Змрочны Юрек :
другие произведения.
Зеркало. Подвал. Кошмары
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 2, последний от 08/04/2013.
© Copyright
Змрочны Юрек
(
vecchio@inbox.ru
)
Размещен: 07/08/2011, изменен: 22/03/2013. 139k.
Статистика.
Сборник рассказов
:
Мистика
И так бывает
Иллюстрации/приложения: 1 шт.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Как быть молодому человеку с непростой биографией, если его брак не находит поддержки у родственников, в стране - кризис, а в дверь периодически стучат с заманчивыми предложениями?
Оглавление
Предисловие.
Выбор.
Заказ.
Обращение.
Охотники.
 
Предисловие.
Всё это оказалось здесь потому, что однажды как-то была на улице осенняя суббота. Осень, видите ли. Холод, туман, дождь, слякоть. Погода для прогулок на воздухе не годящаяся. А жена улетела на очередную конференцию. А на меня наехала срочная работа. А Радован, который в таких случаях делается нянькой, прихворнул по случаю неудачного сочетания возраста с непогодой. И дочкой заняться оказалось совершенно некому. Нет, охранник присмотрит, чтобы совсем уж шею не свернула, но это всё не то. В конце концов, во мне проснулись остатки совести и сообщили, что мой ребёнок имеет право видеть отца больше, чем полчаса в день. Пришлось сворачиваться и являться людям.
Дочь тут же меня нашла и на руки вылезла. Сначала села, потом прилегла, потом опять села — и в лицо заглядывает:
— Папа, а у тебя в зеркале, правда, кошмары живут?
Какое зеркало, думаю, какие кошмары?
— Солнышко, в каком зеркале?
— В подвале которое. Красивое. А ничего не показывает. Коста говорит, в нём кошмары живут. Пап, а кошмары — это кто?
Это что ж у меня за охрана такая, которая с малолетним ребёнком по подвалам шастает. А вот за то зеркало я с него кожу живым сдеру, потому что и одному ему там делать абсолютно нечего. И, наверное, это на моей физиономии явно написано было, потому что смотрю — парень в лице меняется.
— А Коста тебе не рассказал?
— Я его не спрашивала.
— А он, наверное, и не знает. Вот ты спать ляжешь, я ему тогда покажу, где у меня в доме какие зеркала стоят, и какие кошмары бывают. Чтобы в другой раз не перепутал.
— А мне?
— Так ты же зеркало уже видела.
— А кошмары?
— Кошмары — это такие страхи ужасные. Кто такие страхи — знаешь?
— Страхи — знаю. "Мы — чердачные, печные, страхи тёмные, ночные". Они смелых боятся.
— А кошмары — это такие страхи, которые никого не боятся. Поэтому их вместе собрали и отправили всех жить в большую тёмную пещеру. Им там очень подходит. А чтобы они не разбредались, куда попало, к пещере дверь приделали и закрыли.
— А им там не страшно?
— Они же сами — страхи.
— Так друг друга пугают.
— Нет, друг дружки они не пугаются. Они там мирно живут.
— Тогда скучно.
— Тебе?
— Кошмарам. В тёмной пещере.
— А чтобы им не было совсем скучно, их по одному время от времени погулять выпускают.
Дочь молча сосредоточенно решает задачку: если кошмары не выпускать — им будет очень грустно, а если выпускать — остальным будет очень страшно. Почему-то сочувствия к неведомым кошмарам нашлось больше:
— Ладно, пусть гуляют, — но выход тут же нашла. — А ты скажешь, когда они погулять пойдут?
— Так не все же сразу. По одному. Тебе — скажу.
— А зеркало — это дверь такая?
— Ну, да.
— Поэтому не показывает?
— Конечно. Кому же хочется на кошмары смотреть.
Подумала. Похоже, попыталась представить себе кошмар. Судя по сморщенному носику, представить то ли не получилось, то ли кошмар представился неподходящий.
— Не хочется.
— Вот и не смотри.
