Баляев Анатолий Николаевич : другие произведения.

Между мамой и папой. 9-я группа Вся. 30 июля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Я пишу отзывы на свою 9-ю группу в формате, который начинает мне нравиться. Сначала - формальные впечатления читателя от текста, потом мои персональные галлюцинации, основанные на избытке прочитанной в свое время психоаналитической литературы. Эти галлюцинации прошу рассматривать как плод моего сугубо больного воображения. Суть в том, что любой текст так или иначе является для автора метафорой. Автор своим текстом не только сообщает что-то другим, но и что-то хочет сказать самому себе. Я попробую угадать, чтобы я (я!) попытался сказать самому себе, если бы был автором каждого текста. Соответственно, реальным авторам текстов мои галлюцинации могут как-то что-то подсказать, как-то затронуть, а могут оставить равнодушными. А могут вызвать омерзение и даже раздражение. Потому говорю вам, если что-то показалось вам полезным - возьмите себе, а если не полезным, то пусть мои слова никак не повлияют на вас, как не влияет вода лесного ручья на камень, который она омывает.
  
  Диалог со смертью
  
  Впечатления. В начале страшно. Потом смерть неожиданно начинает разговаривать. Очень просится нереально сильное описание голоса, иначе он начинает звучать по умолчанию - как разговор на кухне, например. Из первых слов смерти становится понятно, что ГГиня стара, что требует усилий от читателя - нужно срочно добавить в образ изящной "гарпии" старческих черт. Про "погладила костлявую грудь" - омерзительно. На этой строчке моя оценка текста упала ровно вдвое. "Млела от ужаса" заставляет читателя сделать предварительный вывод о мазохических наклонностях ГГини. Концовка класса "ну и чо?"
  Галлюцинации. 1. Фантазии автора с участием смерти наводят на мысли о внутренней борьбе с потаенной гомосексуальностью. Автор кагбэ предупреждает себя, что связь с другой женщиной смерти подобна. 2. Обилие детей ГГини и фраза о том, что даже своим детям в старости нельзя рассказать ничего нового возможно говорят о том, что старость автором видится в однозначно никчемных тонах. Либо ты летаешь в небе, либо лежишь в грязи - третьего не дано. А третьего никогда не дано. Третьего в таких парах не бывает потому, что противопоставление построено на дурном принципе. Существует позиция, в которой нет такого противопоставления. И эта позиция лежит вне принципов, построивших такое противопоставление. Старость - это уважаемая мудрость, это внуки, это созерцательная красота. Это несравнимо больше, сильнее и важнее, чем какие-то суматошные небо и грязь.
  
  Смерть и боль
  
  Впечатления. Эпиграф привлек внимание эпидемией. Есть литературные формы поэма, роман, а есть эпидемия. Советую такую еще модную сейчас форму: пандемия! "Холодный иглы пепельного дождя вонзались в кожу" - шайтан иглы! Холодный, мокрый, мелкий иглы! Текст очень "карамельный" и "перламутровый", "антрацитовый" и "амальгамный". Тема андрогинов и вараколоци не раскрыта. Предлагаю дополнить концовку ритуальным самоубийством героини. Пусть оно будет исполнено гармонии и энергетики.
  Галлюцинации. Что бы я хотел скрыть за нарочитой тошнотворной слащавой витиеватостью? Что-то тупое, прямолинейное, конкретное. Принц должен прийти, пусть даже и на черном коне. Пусть даже и без коня, пусть даже и вампир. Все должно быть мне, мое, и разорвись мирозданье в клочья! Я такая, что мне можно все. К моим ногам падет весь мир, и ОН тоже. Нет ничего, чего бы мне могло бы оказаться достаточно. Я хочу все. Я все возьму, а потом включу динамо. Потому что мне пора спасать то, чему я приношу в жертву все ЕГО дары, чью мелочность я компенсирую гигантским аппетитом. Мне пора спасать мелкую, голую, нелюбимую саму себя. И чем мельче я, тем вычурнее томное мироздание.
  
