|
|
||
גט/гет - "1. Изгнание; 2. развод". Разъяснение термина в примечании.
Актуальность - для религиозных евреев (а в Израиле для большинства евреев) актуально, особенно ввиду службы в ЦАХАЛе и большого количества войн, которые вел Израиль - солдат может, например, пропасть без вести и судьба его может быть неизвестна.
Бат-Шева ((בַּת שֶׁבַע; в русской традиции Вирсавия), дочь Элиама, жена Давида и мать Шломо (Соломона). "Батшева" (Бат-Шева) в переводе с иврита седьмая дочь ("первая дочь" (Батахат), "вторая дочь" (Батштаим) и т. д. Библейское "Вирсавия" переводят как дочь клятвы. Парадокс.
Я уже оценивал связь Давида с Бат-Шевой
РУТ 1 (16) Но сказала Рут: не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно, потому что куда ты пойдешь - пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ (это) мой народ и твой Б-г - мой Б-г.
(17) И назвали они его Овэйд. Он был отцом Йишая, отца Давида.
В высокой морали Рут нет никаких сомнений. В бедности сохраняет верность матери своего умершего мужа.
Бат-Шэва, не разбирая ее национальной принадлежности (жена хетта, скорее всего, наемника у Давида), входит в повествование совсем с другой стороны.
Преступная связь Давида, фактическое убийство им ее мужа.
12 (9) Отчего же пренебрег ты словом Г-спода, сделав то, что есть зло в глазах Моих: Урийу Хэйтийца убил ты мечом и жену его взял ты себе в жены; а его убил ты мечом Аммонитян.
Шломо родился в "законном браке", но в связи изначально преступной.
Вроде все ясно. Отрицательная оценка (наказание) Вс-го, порицание пророка Нафана 12 (9) Отчего же пренебрег ты словом Г-спода, сделав то, что есть зло в глазах Моих: Урийу Хэйтийца убил ты мечом и жену его взял ты себе в жены; а его убил ты мечом Аммонитян. .... (14) Но так как ты дал повод врагам Г-спода хулить Его этим делом, то умрет сын, родившийся у тебя. (15) И пошел Натан в дом свой. И поразил Г-сподь ребенка, которого родила Давиду жена Урийи, и он опасно заболел.
И мой взгляд профана (тем более бывшего военного), поступок Давида сугубо - отрицательный.
Но вот встретил оправдание Давида, там, где не ждал - со стороны еврейских мудрецов.
Сразу оговорюсь - и у мудрецов взгляды расходятся, поэтому и я на свое мнение, пусть и профана право имею.
Раши, следуя мнению мудрецов Талмуда, высказанных в трактате Шабат, объясняет, что каждый ушедший на войну оставлял жене гет, который вступал в действие, если муж погибнет на войне. И после гибели Урии Бат-Шева считалась разведенной с того момента, как получила документ о разводе.
Радак , пишет, что Давид, вступив в отношения с Бат-Шевой, не нарушил законов о чистоте семейной жизни, а нарушил закон о запрете отношений с замужней женщиной. Радак, однако, приводит также и мнение мудрецов: каждый, кто шел на войну, оставлял жене гет, и объясняет, что Давид способствовал смерти Урии, чтобы Бат-Шева считалась разведенной с момента получения гета.
Рабби Йосеф Ибн-Каспи : Давид согрешил, так как нельзя игнорировать стих "Но дело, которое сделал Давид, злым было в очах Г-спода" (Шмуэль II, 11:27), а также обличения Натана и слова самого Давида: "Согрешил я перед Г-сподом" (Шмуэль II, 12:13).
Рабби Ицхак Абарбанель (АБРАВАНЕмЛЬ Ицхак бен Иехуда), перечислив пять грехов, которые совершил Давид:
1. Взял себе замужнюю женщину. Это выглядело особенно плохо, если учесть, что Давид был царем (не меняю перевод на возможное король, подробнее "Давид, царь или король") и взял себе жену своего подданного, который в это время служил ему и воевал на его войне.
2. Усилия Давида отправить Урию к своей жене, чтобы ребенок, которого ждала Бат-Шева от Давида, считался ребенком Урии. Абарбанель отмечал: для великого царя, низость делать так, чтобы его будущий ребенок считался сыном Урии и не относился к царскому дому.
3-й грех Давида, он велел поставить Урию на самый опасный участок и этим добавил к своему первому греху еще и грех кровопролития.
4-й состоял в том, что Давид способствовал смерти Урии от меча врагов-аммонитян. Более того: вместе с Урией погибло много воинов из сынов Израиля.
5-й - когда прошла неделя траура по Урии, Давид сразу же велел взять вдову в свой дом, сделав ее своей женой, и не выждал хотя бы девяноста дней, которые должны пройти после смерти мужа, прежде чем его вдова вновь выйдет замуж.
Со всем полностью согласен.