Коста, правда, честно вечером зашёл, но я к тому времени уже остыл. Потому что нечего собственного ребёнка в собственном доме чужому человеку подбрасывать. И двери, которым не положено открытыми стоять, нужно на замок закрывать. Тут я не прав. А взрослый человек, "находящийся при исполнении служебных обязанностей", слово "нельзя" обязан знать, кроме того, что головой думать. Тут виноват он. А с пристрастием беседовать и без рукоприкладства можно.
И что такое в ту раму в подвале оправлено, я ему тоже показывать не стал. Пожалел, честно говоря — молод он ещё.
Они, в самом деле, погулять время от времени выходят. Но друзей, родственников и хороших приятелей я с ними предпочитаю не знакомить. Кошмары, всё-таки.
ВЫБОР.
Жила-была...
Жил-был...
А дальше я ... забыл.
("У Слонёнка день рождения")
Жос проснулся посреди ночи. Приоткрыл глаза. Во времени суток сомнений не было — за окном стоял абсолютный мрак.
Не понял, зачем просыпался — спать хотелось дико. И уснул.
*
Он летел под Луной. Луна была огромной, круглой и жёлтой, как блин на Масленицу. И блестела, как начищенная пуговица, накрепко пришитая к чёрному сукну неба. Светить Луна очень старалась: кроме Жоса, под нею были пустыня, горы, море, лес и поля.
Жос летел над горной грядой. Которая впадала в море, разделяя обширный полуостров на две почти равные части. С одной стороны, запечатанная дугой гряды, лежала пустыня, над которой Жос любил парить в тот краткий промежуток, когда солнце уже остыло, а песок не успел. С другой — солёный ветер гнал по прибрежной степи волны ковыля от моря к лесу, который, стекая с гор, лился дальше на материк широким равнинным потоком.
К морю Жос летал несчётно раз, но сегодня на узком треугольнике, в который сходились скалы, степь и лес, вдруг что-то блеснуло.
Каменный мыс подождёт, никуда не денется. А вот что там такое — любопытно. Жос высмотрел на скалах достаточно широкую площадку, опустился и заглянул вниз.
На мелком песке под прикрытием камней разгорался цветок костра. Совсем небольшой, он успел притянуть не только Жоса: в темноте леса зажурчали голоса, из-под чернеющих крон появились фигуры — невысокие, гибкие, как молодые деревца.
Бутон огня заметно подрос, в посветлевшем воздухе замелькали почти прозрачные крылья, зазвенел негромкий смех.
"Ой", — осенило Жоса. — "Сегодня же 'большая ночь'. Вот дурень, забыл."
Цветок готовился раскрыться — его основание стало шире, концы сомкнутых лепестков заострились и вытянулись; вокруг стало ясно, как днём.
На песок легли коренастые тени — Жос даже не заметил, когда их обладатели вышли из расщелины у основания скал.
Ундины, дриады, сильфиды, гномы,.. Большой танец стихий — начался.
Описать его было бы невозможно, как невозможно описать начало мира или начало жизни.
Он завораживал, очаровывал, восхищал — Жос сидел не шевелясь и почти не дыша. Глаза горели, душа трепетала, сердце готово было взорваться, как фейерверк — это было мучительно и сладко.
Когда выносить это стало невозможно — лепестки распались.
На угольной сердцевине сидела саламандра, последняя из танцующих стихий.
Огонь пролетал по чёрной чешуе, плескался в тёмных глазах, стекал по тонким пальцам; вихрь пламени взвился и опал — из пылающего цветка вышла девушка.
И сердце Жоса остановилось.
Да, да, да — там были и другие, но он видел только одну. Она танцевала не для него — но он танцевал с нею. Узкой площадки было мало — он взлетел к холодной луне, но и та не смогла остудить его шумевшую кровь.
*
Что-то шумело.
Просыпаться Жос не хотел, но монотонный шум будил с настойчивостью отбойного молотка.
Приоткрывшийся глаз тоже зафиксировал монотонность; разлепившийся второй бинокулярно подтвердил — за окном непрерывно равномерно серо.
За окном шёл дождь.