  Переход
  
  Впечатления. ИМХО тяжело читать отчет о чужом сне. Может быть имеет смысл сделать так, чтобы читатель сам догадался, что это сон? "Слегка длинный белые волосы" спотыкает. Не могу представить себе волосы длинные слегка. Рассказ понравился. Когда мне нравятся тексты, мне хочется их улучшать. Я бы убрал в конце "мир мертвых", добавил бы упоминание о том, что иногда "он" приходил в снах, которые не запоминались, но "я знала, что приходил". И еще, что "он" приходил не только во сне, а еще и в деталях окружающего мира, в книгах, в словах людей, в случайностях. Если уж готовить человека к смерти, то можно оставить закладочки не только на свой текст, но и на реальность. Читатель тогда может чуть поднастроить свой фильтр и замечать подготовку везде и во всем. Еще бы я добавил позитивности или , хотя бы, честной неокрашенной эмоционально пустотности посмертному существованию, но об этом в другой части.
  Галлюцинации. А с чего автор взял, что "там" высасывают цветные жилы? Что "там" обитают голодные и дикие призраки? Я понимаю, что реальной информации про "там" нет и быть не может, но откуда такие картинки? Даже если они сформированы культурально, разве не имеет смысл посмотреть на них критически? Голодная черно-белая дикость рождена страхом. Я понимаю, что рассказ выстроен, как подготовка, как выработка привычки к страшному, чтобы сделать из страшного нейтральное. Но почему страх-то? Только из-за неизвестности? Но ведь мы - авторы своих миров. Если неизвестность страшна, то картинки тоже получаются страшными. Всегда ли неизвестность страшна? Автор не любит сюрпризов? Автора никогда никто не просил закрыть глаза перед тем, как вручить подарок?
  
  Последний полет ворона
  
  Впечатления. Рассказ-аниме. Напомнило: "И в том строю есть промежуток малый. Быть может это место для меня". В целом, стилистика выдержана хорошо. Автор, поясните читателю про сквозные отверстия глаз. Эта непонятка долго тянется шлейфом при чтении текста. Я правильно понял, что стая птиц имеет в своем составе только мужские особи? "Воронов было прекрасно видно" и т.п. Часто приходится насильно ставить ударение в слове "вороны" на первый слог. Это спотыкает при чтении. Потом же один из них все-таки же оказывается женщиной! Концовка наличествует у рассказа, хорошо. В целом - хорошее впечатление рассказа для подростков. Мама есть, мама любит нас, мы под защитой, все будет хорошо.
  Галлюцинации. Вот... мама, это конечно хорошо. Но еще лучше - мертвая мама. Потому что живая мама никогда не пустила бы озровать с островами, а так... О папе разговора нет вовсе. Видимо папа - это остров. У него даже есть громоотвод. Длинный, наверно. Этим громоотводом он чуть не убил ГГ, но мама помешала. Рассказ хорош даже тем, что тащит за собой типичные эдиповы анимешные вариации. Так и таскают за собой японцы оседланные гигантские трупы своих отцов.
  
  Часть себя
  
  Впечатления. Я не нашел раскрытия темы. Есть смерть, есть жизнь, но "между жизнью и смертью" нет. Рассказ читается легко, но интересного смысла для себя я не нашел. Или не понял. Мама завещала сыну убить всех? К верховным правителям неприменимы моральные правила? И что?
  Галлюцинации. Молодой парень чувствует себя ущербным. Это нормально в его 17 лет. Все какие-то крутые, а я не крутой. На помощь приходит добрая мертвая мама. Мама советует схватить за горло жизнь любой ценой, даже если "расщепив себя, оставив жизни тусклый слепок". А что еще ей посоветовать? Стоит ли прислушиваться к советам мертвых? Они насоветуют.
  
