(к 10-летию публикации статьи *Профанация экологии в умах и образовании*)
Несмотря на фундаментальную роль экологии в концепции устойчивого развития, систематика науки остается слабо разработанной, что весьма отрицательно сказывается на развитии государственной экологической политики и реализации конкретных экономических проектов.
Особенность грядущего социального развития определяется способностью общества и государства вести домашнее хозяйство Земли-Природы, где главной заботой становится среда жизни человека, а не количество чугуна и стали на его душу. Качество природной среды обитания, которое не купить за все золото планеты, что наглядно и страшно доказал Чернобыль. В реалиях ХХI века жизненное пространство планетарной геологической оболочки - биосферы становится определяющим фактором природопользования и высшей ценностью современной цивилизации. Таким образом, устанавливается экологическая доминанта социального развития, которому альтернативой служит судьба динозавров. Авторы рассматривают экологию как социально-биосферное знание - средство рационального природопользования и оптимизации жизненного пространства, основу нравственно-патриотического воспитания и национальное достояние. Экология ориентирована на спасение биосферы путем мониторинга антропогенного влияния и оптимизации природопользования. Гуманитарное развитие экологии находится в русле исторического процесса гуманизации и экологизации общественного сознания путем создания экологической идеологии и культуры. Природа и культура - главные факторы безопасности, стабильности и социального прогресса - основа экоразвития ХХI века. Экологическое знание должно способствовать решению региональных, государственных и мировых проблем природопользования и среды обитания, созданию концептуальной картины и научных сценариев будущего, обеспечению экологической безопасности России и оптимального экоразвития. (1-7).
Слово экология приобрело известность, в связи с кризисом природопользования и среды обитания в середине ХХ века, который проявился антропогенными изменениями биогеохимических показателей биосферы при промышленном загрязнении микроэлементами /Hg, Сd/ водной среды и продуктов питания(болезни минамата и ита-ита), а также макроэлементами /NOх, СO/(лондонский смог, 1952г.) атмосферы в результате нарушений подсистем планетарного геологического круговорота минеральных веществ и химических элементов. Существовавшая тогда наука биоэкология(она же биогеоценология), изучающая взаимоотношения животных, растений и грибов со средой обитания, имела очень малое отношение к этому кризису, поскольку случился он в сфере социальной и определялся взаимоотношениями общества с Природой. Соответственно и слово *экология* оказалось востребовано в социальном смысле, а не биологическом. Однако кризис назвали экологическим, а специалисты по голым гадам и насекомым, а также в области охотоведения и ландшафтоведения почувствовали себя спасителями цивилизации. Слово *экология*, обозначавшее заштатное направление биологической науки, вдруг оказалось у всех на устах. Самое простое определение этой науки получалось буквальным переводом термина экология - наука о доме, жилище, месте, среде обитания. Домом биологи считали биосферу, которая состоит из экологических систем изучаемых биологами.
Наука о биосфере уже существовала и была создана... профессиональным геологом В.И.Вернадским, геологические работы которого отечественные биологи использовали достаточно своеобразно: они подвергли его труды примитивной биологизации, убрав из геологической концепции биосферы... геологию. Определенную роль здесь сыграла деятельность по разработке Государственной экологической программы. В отличие от Продовольственной, Экологическая программа не состоялась, зато директор Института эволюционной морфологии и экологии животных, академик *В.Е. Соколов и другие биологи... внедрили в ученую и неученую общественность представление о биосфере как совокупности живых существ на планете, что в корне противоречит учению В.И.Вернадского о биосфере как геологической оболочке планеты, созданной в течение геологического времени. Такова была реакция биологического фланга академической науки на экологические проблемы. ...В современной экологии строгие определения и достойный категориальный аппарат подменены путаной терминологией. Она представляет собой к тому же нечто весьма гибкое, всегда способное видоизмениться в угоду тем или иным политическим вкусам*. (А.Н.Тюрюканов, В.М.Федоров. Н.В.Тимофеев-Рессовский: Биосферные раздумья.( 8, стр.262).
