Урок 1. Детский сад, да и только, хотя и не только
Урок 2 Ребячья незадача - мелочная сдача
Урок 3. Припоминая блин, для клина ищем клин
ДЕТИЩЕ РЕВОЛЮЦИИ
ШКОЛА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО
Урок 1. Всех белых клавиш не передавишь
Урок 2. Море не засахаришь, перец не переперчишь
Урок 3. На десерт - попурри, ешь и пой, хоть умри
ШКОЛА ЮНЫХ ХИМИКОВ
Урок 1. А из-за чего сыр-бор? На журфаке - перебор!
Урок 2. День открытых дверей. Кто теперь
будет ломиться в открытую дверь?
ДОБРОПОЛЬЕ
ШКОЛА ПОЛИГЛОТОВ
Урок 1. Я блестяще без виски не говорю по-английски
Урок 2. Я и без пива танцую красиво
Урок 3. Мы казацького роду - жить нам без переводу
Урок 4. Здесь вам не Канада. Храним, все что надо
ПЕРЕМЕНА (образа жизни)
Урок 1. Я себя как бритву правил, заарканив пару правил
Урок 2. Дочитав до точки, подарил цветочки
Урок 3. В поход по Варшаве, не к славе, а к Славе
Урок 4. Корешки славянские родней, чем африканские
ШКОЛА ВОЖДЕНИЯ
Урок 1. Не зная броду - налейте воду
Урок 2. Счастье луковое, счастье луцкое,
деревенское, общерусское
Урок 3. Докатились тарантайки, без болтов остались гайки
Урок 4. Не видал такого мир: выпив, взялся на буксир
Урок 5. На буксире безобразник семерым испортил праздник
Урок 6. Ноги можно протянуть, не укорачивая путь
ФИЛОЛОИЯ ЭЗОПА
Урок 1. Е-мое? - Ё-моё! Ставьте точки над "ё"!
Урок 2. Предложение без спросу.Нам уж замуж кровь из носу
Урок 3. Предложений всех не счесть, не сберечь без боя честь
Урок 4. Захотелось - обобщи, только не переборщи
Урок 5. Тем, кто без понятия - термины, понятия
Урок 6. Счастье в горе комкаю маковой соломкою
Урок 7. Ломка - мрак, соломка - клад, как доклад и содоклад
Урок 8. Генералы карьеров песчаных
не заменят солдат оловянных
НЕ ПРОПИЛ АВАНС - НА БАЙКАЛЕ РЕЗОНАНС
РЕДКИЙ ШАНС. АВТОГРАФ
РЕНЕССАНС. ТОМОГРАФ
ЧУТОК СЛОВ И НОТ,НЕСМОТРЯ НА ЦЕЙТНОТ
ЛИТЕРАТУРА (от Эпикура)
ПРИМЕЧАНИЯ (вид окончания)
Сама реклама (самореклама)
Учиться, учиться и учиться!
(В.И.Ленин)1
Книга о том, как можно всю жизнь быть блестящим учеником, но нельзя быть бесконечно блестящим. И если вы не забыли утром, уходя из дому, выключить свет в ванной, подумайте о том, что лампочка может блеснуть один раз в жизни, а потом перегорает ...
Книга для тех, кто умеет связать не менее двух слов, а понять из них - хотя бы одно. Если же вы вяжете шарфик, то вяжите, а если не вяжете лыко - не вяжите, но никогда не поступайтесь принципами, исключая противоречащие здравому смыслу. Делайте всегда то, что Вам нравится не за счет других!
Непонятное в первом чтении нужно подчеркнуть или зачеркнуть.
Книга для чтения с карандашом в руках, в кармане, за пазухой. Можно использовать ручку, уголь, мел, мрамор, известняк и даже пробовать вырубить топором.
Многофункциональная книга для самосовершенствования и самоудовлетворения с иллюстрациями, нотами и фотографиями на русском языке.
Родители! Посмотрите, что сделали с книгой Ваши дети. Сравните с тем, чему вы их учили. Задумайтесь над этим!
Дети! Постарайтесь догадаться, что зачеркнут Ваши родители! Вы узнаете, что они скрывают от вас, что непонятно им в этой жизни, насколько доверительные у Вас отношения.
Банальные истины не перестают быть истинами, как их не назови.