  В маленькой комнате на чердаке старого дома
  
  Впечатления. Прочиталось без особого интереса, чисто по нужде. Написано ровно, критиковать по форме практически нечего. Я только не понял, зачем этот текст. Чего он мне дал, не понятно. Время забрал, да. Хорошо, что не много. Разве что... хм... интересные галлюцинации...
  Галлюцинации. Есть молодые люди 14-15 лет. Есть молодые люди, и есть Тени. Есть Тени и есть тени. Тени могут оживать, молодые люди могут стать Тенями. Если любовь не отвечает взаимностью, то сначала нужно наказать себя, потом страдать на чердаке, потом нагрубить объекту страсти, потом превратиться в Тень. Т.е. нужно делать все что угодно, даже самые сказочные вещи, только не дать шанс случиться этой взаимности. Написано все так, что кривые пути кажутся весьма драматично-адекватными, а прямой путь не рассматривается. Может быть просто потому, что мужчина и женщина живут в неравном браке? И их ребенок считает себя не человеком, а собакой? А кто это - собака? Она... она как тень. Ходит за взрослыми людьми все время, заглядывает им в глаза. А мужчина и женщина не верят, что пес способен их понять. Они лишь гладят его и отправляют гулять. А когда собачья тень вдруг превращается в молодого человека 15-ти лет, то первое же взрослое мероприятие толкает его вернуться в Тень, вернуться и снова стать хотя бы собакой. Потому что хорошо быть кисою, хорошо собакою - никакой ответственности! Можно делать все, что хочешь.
  
  Сосульки
  
  Впечатления. Браво! Люблю умные, глубокие, заботливые провокации! Автор, примите мое восхищение!
  Галлюцинации. Не пришли. Что вообще-то странно, но пока не пришли. Возможно, текст попал в меня, как в десяточку.
  
  Нежизнь
  
  Впечатления. Заголовки статей в "Комсомольской правде": "Маньяки графоманы жгут мозг критикам-камиказде", "Бравая операция секретного спецназа некрокиллеров", "Сегодня гот и сатанаст - завтра Родину продаст!", "От укуса Филиппа Киркорова ожила журналистка-упырь", "США. Есть кто живой?", "Жрать нечего? Ложись и лежи!", "Депутаты партии "За Мертвую Россию" голосуют за мир!", "После концерта Rammstein выкопали рекордно глубокую братскую могилу", "На Селигере закончились бесплатные презервативы или Мертвые не рожают" ЗЫ добавьте букву: "Каждая из этих групп людей рискует сама обернуться нежить".
  Галлюцинации. Так уже хочется вырасти из коротких штанишек... Все знают, что молодежная субкультура, она же молодежная. Линейка, готы, эмы... Но, если я стану взрослее, это же значит, что смерть для меня станет чуть ближе, чем сейчас! Готы и сатанисты играют в смерть, чтобы не взрослеть, не делать шаг вперед. Сделать шаг вперед, сменить жизненный этап, это... это как посмотреть ей в глаза. Интересно, если я напишу фэнтези-рассказ про мертвяков, которые заодно с готами и сатанистами, и всех плохих там убью, то будет это хоть на капельку взрослее, чем если бы я тупо был тем же готом или сатанистом? Пишут же, что надо написать свою проблему на бумажке, а потом сжечь. Я придумаю живую смерть и сожгу ее. Смерть же не может быть просто как смерть насовсем. На это не хватит никакого воображения! Там должно быть что-то живое. Это как амбивалентный гомосексуализм - если я очень сильно не хочу педика, то педик-то уж конечно хочет меня!!! Я не хочу смерти, значит смерть хочет меня. Она живая и хочет. Хватает руками и жрет.
  
  Привратник
  
  Впечатления. "С исками, похоже, к обоим идут" - с сиськами идут?!! Класс! Уже интересно! Дочитал. Правда интересно. Понравилось. Очень.
  Галлюцинации. Это как есть анекдот. Идут два монаха домой, в храм, из паломничества. Один старый, другой молодой. Молодой всю дорогу молчит, хмурится, а потом взрывается: "Учитель! Почему Бог разрешает быть злу?! Ведь он же может избавить людей от глупости, от нелепых несчастных случайностей, от болезней, от войн! Он же Бог! Зачем он искушает нас думать, что он не всемогущ?! Почему он заставляет людей страдать?! Почему Бог такая сука, учитель?!!" Пока молодой брызгал слюной и размахивал руками, монахи подошли к реке. Лодка там. Старый садится за весла, молодой отталкивает лодку и они плывут. А молодой все возмущается. Старый берет одно весло, начинает грести. Лодка крутится на месте. Молодой: "Учитель! Ты чего?" Старый загребает. Молодой: "Второе весло-то чего не берешь?!" Старый будто не слышит, лодка крутится. Молодой: "(тихо:) Совсем спятил... (громко:) Второе весло возьми! А то мы так никуда не доплывем!" Старый берет второе весло, бьет им молодого по голове и говорит: "А я уж думал, ты так ничего и не поймешь".
  