Ну да, "октябрь уж наступил". Сегодня какой день?
"Суббота", — нехотя буркнула сонная память.
И который час?
Ответа на этот вопрос получить не удалось — как только глаза стали поворачиваться к будильнику, в голове взорвался вулкан и затопил половину черепа раскалённой лавой.
Жос схватил ртом воздух, закрыл глаза, сжал зубы и замер.
Вулкан ожидаемо притих, зато стало слышно, как сердце посылает в голову зажигательные снаряды, каждым ударом разрывавшие верхний, чуть подостывший, слой расплава.
Жос поднял руку вытереть выступившие слёзы — рука дрожала. И тут желудок решил внести свой вклад в боевые действия.
— М-м-м... Тазик дай.
Пластмасса глухо стукнула об пол.
В желудке пусто, но чтобы в этом убедиться, нужно доползти до края матраца.
— Господи... Да какого же беса...
— Тоже мне — справочное бюро, — проскрежетало откуда-то сзади. — Причём тут бес, когда двое суток за монитором?
— Заткнись.
"Скончаться. Сном забыться. Уснуть... и видеть сны".
Идиотская голова, зачем ей Шекспир среди этой муки.
М-м-м... Терпеть это невозможно, но не сдыхать же, в самом деле.
— Аптечку из сумки. Чай. Горячий, крепкий, сладкий. Не кипяток, не чифир, не сироп. Кусок хлеба.
Сесть.
Как больно
... Перестать дышать, как загнанная лошадь. Открыть глаза.
Хлеб, чай. Порошок, как-то разломанные таблетки, чай. Хлеб.
Лечь. Терпеть. Ждать. Мозги не перестанут поджариваться живьём, но минут через двадцать это можно будет выносить. Часа три—четыре. Потом всё начнётся сначала, — но это будет потом.
Он задремал.
Второй раз Жос просыпался осторожно. Очень осторожно.
Дождь не унимался. Голова болела, и жить с этим было сложно. Почему-то вспомнился Хокмун, который в таком же примерно состоянии ездил верхом и дрался; должно быть, у Муркока голова не болела никогда.
Жос попытался свою повернуть — бережно, как бесценный артефакт, помогая шее руками. Приоткрыл глаза.
У противоположной стены в гнезде из диванных подушек съёжился взъерошенный бес.
— Не понял. Ну я помираю — сам виноват. А ты чего тут хворую ворону изобразил?
— Давай я Настю позову.
— Чего?!
Голова удивления не простила. Он закрыл глаза, сглотнул и полежал тихо — почти как мумия. Мумия голове подошла.
— Ты сдурел. Здравствуйте, девушка, вас труп в гости приглашает? Зачем? Который час?
— Без двадцати девять. Давай позову.
— Да что со мной приключится? Шок? Инсульт, инфаркт, печёночная недостаточность? Я не собираюсь химией обжираться. Сколько времени было, когда первый раз пил?
— Полпятого.
— Давай хлеб и чай. Такой же, как приносил.
И ещё таблетки. Другие — злоупотреблять химией, в самом деле, не стоит, но без химии — никуда.
Окутывавший сон был большим, мягким, тёплым, и боли в нём не было совсем.
* * *
Жос окончил институт и уехал на заработки: в разваливавшейся стране для него не находилось ни нормальной работы, ни легальных денег. Заграница оказалась несравнимо эффективнее: он вернулся через три года, пополнив семейный бюджет приличной суммой в свободно конвертируемой валюте и обогатившись лично - новой для себя культурой и небольшим, но дорогим списком имён, адресов и телефонов.
С друзьями время от времени удавалось общаться и после возвращения — сотовая связь добралась, наконец, до захолустной окраины в центре Европы. В тот мартовский предпраздничный вечер звонок застал Жоса на улице — разговор был недолгим, но пришлось сосредоточится. И уже нажимая клавишу отбоя, он отшатнулся.
Чутьё не подвело — бита просвистела мимо.