Отцы и дети! Будьте взаимно вежливы. Поразмышляйте над книгой всей семьей. Обсудите несовпадения. Если их слишком много, купите еще по одному (неисчерканному) экземпляру и повторите процесс. При достижении требуемых Вами совпадений, воцарится мир и взаимопонимание.
Покупайте эту книгу до тех пор, пока не достигнете желаемого!
ШКОЛА ДЕТСКОГО САДА
За детство счастливое наше
Кому Надо мы скажем спасибо!
Но, боже мой, какая гадость ваша...
Какая гадость... ваша заливная рыба!
Урок 1. Детский сад, да и только,
хотя и не только.
В детстве, как это ни странно, я считался всего лишь умеренно гениальным и, как многие непризнанные гении, ходил в детский сад. Особо не капризничал, но на все реагировал болезненно. Мама, в сердцах, утверждала, что мне не грозит умереть только от скромности и мелкого подхалимажа.
Мой сад приютился в доме называвшемся уважительно - "стосорокасемиквартирный". Такое длинное слово и люди его выговаривавшие вызывают уважение сами по себе. Научившись считать до тысячи, я понял - в доме было 147 квартир.
Попав впервые в детсад и видя уходящую маму, бросающую меня на произвол, воскликнул: - Мама! Куда Вы?! В этом Вы - словно в зеркальце отразились мои ужас, обида и отчаяние.
Всякий новенький осматривается и присматривается. Окружающие дети - старожилы - обладали бесценным жизненным опытом, могли ответить на любой вопрос из серии Что? Где? Когда? Что где, что когда и что за чем. Когда наказывают, а когда журят.
К порядку меня не приучили и в детском саду. Я ничего не мог аккуратно поставить или положить на место. Хотя дома однажды, ради цирка, помыл полы. Даром. Цирк не стал ближе. Тогда я стал убирать свои вещи и, для начала, повесил гольфы на стульчик. На большее - не хватило. Правда, и цирк я любил постольку, поскольку.
Корни произрастают из сада. Там - начало университетов. Моя альма-матер вначале имела прописку в стосорокасемиквартирном.
Урок 2. Ребячья незадача -
Мелочная сдача.
Заплаканный, я бросился к пришедшей маме:
- Наташа меня побила. Веником!
- За что?
- Ни за что. Хотела, чтобы я не лез к ней.
- А зачем ты лез?
- У неё кукла. Новая. Я только хотел посмотреть, как можно расстегнуть пуговички и снять платье. А она просила её не трогать. Сначала толкнула меня, а потом побила! Веником!
- Но ты теперь понял, что нельзя быть слишком настойчивым. Если девочка просит не расстегивать платье - нужно слушаться. Наташа ведь хорошая девочка? Она тебе нравится?
- Нравится.
- Тем более. Надо делать то, что приятно обоим, и она сама даст все, что ты хочешь. Пусть это послужит уроком. Хорошо?
Некоторое время мы шли молча. Потом мама сказала:
- Тебя побили. И кто? Какая-то девочка! А ты - мальчик, вырастешь - станешь мужчиной. Настоящие мужчины умеют постоять за себя, всегда дают сдачи. Обиды прощать нельзя.
По утрам в раздевалке многолюдно. У окошка, давно забыв о вчерашнем, Наташа поправляла волосы. Не раздумывая, я стремительно направился к ничего не подозревавшей девочке и вцепился в её лицо. Ошарашенные дети растащили нас, откуда-то возник йод. Я гордо смотрел по сторонам. Я дал сдачи!
Прошло время. С моей обидчицей мы помирились, хотя шрам у нее остался навсегда.
Ответ не был блестящим, урок пришлось переучивать.
Урок 3. Припоминая блин,
Для клина ищем клин.
У Марии Васильевны я считался любимчиком.
После полдника нас вывели на прогулку. Зима была в разгаре. Дети лепили бабу и катались на санках. Присев на лавочку, задумавшись, я незаметно замерз и оконфузился. Стесняясь позвать кого-нибудь, сжался в комочек. Темнело. Мария Васильевна, подойдя к отдельно сидящему ребенку, все поняла и криком заставила бежать переодеваться. Дело было сделано - я стал заикой.
Заикался я блестяще. Меня никто не мог понять. Дождаться, когда закончу мысль, было невозможно. Посторонние просили не кривляться. Все логопеды города стали добрыми знакомыми.