  Между Жизнью и Смертью
  
  Впечатления.О! Заглавие сразу в тему! Все Слова с Большой Буквы! Настораживает. Ладно, буду читать. "Волосы, доходящие до щиколоток". Либо на концах такие волосы все в дорожной пыли или того хуже, либо их должен сзади аккуратно нести мальчик-паж, как носили королевскую мантию. Еще мне кажется, что такие волосы должны быть тяжелыми и запрокидывать голову немного назад. "Фигурка, обмотанная длинным черным плащем". Может быть это не плащ, а волосы? "В руках она держала косу". Опять волосы! Мальчик-паж носит за госпожой ее черную косу! (Слушай, ты бредишь! Прекрати писать отзыв, не дочитав весь рассказ! Упс... Сорри... Разговариваю сам с собой уже...) История похожа на детские страшилки про черную простыню, когда все умерли а маленькая девочка осталась. Молчу-молчу... Нет! Такая фраза разве возможна??? "Мужик бросил жену с ребятишками и свинтил (дальше невероятное!!!) на поиски большой и светлой любви с милой(!!!!!!) молодой возлюбленной(!!!!!!)". Так способны формулировать медсестры, обсуждая неверных мужиков??? Где вы это слышали? Или это госпиталь при монастыре и медсестры там монашки? Или они вечерами играют на струнных Вивальди в местной филармонии? Вот как надо: "Мужик бросил жену с ребятишками и свинтил, козел, с какой-то сучкой в тьмутаракань!" Ну ладно-ладно... Дочитаю до конца... М! М! М! Где тут бумажные пакеты? Любовь! Там есть про Счастливую Любовь! Надо предупреждать! Я же не старая дева в конце концов, чтоб читать такое!Буээээээээ! Ну вот, я дочитал до конца. Жизнь вернула мужика из могилы. ГГиня жила с зомби долго и счастливо.
  Галлюцинации. Почему Я? Ну Почему Я? Почему Великим Силам Этого Мира Всегда Нужен Я? Все Американские Фильмы Об Этом! Живет Себе Какой-Нибудь Мудила, И Вдруг Оказывается, Что Живет Вовсе И Не Зря, Как Думали Все! Все Думали, Что Он Просто Тупой Придурок, А Он Оказался Спасителем Нации! Как И Что Должен Думать О Себе Человек, Чтобы Любить Такие Сюжеты? В Этом Рассказе Бессмертная МакКлаудка Вопиет К Высшим Силам О Чрезмерной Несправедливости. Потому Что Кто-то Уничтожает Ее Конкурентов По Жизни! Быдто Даже И Не Она Сама! There Will Be The Only One!!!Должна Остаться Только Одна ГГиня! Но Есть Выход! Она Заплатит Великую Цену! Она Вырвет Из Себя Способность Любить, Чтобы Только Не Убивать Всех Этих Окружающих Людей! Если Я Не Буду Их Любить, То Не Придется Их Убивать! Все Тут От Меня Зависит! Раньше Я Считала, Что Люблю Их, И Они Дохли Как Мухи. Теперь Мое Сердце Остыло - Пусть Живут. Нормальные рассуждения замужней женщины, в сущности. Я думала, что Впереди меня ждут только Розы и Поцелуи. А он носки на клавиатуре оставляет. Если любить его, то придется кого-нибудь убить. А если не любить, то... и так сойдет. Мужик ведь. Я была раньше такая... необычная! Такая... возвышенная! Было так много смысла. А теперь... Жестокая Жизнь! Заставила меня эта Жизнь (я не сама, меня заставили!!!) убить в себе любовь. Хотя... не важно как назвать то, что убиваешь. Лишь бы не мешало жить. А любовью можно назвать что угодно. Даже необходимость шагать по шагам женского алгоритма.
  