Пытавшаяся достать его троица объяснялась на дикой помеси мата с чем-то нераспознаваемым, поэтому пришлось отбросить слова и вникать сразу в суть. Суть взбесила: его поливали словесным дерьмом и собирались убивать, потому что он говорил на чужом языке, а его кожа была тёмной от южного солнца. Страна, в которую он вернулся, явно отличалась от той, которую оставлял три с лишним года назад.
Жос вспоминал этот вечер не один раз.
Он мог сбежать. Просто убежать, оставив этих троих ... ждать другую жертву — он не был первой и не должен был стать последней.
Он не однажды пытался представить, как это делает. И всякий раз понимал, что лжёт сам себе.
Он не сбежал. Не стал ждать, пока его убьют. Он убил первым.
Это было несложно — в мороке можно стать невидимкой, размножиться, превратиться; да мало ли что. А нападавшие и так плыли в тумане — все трое были нетрезвыми и агрессивными, создать для них иллюзию не составило труда.
Жос подождал, пока они закончат яростно ломать друг другу рёбра и черепа, и вызвал милицию. Внешних проблем не возникло — в том, что он шёл через сквер и наткнулся на три агонизирующих обезображенных тела, никто не усомнился.
Проблема появилась внутри — он стал убийцей.
Собственно, беспокоил не сам факт, с волками жить — по волчьи выть, а собственное к нему отношение: Жос не испытывал по поводу случившегося ни раскаяния, ни сожаления, ни огорчения. Вообще ничего. Учитывая, что ему чуть не с рождения втолковывали, что человек — вселенная, и жизнь — безусловная ценность, это было более чем странно.
Странность стоило выяснить.
Озадачивать этим семью — не стоило.
Жос объявил дома, что хочет жить отдельно. Желание расценили блажью, но понятной и осуществимой. Родители особо не возражали.
Как ищут съёмное жильё обычные люди Жос понятия не имел, поэтому просто сообщил пространству, что хочет снять квартиру. Через день выяснилось, что искомое предлагают на каждом столбе, обсуждают случайные прохожие и печатают газеты, изучаемые попутчиками в общественном транспорте.
Он сузил условия — на сутки стало тихо, потом поток информации возобновился. Через неделю Жос стал довольным обладателем ключей от однокомнатной хрущёвки на последнем этаже. За почти символическую плату: квартира была убитой совершенно, хотя крыша, на удивление, не текла.
Ещё почти полтора месяца ушло на приведение жилья в состояние, пригодное для проживания — занятие тяжёлое, но познавательное.
Началось оно боевыми действиями против почему-то не желавших добровольно выселяться тараканов. Это было неожиданно — в родительском доме с насекомыми никогда не боролись, потому что ни одно насекомое по собственной воле там не задерживалось. Но жизнь вообще полна неожиданностей.
Кроме того, что родители преобразовывали мир одним своим существованием, а рядом с людьми мощной активной энергетики насекомые жить не особенно любят.
Жос предпринял химическую атаку и дал тараканам пару дней на размышление. Вернувшись, вынес два ведра усатого хитина и заподозрил, что живая сила противника этим не исчерпалась. Пришлось отодрать плинтуса, законопатить щели, вытряхнуть доставшуюся по наследству тройку разномастных шкафов, облить на улице из шланга древний холодильник и вымыть квартиру, причём не из шланга. По завершении подвига Жос впал в некоторое недоумение, поскольку чувствовал себя явно большим Геракла, а называться Атлантом остатки скромности пока не позволяли.
Следующим этапом значился косметический ремонт, — Жос предусмотрительно советовался с более опытными товарищами, но работал принципиально сам. К тому же клеевая краска оставляла место для цветовых фантазий, так что к моменту завершения он ощущал себя кем-то между Гауди и Пикассо. Крошечная прихожая переливалась оттенками солнца. Кухня была зелёной — от лужайки под ногами до свода ветвей над головой. Ванна начиналась морской волной у порога и заканчивалась небесной голубизной потолка. В комнате стены дышали оттенками серого, а на полу лежали тёмно-зелёный ковролин и слой разноцветных диванных подушек.
