В чем оно заключается? Если в двух словах - "трагическая смерть отрицательного героя, вызывающая сочувствие к нему, несмотря на все его предыдущие злодейства". В принципе, это, конечно, довольно примитивный способ добавить злодею психологической глубины и сделать его (посмертно) более неоднозначным персонажем. Но на меня действует почти в 90% случаев. Желательно, разумеется, чтобы смерть была не только трагической, но еще и героической и сопровожденной пафосным превозмоганием, дабы аудитория прониклась крутизной злодея, павшего в безнадежной борьбе с превосходящими геройскими ордами.
Неплохо работает ситуация, когда у злодея есть возможность сбежать или сдаться, но он все равно принимает неравную схватку с врагами. Такой конец, если он грамотно поставлен, способен существенно реабилитировать в глазах зрителя/читателя даже абсолютного монстра, ненавидимого на всем протяжении сюжета. Но, конечно, лучше все же, чтобы злыдень изначально был в некоторой степени "серым" - например, имел трагическую предысторию (тяжелое детство с прибитыми к потолку игрушками), или действовал из хотя бы номинально благих побуждений, или был "всего лишь выполнявшим приказы" подчиненным более значимого негодяя, или (зло)действовал только против вооруженных противников, всегда придерживаясь какого-то кодекса чести и прочих женевских конвенций... ну и прочие подобные отмазки - тысячи их. Также, опциональной является трогательная прощальная речь, которая может быть обращена как к герою ("Ну что ж - поздравляю... Выходит, ты оказался достойнейшим"), так и, например, к собственным сподвижникам, не оставившим Бесстрашного Лидера до последнего мгновения ("Отступайте! Это моя битва!"). Честно говоря, даже не знаю, в чем заключается привлекательность таких эпизодов, да и вообще любого показа достойных человеческих качеств у злодеев, не обязательно непосредственно перед их гибелью. Это ведь отнюдь не новый прием, а в последние десятилетия - так и вовсе крайне распространен. Однако ж есть что-то эдакое в возможности на короткий момент взглянуть на final showdown глазами противостоящей стороны и увидеть, что это такие же живые люди не лишенные привлекательных черт.
Наиболее яркие и запомнившиеся мне примеры злодейских подвигов, героизма, превозмогающего пафоса и/или трогательного трагического ухода супостатов в небытие:
[ SPOILERS ]
- Смерть гангстера - героя Де Ниро в финале "Схватки". Я, в принципе, болел за его противника - лейтенанта полиции в исполении Аль Пачино, но финальная сцена действует все равно. "I told you I'm never going back"
- Гибель Марка Юния Брута в одной из последних серий второго сезона "Рима". Для большей художественной силы в сериале его самоубийство было заменено самоубийственной атакой в одиночку на строй легионеров. Но, поскольку обстоятельства смерти Брута абсолютно точно все же не известны - так получилось куда как мощнее и правильнее.
- Полковник Куртц в финале "Апокалипсиса сегодня". Он, конечно, больной маньяк, но персонаж настолько могучий, да и его смерть поставлена настолько жутко-психоделично, что вызывает в основном лишь тот самый "ужас... ужас..." и никакого морального удовлетворения.
- Расстрел терминатора Кромарти сборной командой главных героев в серии 2х08 сериала "Хроники Сары Коннор". Очень трагичная сцена, с пронзительной сопровождающей музыкой, параллелями с распятым Христом и трогательным финальным взглядом "из глаз" уничтоженного киборга. А уж в фан-клипе на мелодию из "Профессионала" как смотрится... Душераздирающе просто.
- Ну и, касаемо искусственных злодеев - разумеется, репликант Рой из "Бегущего по лезвию".
"Я видел то, во что вы, люди, никогда не поверите. Я видел, как взрываются боевые корабли на подходе к Ориону. Я видел, как Си-лучи пронзают мрак у ворот Танхаузера и гаснут во тьме. И все эти мгновения... исчезнут во времени... как слезы под дождем. Время... умирать."
- Влад Лем из игры Max Payne-2.
"Max, dearest of all my friends... I was supposed to be the hero..." И ведь он, похоже, действительно вполне искренне считал себя благородным героем.
- Персонаж, сподвигший меня на написание этого текста. Магнето. А конкретнее - его гибель в пламени термоядерного взрыва в финале выпуска "X-men #3". Хрестоматийный пример: почти все составляющие на месте. Благие в целом намерения (приведшие известно куда), тяжелое детство (в Аушвице, да), пафосное превозмогание (еще какое! надавал по щщам всем икс-менам в полном составе, а также обеим земным сверхдержавам - в одиночку), трогательная и трагичная финальная речь, конец в стиле "Капитан тонет со своим кораблем (взрывается со своим астероидом)", преданные соратники, которые отклоняют предложение уйти без него и погибают со своим Вождем
- Капитан Видал из "Лабиринта Фавна". Отморозок, фашист, садист и негодяй. Но, тем не менее, в финале: "- Скажите моему сыну, в какой час погиб его отец... Скажите ему, что..." - Нет! Он и имени твоего никогда не узнает" Даже жаль немного старого вояку.
- Продажный полицейский, герой Мэтта Деймона из "Отступников". Его легендарное "Ну и ладно...", равнодушно брошенное киллеру - один из лучших финалов в криминальном кино.
- Ну и самый показной пример пафосного превозмогания - Тони Монтана в финале "Лица со шрамом". Ну да, формально он - протагонист фильма, но фактически ублюдок ублюдком. Но как превозмогал!...
"Come on, come on! come to me! I am Tony Montana, you fuck with me you fuckin with the best! You wanna play rough? Okay. Say hello to my little friend!.... [БУМ!] ...I'm still standing! Come on! I take your fucking bullet! You think you kill me with bullets? I take your fuckin bullets! "