  Пентаграмма
  
  Впечатления. Не споткнулся при чтении ни разу. Разве что когда Ник в самом начале повел себя как психотик, ежесекундно и резко меняющий свое поведение. Теме конкурса рассказ соответствует, но я не увидел в нем ничего для себя на подумать. Да, читается гладко. Но по сути рассказ похож на вокзальный сканворд - нужно убить время, пока ждешь поезда.
  Галлюцинации. Сказка, в которую так хотели попасть в детстве, путь в которую искали за дверью старого шкафа, в заброшенных дачных домах, за зеркалом и в куче других мест, эта сказка все-таки есть! Туда, в сказку, можно отправить спасателя, если выстрелить ему в голову. Туда уходят люди от тяжелой болезни. Туда попадем мы, когда закончатся наши мытарства в этом темном и бессмысленном лабиринте, который мы зовем взрослой жизнью. Там, в сказке, есть эльфы, чужие, и все другие прелести из фантастических книг. Видимо фантасты все-таки нашли на чердаке маленькую дверцу, в которую подглядывают и пишут сюжеты. Мы все умрем и там будет все хорошо. Вместо одной матрицы мы получим другую. Что, кстати, очень согласуется с теорией реинкарнации. Ничего не понял? Ничему не научился? Давай еще разик тогда!
  
  Памятник
  
  Впечатления. Первое предложение перечитал три раза, но потом разобрался при чем тут день рождения. Дочитал. Концовка разочаровала своей банальностью. Первая половина текста - живая, парадоксальная, необычная. Начиная с Друзей Поэта становится скучно, потому что понимаешь - это не фантастика, а пасквиль.
  Галлюцинации. Сегодня умрешь, завтра скажут - Поэт. Послезавтра встанешь из могилы, чтобы проверить - Поэт ли я? Послепослезавтра окажется, что хороший Поэт - мертвый Поэт. Как при жизни был я никому не нужен, так и после смерти тоже самое. Ведь вот казалось бы - что им еще надо? Люби не хочу! Нет! Одна показуха! Нет в смерти счастья! Наливай.
  
  Последнее Приключение Гулливера
  
  Впечатления.В начале кажется, что рассказ дурной, но потом понимаешь, что это стиль, и что рассказ хорош. Вспоминается анекдот про разговор двух планет. Ну, все знают. Блин, а может кто-нибудь не знает?.. Короче, это когда одна планета жалуется другой, что у нее завелись люди, а та отвечает: "Не волнуйся. У меня тоже были люди, но потом прошли". Рассказ написан кагбэ по мотивам этого анекдота, только чтоб никто не смеялся добавлено немного трупной экзотики.
  Галлюцинации. Как все-таки люди хотят, чтобы после смерти их привычное эго продолжало существовать. Т.е. тело вроде бы умерло, а я - нет. Страшное же дело! Все решили, что я умер и давай меня хорошить! А я ничего не вижу, ничего не слышу, двигаться не могу, но я есть! Я есть! А дальше вообще кошмар! Похоронят и придется в темноте существовать наедине со своими мыслями очень долго, наблюдая, как гниет тело. А если кремируют! Тогда как же? Где же тогда мне быть? В чем? Тело живет, потом умирает. Мысли приходят, уходят. Я где во всем этом? Где тот, к кому приходят мысли, кто знает, что у него есть или было тело? Ведь даже сейчас это по сути непонятно... где я? Кто я? Будто и нету меня. Такое уже было, даже не раз. Вот помню... Увидел я раз одну красоту неописуемую, аж дух захватило. Рот раскрыл, смотрю и глаз отвести не могу. Дыхание даже почти совсем затихло. Тело застыло, кажется, что век бы вот так смотрел и ничего больше не надо. Это сейчас я могу все это описать. Но ведь тогда, в ту самую минуту, меня не было. Красота, на которую я смотрел была. А меня не было. Совсем. Может быть секунду или больше, но помню - была только эта неописуемая красота. Одна она. И все. Ну и конечно, никакого страха и в помине не было. Нечего было бояться. И некому.
  