Кроме того, комната была меблированной. Напротив входа стоял списанный со службы стол, который Жос выцыганил на работе, распилил, пересобрал и получил подставку под компьютер, рабочее место и полку для одежды, которую лень каждый вечер вешать в шкаф. Сам трёхстворчатый шкаф располагался в противоположном по диагонали углу и, после замены петель, являл собой действующий предмет антиквариата.
Предметы кухонной обстановки подходили, скорее, под определение "рухлядь", но обязанности тоже выполняли исправно.
У родителей он попросил только старую стиральную машину. В просьбе не отказали, заодно навестили.
Вердикт отца гласил:
— Приют анахорета с замашками нувориша.
Мама прошлась из комнаты в кухню и заключила:
— Надо весь этот хлам выбросить и купить тебе нормальную мебель.
— Нет! — Чуть не подпрыгнул Жос. — Не надо ничего покупать. Я не собираюсь жить здесь вечно. А сейчас мне всего достаточно.
— Но у тебя даже кровати нет.
Вместо кровати на полу лежала пара брошенных друг на друга матрацев с боковиной стола в качестве изголовья.
— Ничего страшного. Японцы всю историю спят на полу и прекрасно себя чувствуют. И вообще. Сантехнику я поменял. Трубы не текут. Окна стоят. Крыша держится. Из горгаза приходили — перепаковали всё. Что ещё надо?
— Я тебя не понимаю. Жить в голых страшных стенах. Почему у тебя паутина по всем углам?
Пауки повылазили неизвестно откуда на третий день по завершении ремонта, бродили пешком по всему дому и упорно делали вид, что, кроме них, никто здесь не живёт.
— У нас договор о взаимном нейтралитете.
— Безобразие. Занавески вместо неё можно повесить?
— Зачем? Кто сюда заглядывать будет, голуби?
— Нет, это невозможно!
Ладонь отца мягко поддержала руку матери:
— Не расстраивайся.
Обратившийся к сыну взгляд стал жёстким:
— Хочет он жить в сарае — пусть живёт.
Жос усмехнулся.
Взгляд отца полыхнул. Жос, всё ещё улыбаясь, поднял руки и покачал головой:
— Пап.
И вдруг подумал, что лет пять назад страшно бы огорчился и наверняка попытался что-нибудь доказать. А сейчас — просто уверен в том, что прав.
— Я буду жить один. Всё необходимое у меня есть. Больше мне пока ничего не нужно. Я буду жить здесь так, как мне удобно. И вы, по-моему, не богаче начинали.
— Хам.
— Ну извини, пожалуйста.
Отец гневается, потому что мама переживает. Мама нервничает, потому что он только вернулся — и снова пропадает, да ещё так, по её мнению, неправильно. И Жос во всём этом виноват, конечно, но о том, чем он собирается заняться, родителям лучше не знать. Во всяком случае, заранее.
Мама вздохнула:
— Ты звони, хотя бы.
— Обязательно.
Он честно звонил каждый понедельник. Маме. Отец общаться отказывался наотрез.
Тем не менее, плацдарм был готов.
О том, что на свете есть киллеры, Жос знал. Как и то, что среди профессиональных убийц есть такие, которым не нужно оружия в привычном, обыденном понимании.
В отличие от обычных, они организованы — в более чем замкнутое сообщество. Чтобы стать одним из них, необходимы стремление и призвание; на наличие последнего кандидатов неукоснительно проверяют. Призванные, и только они, получают индульгенцию: становятся изгоями, но не преступниками — скорее, одушевлёнными орудиями эриний. Теми, кто ставит последнюю точку в отмеренной мойрами судьбе.
Молодому человеку из приличной семьи афишировать подобное знание считалось неприличным, но иметь следовало. И переживший кровавый вечер — а, вернее, никак не переживавший, чем крайне изумлённый — Жос подозревал, что его неожиданная отстранённость является одним из квалифицирующих признаков. Чтобы это проверить, нужно было всего ничего: постучаться в двери сообщества.
К решению этой задачи он подошёл так же просто, как и предыдущей: заявил о своём желании.