Примечательно также профессиональное мнение доктора биологических наук А.Н. Тюрюканова в разделе *Элементарные единицы биосферы*: *Понятие экосистемы оказывается неспособным в полной мере отразить масштабность и глубину катастрофических явлений в биосфере, инициированных человечеством*.(8, стр.212).
Позже выяснилось, что методом биологизации владеет любой двоечник, который не зная разницы между понятием и содержанием термина, просто переводит: *Бисфера - сфера жизни*. Появилась соответствующая *экологическая* терминология, например выражение *тяжелые металлы*, объединившее свинец и ртуть с мышьком и селеном. Качество среды обитания стали называть *плохой* или *хорошей экологией*, а Чернобыльскую катастрофу прозвали аварией. Родился бюрократически удобный, но понятийно туманный термин *окружающая среда* вместо природы или биосферы. На лексическое несовершенство этого термина также справедливо обратил внимание профессор А.Н.Тюрюканов: *Окружающая среда может быть и на Луне, а биосфера как естественноисторическое явление существует только на Земле, делая нашу планету уникальной в обозримом Космосе*.(8,стр.45).
И далее ведущий ученый страны, доктор биологических наук А.Н. Тюрюканов констатирует: *Если биологи и экологи, изучая экологические проблемы, относящиеся к *области жизни*, вольно или невольно суживают биосферу до *пленки жизни*, то это свидетельствует лишь о том, что категориальный аппарат биологии неспособен правильно выразить биогеохимическую сущность учения о биосфере В.И.Вернадского*. (Там же, стр.267).
Однако именно на этом *неспособном* аппарате оказался сработан громоздкий гибрид *всеобщей* или *большой* российской экологии, предназначенный для *экологического всеобуча*. Созданный *совокупностью дисциплин*, связанных между собой словом экология, он имеет множество составляющих (экология животных, растений, грибов, морей, суши, островов, крайнего Севера и т.д.), куда добавлена экосистема-биосфера, где биогеохимическая концепция В.И.Вернадского в биологической интерпретации оказалась лишь разделом биоэкологии.
Во *всеобщей* экологии - науке, ориентированной на социальную безопасность, не оказалось ни антропогенных изменений природной среды, ни приоритетных экологических проблем, ни экологических катастроф, включая Чернобыльскую. Согласно экосистемному подходу, гибель лесов и уменьшение биоразнообразия куда важнее катастрофических наводнений с человеческими жертвами и демографических проблем нации. Примитивизм экосистемной экологии аналогичен восприятию леса как источника дров, а геологии только как науки о полезных ископаемых.
Очевидно, что структура и содержание экологии должны отражать реалии живого и минерального мира Природы, где биосфера - коммунальная квартира в доме планеты Земля, и основу жизнеобеспечения этой квартиры создает планетарный геологический круговорот, который питает все экосистемы, включая самих биологов. Геологическая система биосферы обеспечивает практически бесконечное устойчивое развитие минеральной среды и жизни. Несмотря на ограниченность минеральных ресурсов, биосфера эволюционировала и преодолевала катастрофы, увеличивая видовое разнообразие и стабильность жизненного пространства, благодаря саморегулирующейся безотходной системе циклических биогеохимических взаимодействий минеральной природы и живого вещества. И вполне закономерно, что основы современной экологии, ориентированной на оптимизацию антропогенной деятельности, как ведущей геологической силы на планете создали труды трех профессиональных геологов Ж. Кювье, В.И.Вернадского и В.В.Докучаева.
Биосферная экология - наука о взаимодействии природы и общества в биосфере и ее подсистемах, средство самоспасения цивилизации и сохранения среды обитания(6).
Экология возникла при взаимодействии биологического и геологического знания, что отражает реальное взаимодействие минеральной и живой природы в биосфере. Подобно другим пограничным наукам(геохимия, геофизика, палеонтология) она располагается в системе наук о Земле для изучения взаимодействия природы и общества в геологической оболочке планеты - биосфере, где основные экологические проблемы создает геологическая деятельность и потребление минеральных ресурсов. Экологические исследования имеют целью защиту биосферы от последствий природопользования, которые ощутимо конкурируют с планетарным геологическим круговоротом вещества, нарушая геологическую стабильность биосферы.