  Миссия
  
  Впечатления. Слушайте, здорово! Сначала я думал, что эпизод с сорокапятилетней женой убьет рассказ, но по прочтению я понял, что этот эпизод был нужен. Разве что тема с дочерью совершенно не понятна, ее там не надо. Очень понравилось как "сказочный" мотив миссионера буднично перенесся на женщину в конце рассказа. Браво! Я очень удивлен и обрадован таким способом вдруг перенести все внутреннее состояние одного героя на другого! Очень понравилось! Я бы очень хотел задать автору вопрос - знает ли автор что-нибудь об эриксонианском гипнозе? Если да, то опять браво - очень красиво, ритмично и уверенно читатель проводится через творческий и витиеватый трансовый опыт. Если нет, то найдите кого-нибудь из специалистов по ЭГ, дайте им почитать - им понравится больше, чем другим читателям.
  Галлюцинации. С "дочерью" что-то надо делать однако...
  
  Выбор
  
  Впечатления. Есть грамматические ошибки. Например "что будет, когда кончаться души". Идея очень хорошая у текста. Но такие идеи, наверно, имеет смысл реализовывать в большой прозе. В малой получается просто скомканная концовка с ответами на вопросы, которые еще толком и не встали перед читателем. Не раскрытые темы: 1) просветленные люди и уход просветленных душ из круговорота самсары. Автору знакомо что-нибудь об этом, есть ли пиковый опыт, мелитативный опыт? 2) критерии непросветленного "счастья" и в каком направлении развивают новые миры василы? василы бодхисаттвы?; 3) жизнь и миссия василов; 4) жизнь и миссия палладинов; 5) взаимоотношения внутри группы палладинов; 6) жизнь васила без локального тела во множестве локализаций (василы просветленные?); и главный вопрос 7) чем все кончилось? Повторю - идея очень потенциально сильная, если я понял, что имел в виду автор. Сам текст пока слабоват и заметно, что написан впопыхах. Если текст обогатить созданием условий у читателя к необходимости выхода из матрицы, то будет очень сильная книга. Готов вступить с автором в переписку, если автору вдруг этого захочется.
  Галлюцинации. Люди - единственная раса, способная убивать себе подобных. Остальные расы, по всей видимости, туповаты или их цивилизации спускаются с деревьев сразу, чтобы сесть за компьютер. У эволюции сознания есть этапы, нижние из которых недвусмысленно подразумевают выживание любой ценой. У меня есть способность мыслить логически. Поэтому я понимаю, что мамонта не хватит на всех. Стало быть старикам пора отправляться к духам, чтобы помолиться там за нас. Иначе нам не дожить до весны. Это - однозначный вывод, без вариантов. Я его делаю, как разумное существо. Я пока не умею жалеть никого - я умею выживать. Вот когда я смогу разводить мамонтов или лучше коз, и когда жрать мне будет всегда есть что, вот тогда я начну жалеть убивать стариков для того, чтобы выжили дети. И это - самая сложная для меня проблема. Проблема попроще - напасть ли на соседнее племя, чтобы отобрать у них шкуры и запасы еды. Конечно напасть и перерезать их всех. ИМХО не бывает поступательно развивающихся внеземных цивилизаций, логика мышления внутри которых делает возможным вообще какое-нибудь взаимное ПОНИМАНИЕ между человечеством и ними, чтобы такие цивилизации не прошли фазу ОСОЗНАННОГО ОТКАЗА от убийства светлых душ внутри своих соплеменников. Если цивилизация разумна, обладает логикой, но не способна к убийству себе подобных, то это означает одно - это ФИЗИЧЕСКИ нельзя сделать. Я вообще не могу представить себе насколько отличными от нашей будут моральные нормы и логика в поведении членов такой цивилизации. Это может сделать контакт просто невозможным. Убийство - зло только для непосредственных участников и ближайшего окружения. Сам по себе факт возможности убийства имеет очень сильное позитивное влияние на моральный уровень цивилизации, делая необходимым уважение к другой личности. Если мне никак нельзя убить тебя, а тебе нельзя убить меня, то какой смысл нам искать взаимопонимания? Сейчас этот вопрос кажется абсурдным, но для первобытного человека он имел очень большое значение. И это значение заложило основу всем пониманиям, которые дороги сейчас людям, и которые сделали абсурдным такой вопрос. Короче, советую вам почитать на эту тему того же Фрейда. А если проще, то гляньте на пирамиду Маслоу. Или на спиральную динамику.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"