И ничего не произошло.
Но Жос знал — если информация ему нужна, она придёт.
К тому же, заняться и без того было чем. Он вернулся на родину с хорошими профессиональными рекомендациями и послужным списком, так что работу нашёл довольно быстро. Платили за неё несравнимо меньше, чем он уже почти привык, но значительно больше, чем среднестатистически по стране; работа была по специальности, ему нравилась, и её было много. Поэтому отсутствие немедленных известий об искомых киллерах не особенно огорчало.
Тёплым вечером на исходе весны Жос решил пройтись до дома пешком. Вышел на длинный, медленно укрывавшийся сумраком тенистый бульвар — и замер, как пойнтер перед рябчиком.
Прохожий в глубине аллеи ничем не отличался от прочих. Совершенно ничем — для всех остальных. Для Жоса среди цветущего мая навстречу шёл тёмный ледяной сталагмит.
Ни под какими пытками Жос не признался бы, почему решил, что этот кусок чёрного льда — из тех, кто его интересует. Невозможно признаться в том, о чём понятия не имеешь. Вернее, понятие наличествовало, но неизвестно, откуда.
Чтобы не спрятаться, исчезнуть, уйти в тень, пришлось приложить усилие — Жос сел на лавочку, откинулся на спинку и блаженно улыбнулся пробивавшемуся сквозь яркую листву солнцу. Лёд прошёл мимо и остался безразличным — в нём ничего не изменилось ни по одному из множества параметров, которые мог отметить и снять Жос. Но след был взят.
Жос не был самоубийцей и не собирался следить ни за этим человеком, ни за его возможными коллегами. Он собирался попользоваться призванием. Жос почему-то не сомневался, что сталагмит состоял в сообществе, а это означало, что на наличие призвания его проверяли. Осталось найти, где и кто.
В принципе, искать можно было хоть сейчас, но Жос, из сугубой лени — в этом поиске уповать на пространство не приходилось, требовалось работать самому, всё откладывал и откладывал. Пока сам себе не поставил вопрос ребром: либо он бросает валять дурака и выясняет всё до конца, либо снова-таки, бросает, закрывая вопрос по факту отсутствия заинтересованности.
Заинтересованность присутствовала. Жос выбрал подходящую по настроению пятницу, вечером поудобнее уселся на пол среди подушек, закрыл глаза, настроился — и поплыл.
Он не смог бы объяснить, куда и как — поиск был процессом не сознательным. Сознание для этого было слишком медленным, ограниченным и хрупким. Крошечный паук подсознания на бескрайней информационной сети слушал капель данных и дрожание нитей существующих и вероятных связей, фильтровал, оценивал и плёл собственную паутину из нужного, важного и возможного. И справлялся с задачей даже если не быстро, то всё равно несравнимо эффективнее и безопаснее.
На этот раз результат нашёлся довольно скоро, но оказался странноватым — последней точкой поиска получался частный дом, причём в черте города и не так уж далеко.
Жаловаться было не на что — каков вопрос, таков ответ, но не прояснил он ровно ничего. Оставалось в найденную точку съездить, но тут Жос застопорился. Ну приедет он — и что? Скажет, здравствуйте, я вас нашёл? С какого-то перепугу.
Он ещё немного помялся — и всё-таки поехал. На разведку. Вокруг дома потоптался немного, а потом полотно высокого забора разрезала открывшаяся калитка.
Жос невольно улыбнулся: открывала женщина — высокая, очень худая и явно очень немолодая — глаза казались сизыми, выбившаяся из-под платка почти прозрачная прядь отливала белым серебром, жёсткие черты лица едва не терялись в глубоких морщинах. В общем, вход сторожила баба Яга, и Жос искренне этому обрадовался: Яга была явлением детерминированным, а Жосу так хотелось, наконец, хоть с чем-нибудь определиться.
Старуха безмолвно стояла в проёме и думала о чём-то неведомом своём. Жос стоял напротив, не думал вообще — для думания данных не хватало, и молча радовался.