Не случайно из 7 приоритетных мировых экологических проблем, выделенных экспертами ООН, только одна определяется уничтожением тропических лесов, а остальные 6 созданы использованием минеральных ресурсов. Это:
2.Техногенное рассеяние микроэлементов (Pb, Hg), особенно при сжигании минерального топлива.
3.Отравление атмосферы городов автомобильными выхлопами(СО, NOх, Pb, бензапирен, атмосферный озон).
4.Загрязнение и истощение ресурсов пресных вод.
5.Загрязнение морей и океанов нефтепродуктами.
6.Проблема продовольствия и деградации почв благодаря применению минеральных удобрений.
Экосистемный подход создает проблемы развитию экологии, а также эффективной экологической политики, поэтому экосистемная концепция экологии, вступила в противоречие с концепцией устойчивого развития, которая ориентирована на оптимизацию взаимодействия природы и общества, защиту жизненного пространства биосферы, необходимого современным и будущим поколениям. Совершенно очевидно, что для реализации устойчивого развития требуются фундаментальные исследования глобальной и региональной биосферы, как развитие работ В.И.Вернадского и Н.В.Тимофеева-Рессовского. Основу устойчивого развития создает социально-экологическое взаимодействие биосферы и общества с учетом планетарной сложности геологической системы Земли.
Биосфера первична, самодостаточна и стабильна на сотни миллионов лет, обеспечивая эволюцию живой и минеральной природы, несмотря на пространственную и ресурсную ограниченность. Создавая блага цивилизации, индустриализация не уменьшила, а увеличила зависимость человека от биосферы, которую технический прогресс прогрессивно разрушает, создавая иллюзию независимости человека от природы и одновременно угрожая стабильности жизненного пространства. Человек может жить на Земле только в биосфере, которая служит гарантом существования цивилизации.
Рис. 1. Система биосферной экологии XXI в. (В.Л. Зверев, П.В.Зверев. 2013).
Первоначальная авторская схема биосферной экологии *3 по 4* была опубликована в 1998г.(1). Современный, дополненный и переработанный вариант лучше отражает натуральную историю геологической системы Земли вместе с актуальными приоритетными составляющими устойчивого развития, основой методологии которого служит геолого-геохимическая концепция биосферы В.И.Вернадского. Структурное подразделение в виде трех взаимосвязанных блоков: *Экология биосферы*, *Социальная экология и устойчивое развитие*, *Экология человека* осталось прежним ( Рис.1).
Фундаментальное направление *Экология биосферы* включает научные разделы: 1. Геологическая система Земли и эволюция биосферы. 2. Экология природных ресурсов. 3. Приоритетные экологические проблемы биосферы. 4. Экологизация системы биосфера - общество.
Конкретным средством общественного социоприродного развития будет *Социальная экология и устойчивое развитие* - это: 1. Мониторинг антропогенного влияния и охрана жизненного пространства. 2.Экологическая безопасность населения (стихийные бедствия, экологические катастрофы, качество среды обитания). 3. Оптимизация социоприродных систем (технологии, города, регионы). 4. Экологическое образование и просвещение.
Ядро науки образует знание по *Экологии человека* - это: 1.Здоровье и демографические проблемы населения. 2. Экологическое краеведение и воспитание. 3. Экологическая культура. 4. Экологическое право.
В центре системы экологии - человек, как живой и социальный организм, который занимается природопользованием, воздействует на природу, и сам себе создает экологические проблемы, которые он вынужден решать.
Важнейшая роль в системе биосферной экологии отводится краеведению. Экологическое краеведение можно определить как региональную историческую экологию и культурологию отчизноведческого, родиноведческого характера. Фактически краеведение всегда было частью природопользования *населенных мест*, как говорили в старину. Для того, чтобы пользоваться Природой, природными ресурсами надо иметь местное, краевое знание, которое существует на Земле также давно, как человек.
Именно краеведение соединяет экологическое знание о мировом доме Природы, о глобальных проблемах с каждым человеком и его собственным домом. Зеленая трава у родительского дома создает человеку образ Родины, который снится ему всю жизнь. Также как биосферная экология, экологическое краеведение имеет социальный аспект, определяемый естественно-историческими связями системы человек-природа и располагается в ядре экологии вместе с знанием по экологии человека, физическому и духовному здоровью населения, экологической культуре и праву.
