычислений.
Проведя некоторые не самые сложные квантовые опыты, вы можете с уверенностью сказать, что вы не в виртуальной реальности.
Квантовые явления способен правильно моделировать только квантовый компьютер. Тогда может ли быть уверенность, что мы не в квантовом компьютере? В этом случае тайна возвращается. И возвращается уже с большей серьезностью и новыми силами.
Года три назад я прогнозировал на одном форуме компьютерных игр, что в не очень далеком будущем в игровой индустрии могут использоваться некие квантовые сопроцессоры:
Я соглашусь со скептиками, что создание универсального квантового компьютера это дело не близкого времени. Слишком труднопреодолимы технические трудности и высока ненадежность таких вычислений. Но не обязательно создавать полностью квантовый компьютер, если можно дополнять квантовыми возможностями обычный. Вместе они будут работать надежнее.
Есть такое понятие как квантовое превосходство. Квантовое превосходство проявляется не во всех вычислениях. Во многих вычислениях квантовый компьютер не лучше обычного, а даже похуже за счет малонадежности.
Перемножить очень большие числа обычный современный компьютер может за долю секунды. А вот чтобы разложить их обратно на множители ему не хватит времени за которое погаснут последние звезды во Вселенной.
Квантовый компьютер почти сразу справляется с такой задачей, но он делает ошибки, его результаты ненадежны.
Но ведь его ответ можно проверить с помощью обычного компьютера, который быстро помножит результаты и сравнит. И даже если у квантового компьютера только 1-2% ответов верны, а остальное ошибки, то всё равно получается выигрыш времени: доли секунды вместо триллионов лет вычислений. И даже если квантовый выдает бреда в миллион раз больше чем правильных вычислений, то всё равно выигрыш времени колоссален.
Производство процессоров это такая индустрия, которая окупается только при десятках и сотнях миллионов покупателей: при высокой цене разработки для электроники нужен очень широкий рынок сбыта. Если бы не сотни миллионов игроков то персональные компьютеры до сих пор стоили бы непомерно дорого. То есть из-за многочисленности игроков компьютеры становятся доступны повсеместно в других делах.
Можно сделать вывод, что индустрия игр тащит за собой другие области, где применяются персональные компьютеры.
Изначально компьютеры придумывали не для того, чтобы играть в игры. Сейчас развитие обычной электроники подходит к естественным физическим ограничениям, плотность микросхем и быстродействие всё труднее увеличивать.
Но появляются первые предположения, что в игровых компьютерах можно применять квантовые вычисления. Разумеется, что компьютер будет обычным, но с квантовым сопроцессором. Пока еще не совсем ясно как использовать для игр квантовую логику. Об этом можно поразмыслить. Но это может понадобится там, где нужна двусмысленность, неоднозначность. Еще квантовые системы славятся тем, что противоестественно быстро отыскивают данные в сверхдлинных списках.
Вот придумали же дополнять в игровых компьютерах обычный процессор видеокартой. Могут начать дополнять еще и квантовым сопроцессором для моделирования внутриигровой физики. Дэвид Дойч показал, что, в принципе, квантовый компьютер может идеально точно моделировать любой физический процесс.
И особое значение квантовый компьютер имеет для моделирования живых существ.
Если в игровых компьютерах научатся применять квантовые сопроцессоры то история повторится. Опять игровая индустрия, за счет массовости, потянет за собой развитие, которое потом скажется на других областях.
Но если квантовые сопроцессоры будут применяться для моделирование поведения персонажей? Что мы в этом случае получим кроме большей естественности их поведения?
Данные из квантового сопроцессора могут передаваться в обычный процессор только после редукции волновой функции. Самой непонятной проблемой современной науки является феномен сознания, который некоторые физики (например М. Менский), связывают именно с редукцией волновой функции. Это процесс, когда многосмысленная квантовая информация конкретизируется, процесс с участием наблюдателя.
В таком случае, моделируя персонажей компьютерной игры, квантовый сопроцессор станет наделять их сознанием? При всей странности такого предположения, возникают очень глубокие этические вопросы...
Персонажи, которых любой может убить в игре, уже могут быть не просто бесчувственными пикселами на экране. Хоть и бледными подобиями разумных, обладающими коротким, но осознанным существованием?
Наверняка играть с такими персонажами будет интереснее, чем с обычными, ведь они будут бороться за свою жизнь как живые?
Разумеется, квантовый персонаж несоразмерно примитивнее настоящего человека, но наличие даже ограниченного сознания создает некоторую моральную проблему. Представьте, что в игре вы по-настоящему лишаете жизни настоящих живых букашек, которые на самом деле что-то чувствуют. Кто-то скажет: ведь выращивают и убивают животных ради еды. Но несколько иначе воспринимается, когда некие существа убиваемы для развлечения.
Если игрок, отнимая жизни или милуя, решает судьбы персонажей, обладающих даже искусственным сознанием, он может чувствовать себя Богом, а это тоже многим не понравится.
А сторонники гипотезы симуляции, я думаю, взглянут на эту проблему с другой стороны. Предположат: а вдруг мы сами и есть такие персонажи в какой-то игре?.. Кем-то, кто считает себя выше морали, наделенные сознанием ради реалистичности поведения? Но пока оставим такие переживания философам и фантастам.
Фантасты не раз рассуждали о переносе сознания в компьютерную систему.
Предыдущие размышления подводят меня к уверенному выводу, что перенос сознания в классический компьютер невозможен. Там просто не может быть сознания.
А вот идеи о переносе сознания в квантовый компьютер будут звучать всё чаще. Хотя практически это может быть осуществлено только в далеком будущем.
Но путь к такой практике поначалу может пролегать через внедрение квантовых технологий в игры, поскольку, как я говорил, игровая индустрия, за счет многочисленности потребителей, тащит за собой компьютерные технологии.
Zloradovich 2019-2023
--------
1. Дарлинг Д. Телепортация. Прыжок в невозможное. -М.: Эксмо, 2007.
2. Дойч Д. Структура реальности. -М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
3. Менский М. Б. Квантовое измерение: декогеренция и сознание.