Он понимал, что выглядит идиотом, но Тихе-судьба, как известно, дуракам покровительствует, — в конце концов старуха отстранилась: заходи. Жос немедленно переименовал её в Ариадну, через большой двор проследовал, как приклеенный — задержался только, разуваясь на крыльце, и шестым чувством понял, что сделал всё правильно.
В доме старуха повернула сразу у входа. Открывшаяся комната оказалась крошечной, с единственным плотно зашторенным окном, под которым от стены к стене втиснулись стул с высокой спинкой, небольшой круглый стол и глубокое кресло. Хозяйка села на стул, Жос остался стоять и подумал, что больше в комнатке, пожалуй, никто и не поместится.
— А больше никому и не надо, — голос у женщины оказался негромким, низким, но неожиданно чистым. — Как погляжу, и тебе не надо бы, но раз пришёл...
Жос молча развёл руками.
— Садись, — кивнула она на кресло, — и сюда смотри.
На столе в металлической треноге стоял матовый стеклянный шар, размером с крупный грейпфрут.
Жос сел и задумался. Фокус с шаром очень простой: клиенту либо внушают — и тогда он видит то, что нужно, либо помогают настроиться — и тогда, глядя в шар, он фактически смотрит в себя. Ни о каких других вариантах Жос не слышал, из чего следовало, что хозяйка права — он вполне мог побеседовать с собой дома.
Хотя нет, место само по себе должно помочь правильно сосредоточиться. Направить к нужным символам, чтобы не блуждать неизвестно где.
В комнате запахло полынью и мятой, за шаром замерцал огонёк свечи — внутри шара сгустились облака и поплыли тени. Жос послушно отправился за ними следом.
Вокруг было темно, и тьма лежала какими-то кляксами — то гуще, то жиже. Пространство тоже шло комками — то одна, то другая часть тела вдруг встречала сопротивление, словно попадала в клок воды. И воздух так же неожиданно становился то разреженным, то плотным. Жос забеспокоился, что с температурой начнёт твориться то же самое, и он или сгорит, или замёрзнет, но тут пространство изменилось. где-то далеко в нём возникло напряжение и стало медленно приближаться. То, что его создавало, ощущалось настолько мощным, что казалось невозможным это не то что выдержать, а даже представить. Жос застыл, парализованный ужасом.
И, щёлк — раздвоился: он стоял, белый, мокрый, и таращился во тьму; он стоял и с жадным любопытством всматривался то в до невменяемости перепуганного себя, то в пустоту, откуда должно было явиться ужасавшее неизвестно что.
Неизвестное, став известным, ужасным не оказалось: из тьмы выступила одетая в пеплос спокойная, внушительно строгая женщина. Жос немедленно воссоединился сам с собой и отметил, что выглядит она впечатляюще красивой. Хотя и ощущается неописуемо могущественной.
И тут собравшийся уже отлетать Деймос задержался: правая рука женщины была свободно опущена, зато левая держала весы, а память подсказывала всего двух персонажей греческой мифологии, изображавшихся с этим атрибутом. Обе отвечали за поддержание порядка, только древняя богиня — само собой разумеющегося, а титанида — официально установленного.
Иметь дело с Немезидой — олицетворением неотвратимости — Жос отказывался категорически: мысль, что он всю жизнь обязан идти кем-то предписанным путём, не в силах ни отвернуть, ни воспротивиться, повергала в Тартар. Со скрежетом зубовным от бессильного бешенства.
Морок законов общества тоже навевал тоску, но Темис была ещё и богиней предсказаний, а заглядывать наперёд Жос любил.
Весы были до некоторой степени и его атрибутом. Жос терпеть не мог принимать окончательные решения. Собственно, никакое решение не могло называться "окончательным", потому что, любое, неизбежно тянуло за собой бездну исходов и новых выборов. Жос эту бесконечную паутину вероятностей ощущал и видел, и это превращало обыденный выбор в повседневный кошмар: быстро охватить и оценить такое количество факторов было выше его возможностей. Поэтому он предпочитал взвешивать заранее, а не решать на ходу.