Даже сам Давид противоречит первым двум из мудрецов: "Согрешил я перед Г-сподом" (ШмуэльII, 12:13). Абарбанель - о доводе, что Урия, уходя на войну, оставил жене документ о разводе - стих, на котором основывалось объяснение мудрецов, не имеет отношения к этой теме. Кроме того, согласно тексту Танаха, Давид посылал Урию к жене, и это значит, что они не были разведены. Давид согрешил, полностью признал свой грех, чистосердечно раскаялся, принял наказание, и этим были искуплены его грехи.
Кроме этого сам Урия был хеттом, об этом прямо говориться в ТАНАХе, о принятии им иудаизма нет ничего в тексте. Обычаи войска он должен был соблюдать (не спать с женой во время войны, например), религиозные традиции - нет.
В Вавилонском Талмуде в трактате Шабат: "Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани от имени рабби Йоханана: "Каждый, кто говорит, что Давид согрешил, - ошибается"" (Шабат, 56а). Мудрецы считают, что Давид поступил неправильно, "убив Урию мечом аммонитян", так как он должен был судить его как бунтовщика в Сангедрине - верховном суде мудрецов Торы. То, что Урия был бунтовщиком, мудрецы учат из слов, сказанных им Давиду: "...и господин мой Йоав, и слуги господина моего стали станом в поле..." (Шмуэль II, 11:11). Раши объясняет, что бунт Урии заключался в том, что в присутствии царя он назвал Йоава своим господином, тогда как в разговоре с царем должен был сказать "твой раб Йоав".
Вообще притянуто "за уши". Почему хетта Урию должен был судить Сангедрин? Почему он назван бунтовщиком? Как раз сам Давид и определял подчиненность в армии, которая при нем занимала совсем другое место, чем при его сыне Шломо (Соломоне), мной это отмечалось в заметке "Мир сейчас...". У Давида военачальник на первом месте, то у Шломо здесь священник, писец...... В основе армии при Давиде ополчение, меньшая роль других элементов.
И сам Давид, третий мелех (король-царь) Израиля не имеет в отличии от властвовавших особ других стран того времени божественного происхождения, он человек, помазанный Вс-ним. Как и возможный машиах (мессия) его потомок - человек. Поэтому нельзя проводить аналогию с другими странами того периода, где правители приписывали себе божественное происхождение.
ДИВРЭЙ АЙАМИМ I 11 (26) А сильнейшие из воинов: Асаэйл, брат Йоава, (27) Элханан, сын Додо из Бэйт-Лэхэма, Шаммот Арориянин, (28) Хэйлэц, пелониянин, Ира, сын Иккэйша, текоянин, (29) Авиэзэр, антотянин, Сибхай, хушатянин, (30) Илай, ахохиянин, Марай, нетофаянин, (31) Хэйлэд, сын Бааны, нетофаянин, Итай, сын Ривайя, из Гивы сынов Бинйамина; Бенайа, пиратонянин, (32) Хурай из Нахалэй-Гааша; Авиэйл арваянин; (33) Азмавэт, бахарумиянин, (34) Элйахба, шаалвониянин, Сыновья Ашэйма, гизониянина, Йонатан, сын Шагэйа, арариянина, (35) Ахиам, сын Сахара, арариянина, Злифал, сын Ура, (36) Хэйфэр, мехэйраянин, Ахийа, пелониянин. (37) Хэцро, кармэлянин, Наарай, сын Эзбайа, (38) Йоэйль, брат Натана, Мивхар, сын Агри, (39) Цэлэк, аммонитянин, Нахрай, бэйрототянин, оруженосец Йоава, сына Церуйи, (40) Ира, итриянин, Гарэйв, итриянин, (41) Урийа, хиттиянин, Завад, сын Ахлайа, (42) Адина, сын Шизы, реувэйнянин, глава реувэйнян, и (было) у него тридцать (воинов). (43) Ханан, сын Маахи, и Йошафат, митниянин, (44) Уззийа, аштераянин, Шама и Йеиэйл, сыновья Хотама, арозйриянина, (45) Йедиаэйль, сын Шимри, и Йоха, брат его, тициянин. (46) Элиэйл, (из) Махавима, и Йеривай, и Йошавйа, сыновья Элнаама и Йитмы, моавитянина. (47) Элиэйл и Овэйд, и Йаасиэйль, (из) Мецовайи.
Один из первых ударов по армии, которую сам же и создавал. Кстати, как много национальностей у героев Давида.