Система биосферной экологии служит наглядным средством экологического образования и воспитания. Очевидно, что система образования должна отражать систему социального природопользования, ее естественно-историческое развитие. Не случайно России принадлежит мировое первенство в создании системы высшего лесного образования. Систему эту отличал комплексный, экологичный, естественно-исторический разумный подход, где объединялись науки, определяющие природопользование того времени. Поэтому студенты лесных вузов царской России изучали геологию, минералогию, кристаллографию. В Петровской земледельческой и лесной академии возникла кафедра лесоводства и геологии. Складывалась система воспитания экологической и горной культуры, ориентированной на наземное и подземное природопользование, на творческое взаимодействие природы и человека. Формировалось эколого-образовательное пространство оптимизации природопользования...
Сейчас много изменилось в нашем Отечестве, но российские школьники к основной науке о Доме планеты Земля не допускаются, хотя в европейских странах с тысячелетней горной культурой геологические дисциплины в общеобразовательных школах дети изучают 5 лет. К сожалению, в России уже более полувека отсутствует школьное геологическое образование, а фрагменты геологического знания дилетантски включаются в курсы биологии, географии, природоведения, где вода именуется особым веществом (наподобие *Московской особой*), минеральная природа называется неживой, а биосфера - особой(!) оболочкой или сферой жизни, вместо единственно верного определения В.Вернадского, который создал науку о биосфере, как геологической оболочке планеты. При этом учащимся остаются неизвестными жизненно-важные, нормативные показатели среды обитания (воздух, питьевая вода, почва, продукты питания), глобальная роль геологического круговорота и ряд других вопросов, изучение которых более уместно для воспитания интеллектуально и нравственно полноценной личности в условиях геологического дома планеты Земля, нежели знакомство с методами производства серной кислоты или соды по методу Леблана.
В современной России геология не предусмотрена государственным образовательным стандартом в цикле фундаментальных естественнонаучных дисциплин высшего профессионального образования. Отсутствуют основные положения геологических наук и в недавно утвержденной *Концепции современного естествознания* для студентов-гуманитариев. В системе экологического образования не нашлось места минеральным ресурсам, планетарному геологическому круговороту и геологическому дому человечества - планете Земля.
Образовательно-воспитательная система экологии должна ориентироваться на формирование горной и экологической культуры, без чего невозможно рациональное природопользование. Добыча энергоресурсов(уголь, газ, нефть) и горнодобывающее производство обеспечивают основную часть валютной выручки и значительную долю доходов бюджета России, экономика которой полностью зависима от минерально-сырьевого потенциала - полезных ископаемых. А на геологию, благодаря которой государство владеет минеральными ресурсами, у Минобразования часов не хватает.
Статья 14. Закона РФ *Об образовании* определяет требования к содержанию образования: *1.Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса и должно быть ориентировано на... развитие общества. 2. Содержание образования должно обеспечивать... формирование у обучающегося адекватной... картины мира*.
Очевидно, что система образования без геологии не может давать учащимся адекватную картину мира планеты Земля, где реальность XXIв. определяется природопользованием, которое создает блага и проблемы цивилизации, что требует необходимого отражения в системе образования.
Система образования XXI века, ущербная в части геологии и экологии, не может служить фактором социального прогресса и развития общества, она противоречит *Государственной Концепции перехода РФ к устойчивому развитию* и совершенно противоестественна в России, благосостояние и проблемы социально-экономического развития которой, определяются использованием минеральных ресурсов.
Россия имеет необходимое правовое поле для развития геологического образования и воспитания ХХIв., которое должно ориентироваться на оптимизацию природопользования и сохранение среды обитания. *Концепция перехода РФ к устойчивому развитию* предусматривает *сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей*. В Концепции сказано, что конечной целью устойчивого развития будет создание *предсказанной В.И.Вернадским сферы разума (ноосферы)*. Экологический кризис и социальный прогресс свидетельствуют о необходимости научного природопользования, основанного на оптимизации взаимоотношений человека и природы посредством развития горной культуры, как основы общей экологической культуры в условиях геологического дома планеты Земля, где геологическое знание есть необходимая функция жизни. Не страх перед карательной системой штрафов и запретов, а гуманизм культуры должен править миром в его взаимодействии с Природой.