К концу лета отчаявшейся маме порекомендовали бабку, лечившую заговорами. Её коньком было заикание.
Приехав в село, долго не могли найти эту бабку-заговорщицу. Хатку целительницы удалось обнаружить на околице. Робко войдя во двор, не успели ступить и шага - громадная собака неслась к нам, какими-то лошадиными прыжками, мы мгновенно выскочили за калитку.
Вцепившись в мамину руку, я прошептал:
- Мамочка, давай побыстрее уйдем отсюда.
- Мы так долго искали эту женщину, пусть она тебя послушает.
- Мамочка, но ты только посмотри, посмотри какая ужасная собака. Нет-нет, давай уйдем. Я всё буду делать, как ты скажешь, но только не надо больше никуда ходить.
Боже мой! Я разговаривал абсолютно нормально. Все еще не веря ушам, мама осторожно задавала мне несложные вопросы.
От страха я больше не заикаюсь. Жаль только, мы не узнали, как конкретно выглядел метод женщины, славившейся лечением заикания.
ДЕТИЩЕ РЕВОЛЮЦИИ
ВшивАя, вшИвая лахудра,
Не гидра, позабыв, где пудра,
Меня не спрашивала мудро,
Где я так долго вышивал...
(... Из непризнанного)
После детского сада до самого института я ходил в школу.
Высокий каменный забор отделял от мира целый квартал. Внутри все было аккуратно, начисто расчерчено и отбордюрено асфальтовыми дорогами. Большой фруктовый сад, газоны, хоздвор, место для сбора металлолома. С юго-запада - спортивные площадки, настоящее футбольное поле. Только без травы и трибун.
В центра квартала - огромное трехэтажное здание. Оно ежегодно сжималось, к десятому классу сократившись до натуральных размеров.
Школа, в Ленинском, рабочем районе города, ничем не выделялась. А директора, между прочим, отметили высшей наградой - орденом Ленина. Не верите? Но это так просто!
Тогда было модно закреплять шефство за фабриками и заводами. Нам достался крупнейший металлургический завод. Директор школы, Николай Степанович Постил, без согласования в верхах, потихоньку выцыганил у шефов средства и стройматериалы. По ходу дела он умудрился незаметно пристроить к зданию школы два зала - актовый и спортивный. Светлые, просторные. Диковинка эпохи "хрущевок".
За своеволие директора хотели выгнать из партии и снять с работы. В последний момент руководство одумалось. Воздать "по заслугам" - расписаться в неведении, что творится под собственным носом. Социализм - это планирование. Начальство, проморгав, сделало вид, что новостройка была плановой и задумывалась впередсмотрящими, как символ прогресса в школьном образовании. Директор школы получил орден. Раствор не месил, кирпичи не подносил, а вот гляди-ка!
Невысокого роста, коренастый Николай Степанович, насупив брови и заложив руки за спину, частенько слонялся по коридорам. Бушующее море школьных перемен при его приближении замирало. Один вид директора отбивал всякую охоту проказничать. О том, что этот человек умеет улыбаться, я узнал только в старших классах.
На первом же уроке я занял первую парту. С правой стороны, ближе не к окнам, а к выходу. На всякий случай. Место правофлангового мне отвели по праву - в классе я был почти самым маленьким.
Первый урок в школе, по традиции - Ленинский, превратился в мой урок зависти.
Родители снарядили меня на славу: ранец, а не задрипанный портфель, дневник, разлинованные тетрадочки. А еще пенал, карандаши, синяя перьевая ручка. Простенькая - деревянная, крашеная - других тогда не было. Авторучки разрешались только старшеклассникам, умудренным, якобы уже выработавшим свой почерк.
И вот вдруг, едва мы расселись, я обнаружил, что у мальчика за второй партой перьевая ручка, ценою в те же две копейки, - красная. Выдурить ее так и не удалось - мне показалось, что мой желтый ранец ранец стоит большего.
Первая учительница. Александра Ивановна. Как и мама с папой, она звала меня по имени - Ясик. Долго-долго потом всех окружающих я делил на тех, кто знал, как меня зовут и тех, кто называл меня Яшей, а то и вовсе по фамилии.
Первая учительница. Первая любовь.
Потом пошло-поехало. Вторая. Третья. Четвертая.