Таким образом, соглашаясь с Рабби Ицхаком Абарбанелем (АБРАВАНЕ́ЛЬ Ицхак бен Иехуда) по всем пяти грехам Давида, добавлю: 1. Хетта не должен был судить Сангедрин. 2. Урия не был бунтовщиком, он четко выполнял введенную самим Давидом иерархию в армии и государстве, что подтверждено приглашением на пир: "И призвал его Давид, и ел тот пред ним, и пил". 3. Как хетт, да и не только, Урия мог не писать разводного письма. Об этом и не упоминается. Наоборот, сама настойчивость Давида,в том, чтобы Урия спал с Бат-Шевой, говорит о том, что никакого письма и развода, даже на время войны, не было: "(26) И услышала жена Урийи, что Урийа, муж ее, умер; и оплакивала она мужа своего." Именно мужа, а ведь при наличии гета, так не было бы написано. Сам ТАНАХ отбирает у псевдозащитников Давида любые доводы. 4. Давид первый среди равных, ему не дано отменять установления, религию, нормы поведения, традиции. Если уж хетт выполняет воинские традиции: "(11) И сказал Урийа Давиду: ковчег и Исраэйль и Йеуда пребывают в шатрах, и господин мой Йоав и рабы господина моего стоят станом в поле, а я войду в дом свой есть и пить и спать с женою своею! Жизнью твоею (клянусь) и жизнью души твоей - не сделаю я этого!". Давид тем более не должен нарушать их. Меня учили читать так, как написано.
Примечание:
Иудаизм разрешал, но не поощрял развод. "Слёзы капают на жертвенник Всевышнего всякий раз, когда происходит развод в первом браке" (Гитин, 90а). Инициатива при разводе сохранялась за мужчиной. Несмотря на внешнюю простоту процедуры (супругу достаточно было вручить жене гет - документ, в котором признавалось, что она свободна и может вступить в новый брак), распад семьи происходил редко. Наиболее распространенными причинами разводов были разногласия между мужем и женой, бесплодие, болезнь одного из супругов, отсутствие материальных средств на содержание семьи, призыв в армию и др.... Гет - разводное письмо, которое муж по закону обязан дать своей жене, с которой он хочет развестись.
Мудрецы, обсуждая возможные причины развода, расходятся во мнениях. При этом, на первый взгляд, школа Шамая смягчает, а школа Ґилеля занимает непримиримую позицию. Посудите сами: "Не изгонит человек свою жену, а только если обнаружил связанное с ней прелюбодеяние. Мнение бейт-Шамай. А бейт-Ґилель говорят, даже если переварила его кашу [может дать ей развод]!" (Мишна, из трактата Гитин, 89).
Если муж отказывается дать жене гет, она становится агуна и не может вступить в новый брак. Нельзя ни принудить мужа дать гет, ни аннулировать брак. Гет дается мужем только по собственной воле. Может сложиться и обратная ситуация. Жена может отказаться принять гет. И в этом случае ничего не сделать. Гет имеет силу только тогда, когда добровольно передан и добровольно получен.
Доп.
2.6.2017г.
Еврейский развод / Гет. Агуна.
http://jhistory.nfurman.com/teacher/14_324.htm
Восемь веков назад Рамбам постановил, что упорствующего мужа следует пороть до тех пор, пока он не скажет: 'Я хочу дать 'гет' ('Мишнэ-Тора', Законы о разводе, 2:20). Если муж отказывается, Рамбам считает, что его нужно пороть до смерти. Тогда женщина может вторично выйти замуж как вдова. Следует помнить, что евреи смотрят на мужа, отказывающегося дать 'гет', так же, как американцы на тех, кто насилует малолетних.
Реформистский иудаизм обходит эту проблему, не считая 'гет' необходимым и полагая, что библейское требование написать письмо о разводе выполняется постановлением гражданского суда. Эта точка зрения отвергается и консерваторами и ортодоксами: раввины обоих течений не совершат новый брак до тех пор, пока мужчина или женщина не получат гет.
Консервативный иудаизм преодолевает проблему отказа от 'гета' тем, что включает в 'ктубу' (см.) положение, позволяющее раввину требовать 'гет'.
Все больше ортодоксов советуют подписывать лишь такой брачный договор, где муж соглашается дать 'гет' в случае гражданского развода. В штате Нью-Йорк такие соглашения имеют силу закона, так что суд может поставить 'гет' условием расторжения данного брака. Недовольство многих подобным вмешательством светского суда в чисто религиозные вопросы лицемерно. Например, если владелец ресторана подписывает договор о кашерном банкете, а затем подает в качестве главного блюда поросенка, он может преследоваться по суду за нарушение контракта; так и муж может преследоваться за нарушение брачного договора.
Впрочем, у многих есть и сомнения: действителен ли 'гет', данный по принуждению? Если брачный договор заверен светским органом, а муж передумал и заявляет, что дает 'гет' под давлением гражданского суда, то неизвестно, законен ли такой 'гет' с религиозной точки зрения.
Женщина, не получившая 'гет', обычно именуется агуна - 'безмужняя жена', примерно то же, что по-русски звучит как 'соломенная вдова'.
18.2.2018г.
Петр Люкимсон 11.02.2018
Как разводятся евреи
Гет, агуна и другие тонкости
http://jewishnews.com.ua/obshhina/kak-razvodyatsya-evrei
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"