Очевидно, что реформа российского образования, провозглашенная Национальным приоритетным проектом, должна иметь концептуальный подход и соответствовать социально-историческим условиям развития нашей страны, где в течение последних 80 лет ведущая роль принадлежит потреблению минеральных ресурсов. Одновременно необходимо реформировать концепцию экологического образования, где должно занять свое место изучение стихийных бедствий и экологических катастроф, среди которых исключительное значение имеет Чернобыльская социально-экологическая катастрофа, уроки которой обращены к будущему и совершенно необходимы молодому поколению для понимания социальной истории ХХ века и современных проблем Отечества, естественной и социальной картины мира. Современная система образования должна отражать мировые и отечественные социальные проблемы и ориентироваться на основные положения Концепции устойчивого развития, воспитывать экологическое мировоззрение и культуру.
Как известно, культурная деятельность возникла у древних аграрных народов в качестве экологического средства совершенствования природопользования (культураземледелия, растениеводства, животноводства (от лат.возделывание).Культура определяет общественные и личные отношения, а также социальный прогресс, основанный на природопользовании. В реалиях ХХI века развитие экологической культуры имеет приоритетную актуальность и необходимость для будущего и национальной идеи самой богатой в мире страны - это социальное развитие народного благосостояния, которое невозможно без заботы о природе и человеке.
*Концепция перехода РФ к устойчивому развитию*, вместе с экологическим законодательством заложила основы государственной экологической политики России. Основой устойчивого развития признана оптимизация взаимоотношений природы и общества, а важнейшим направлением стратегии устойчивого развития служит экологическое воспитание и образование населения, прежде всего молодежи.
По-видимому, целесообразно вернуться к преподаванию наук о Земле в контексте Натуральной истории, которая адекватно отражает организованность и развитие живой и минеральной природы, образуя исторически сложившуюся систему знаний о мире, где концептуальное взаимодействие знаний о нашем планетарном доме должно стать основой образовательной системы и средством нравственного воспитания в соответствии с Концепцией устойчивого развития России. Школьное образование должно давать историю развития знания, его значение и уроки, быть взаимосвязанной обучающей системой, а не хаотичным набором учебных дисциплин и программ, тасуемых как колода карт. Необходимым условием реализации Национального проекта в области образования должно быть возрождение государственной системы издания учебной литературы образовательными учреждениями и отраслевыми министерствами.
Жизнь биосферы и общественное развитие на планете Земле обеспечила геологическая эволюция минеральной природы. Геологический мир первичен, самодостаточен и вечен на миллионы лет, чтобы быть гарантом устойчивого развития, если цивилизация не повторит судьбу динозавров на основе экосостемного подхода к проблемам экологической безопасности.
Такова космическая логика функционирования геологического дома Земли.
Литература.
1. Зверев В.Л. Историзм и биосферное знание в геологии и экологии. Избр.доклады III Межд. Конф. *Новые идеи в науках о Земле*. - М.,1998.
2. Зверев В.Л. Горная культура и геологическое образование - основа экоразвития. *Природно-ресурсные ведомости*, N18, 2000.
3. В.Л.Зверев. "Профанация экологии в умах и образовании". "Промышленные ведомости", N5-6, 2003.
4. Е.А.Козловский, Н.В.Демин, В.Л.Зверев. "Исчезнувшая наука. О геологическом и экологическом образовании". "Промышленные
ведомости", N4, 2006.
5. В.Л.Зверев. Основы экологии. М., 2003.- 376с.
6. В.Л. Зверев. Основы экологии и проблемы в ее развитии (природопользование, среда обитания, краеведение и учебные практикумы). - М.: по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2010.- 400с.
7. В.Л.Зверев. Экологические сказки про глобальное потепление и стратосферный озон. 2012, авторский сайт http://www.vlvzverev.narod.ru