Вскоре учителя подобрались по всем предметам. По разным предметам - разные. Веселые, грустные, добрые, худые. Собиравшиеся рожать, отрожавшие. Учителя достойные этого звания.
Рискну выделить одного. Блестящего.
В середине второй четверти, - мы тогда учились уже в девятом классе, - забурлило:
- Ты уже видел Марата!
- Еще нет! Кто это?
- Чудо в перьях!
- Индеец, что ли?
- Сам ты индеец! Марат - якобинец! Абориген!
- Как его фамилия?
- Шляк!
- Шляк - пошляк!
- Сам ты пошляк, а он - историк! Дает всем прикурить!
- Жаль, что я не курю! У нас сегодня история - последний урок!
По звонку в класс вошел новенький, так сказать "учитель".
Круглолицый, чернявенький, нос нормальный.
Установилась тишина.
Вьющиеся волосы, глаза бусинки.
Новичок представился.
Упитанный, холеный мальчишка. Мальчик-мажор.
Марат - всегда Марат. И на Сене, и на Днепре.
Наш Марат для начала тоже совершил революцию, - направо и налево субъективно-"объективно" оценивая знания. "Два" - так "два". "Три" - так "три". Для отличника, кстати, тройка гораздо хуже двойки. Одно дело совсем не учил, болел, например, другое - не доучил, не смог выучить. Позор!
Через месяц от всех зазнаек остались только пух и перья. Для перьевых ручек! Выше троек оценок не было. Мне однажды удалось прыгнуть на четверку - Марат добавил балл за оригинальность выступления.
Была школа, как школа, а стала притоном, сборищем троечников. Но ведь у многих на носу вступительные!
Галопируя, в школу табуном ломанулись родители.
Вы сомневаетесь в моей компетентности или объективности? - наивно спрашивал у них Марат. - Приходите, посидите на уроке, послушаете, сколь красноречиво Ваше дарование!
Какой дурак учит в школе обществоведение?
Итоговые отметки по географии, биологии, не говоря уже о физкультуре, - нечто среднее между оценками по физике и математике. Изредка учитывалась химия или русский язык.
Однако сила силу ломит. Зачем осложнять жизнь по глупости, из-за чьей-то прихоти или по пустякам? Стали готовиться к урокам обществоведения! Вы можете в это поверить? Согласен! Верится с трудом!
К моменту нашего знакомства биография Марата Львовича была краткой. Шестнадцатилетний пацан, прихватив золотую медаль, смылся с берегов Днепра и затесался, чтоб уж точно никто не нашел, на исторический факультет Московского государственного университета.
Прикиньте на досуге, сколько было в Советском Союзе берегов у рек, сколько золотых медалистов, сколько из них решились поступать в МГУ. После этого неполноценные выкладки за ненадобностью можете перечеркнуть или просто выбросить. Рассчеты бессмысленны, потому что вы, наверняка, не учли того, что Марат имел непроходимую фамилию Шляк.
Не верите, что в те времена при поступлении в институт национальным меньшинствам отдавали предпочтение, предпочитая некоторые национальные меньшинства видеть подальше от своих стен?
Напрасно вы мне не верите!
С красным дипломом МГУ Марат поперся в аспирантуру. Совсем оборзел! Салага! Тут уж ему твердо, по всей строгости закона, объяснили, что в этот раз номер (номер графы в паспорте) не пройдет - своих "шляков" по горло. Нашему еще могло бы найтись местечко в аспирантуре захудалого московского ВУЗа. Но в МГУ?
МГУ захудалым не был. Никогда! Ни для кого! Даже для Марата!
Прервав сдачу экзаменов на историческом факультете, Марат вернулся на историческую родину, в свой родной город. Потому и пришел к нам в школу в середине четверти, с большим опозданием.
Больше Марат Львович не опаздывал. На работу ходить - это вам не в булочную. При социализме - все по труду. Это уже потом, в следующей формации, все по потребностям. Когда потребностей практически нет...
Каким бы революционером ни прикидывался, на работу опаздывать нельзя. Он и не опаздывал - добирался на такси. Если в те времена человек ездил на такси в булочную, это выглядело вызывающе. Наши люди так не поступали. Но ведь школа - это не булочная! Ближайшая булочная находилась на соседней улице, называвшейся по имени совсем другого, не нашего, а испанского революционера - Хулиана Гримау.
Девчонки так и не смогли пересчитать, сколько у Марата костюмов - он менял их, как перчатки. Нет, не девчонок. О них ничего сказать не могу - тогда это нас мало волновало.
Перчаток - на каждую руку по одной - у меня было всегда не более двух. Я их терял беспрерывно. По одной. Одну за другой. Однако он менял костюмы, в тысячу раз чаще, чем я терял перчатки.
Короче говоря, вырядившись в новый костюм, каждый день учитель истории приезжал в школу на такси. Да, я еще забыл сказать, что в Москве он как-то раз подсуетился - вступил в партию. Не верите? Так это вы еще не знаете, какие у "коммуниста" были костюмы! От любого из них можно было сдохнуть. Сразу. На месте. Мальчишки корчились от зависти. Хорошо еще я получил прививку от этой напасти еще на своем первом, на Ленинском уроке.
Денди лондонский... Лондонский, а не Московский и тем более не Днепропетровский!
Слово "фарцовка" мы слышали. Школа у нас была не самая бедная. Имелись даже фирменные джинсы. Одни на всю школу, но настоящие! "WRANGLER"! Индиго! С медными заклепками, на молнии. Это вам не синюшные штаны на пуговицах. К тому же, десяток футболок с латинскими буквами, почти столько же полиэтиленовых пакетов, аналогичного достоинства. Пожалуй, все. Не густо, но тем не менее. А тут?!
Господи, где же он берет деньги? Кто его родители?
Туман рассеялся быстро.
С родителями все было в порядке, хотя, конечно, не совсем, - порода есть порода.
Дело состояло в другом.
Марат зарабатывал сам! Вкалывая по вечерам, порой до утра. Вкалывая, играя, - "лабая". Играя на клавишных в одном из самых престижных ресторанов милионного города - "кузницы кадров". Марат был "лабух". Но, какой! В долю за красивые глаза не берут! В кабак Марата взяли без "блата"!
Откуда я знаю, как играл? В ресторанах не бывал, домой не зазывал. С творчеством познакомился на уроках "обществоведения", изредка проводившихся в классе пения.
Обществоведение - наука о революциях! На урок я шел предвкушая, содрогаясь, замирая. Как парашютист к самолету.
Марат был настолько блистательным, что затмевал даже меня. С этим я почти смирился. Щенок, время от времени, проверяя, на сколько вырос, вроде играя, пробует куснуть вожака. Так и я. Пытаясь постоять, если не за школу и не за класс, то хотя бы за себя, время от времени тягался с Маратом, получая в ответ не злые, но весьма болезненные укусы, щелчки по самолюбию. Девчонки мне сочувствовали, ребята не знали, чью сторону принять.
Знакомству с Ремарком, "походам" на Гилельса - был такой выдающийся пианист, - я обязан Марату.
Папа однажды побывал на родительском школьном собрании. Его приговор был неоднозначным. На выскочку не похож, Маркса, и Ленина цитирует - не дай, Бог, каждому! Эрудиция колоссальная. Кличка - "марксист".
На новогодний вечер "марксист" притащил в школу свой ансамбль. В полном составе, с инструментами!
Апогей! Апогей революции! Директор Николай Степанович пустился в пляс!
Может быть, актовый зал для того и строился, чтобы дети рабочих не "акты" совершали, а смогли услышать музыку!?
По весне, неизвестно за какие заслуги, видимо, просто ради хохмы, Марата избрали секретарем школьной парторганизации. За несколько месяцев до того, как я перестал верить девичьим слезам.
Дело было так.
Матерые комсомольцы, десятиклассники, члены Комитета комсомола школы принимали в ряды себе подобных подобных себе. Марат - старший товарищ по партии - главарь-соучастник.
В кабинет робко вошла Людочка. Жуткая, непроходимая белокурая троечница с пухлыми ярко-красными губками и километровыми ресницами.
Все замерли. Как это у Ломоносова? - Если у кого-то что-то отнимется, значит, у кого-то что-то поднимется.
Людочка не была круглой дурой, она была красавицей, обделив красотой с десяток круглых отличниц. И чем только, в свою очередь, обделили Людочку эти заразы?!
Девочка слабо разбиралась в руководящих принципах организационного строения. Немного оживилась, когда опытные друзья-товарищи, сострадая, продемонстрировали, любуясь собой, примеры выборности органов снизу доверху.