Приступая к беглому анализу подсудных текстов, хочу сразу оговориться, уважаемые авторы, каждый из ваших текстов несомненно имеет много достоинств, и заслуживает самой высокой отметки, то есть 10 баллов. Поэтому все мои придирки можно отнести исключительно к вредности характера, литературным пристрастиям и прочим негативным последствиям трудного комсомольского детства. По мере появления этих придирок буду минусовать 1 балл. Остаток выведу в окошечко для голосования. Вот как-то так.
Хорошее произведение с оригинальной авторской концепцией существования всего сущего на некой абстрактной планете, отдалённо напоминающей нашу Землю. Концепция недвусмысленно проповедует, ну если не насилие ради насилия, то хотя бы насилие ради ... И вот тут я задумалась? Ради чего! Зачем все эти нагромождения монстров, созданных бурной, я бы сказала неудержимой фантазией автора. Люди, нЕлюди, мыслящие кроты, летающие металлические монстры, крысоны, слопры, люрты. Названия экзотические, но, к сожалению, не рождающие никаких ассоциаций, кроме чувства брезгливости. А выведенный в конце романа образ бога-паука Арахка, бессмертного мужа главной героини Филики, повергает моё и без того уже разыгравшее воображение в ступор. Несомненно, на долю главных героев выпадает много приключений. Иногда эти приключения захватывают, но потом начинают утомлять своей суетливостью, бесконечными спорами между Филикой и Тартором, а также чрезмерной насыщенностью второстепенными 'случайными' персонажами, сложными имена и жутчайшей средневековой жестокостью. Идея текста где-то забрезжила ближе к концу текста, когда Филика и её 'сотрудники' отказываются от золотого богатства, когда понимают, что коварный стрек обманул их, представив владельцев Смертоптицы как безжалостных убийц и злостных преступников. Однако эта идея благополучно почила в бозе в тот момент, когда Филика неожиданно зачала ребёнка от злостного насильника и растлителя её целомудренности человека-паука, или подземного бога-дьявола, и одновременно искусителя невинных (ну, почти невинных!) красавиц. В конце романа совершенно неоправданна смерть Тартора, бывшего союзника и возлюбленного в одном лице от руки незнающей жалости мадам 'командирши'. Стоило ли читателя вслед за героем провести через все муки адского плена, через унижение и в тоже время торжество несломленного духа, чтобы привести его к злобной мстительности и столь бесславному жизненному финалу.
Итак, подвожу итог:
- нечётко выстроенная концепция: От чего ушли и к чему пришли герои - минус;
- отсутствие явно выраженной идеи 'через страдания к радости' или наоборот: пусть все сдохнут, но восторжествует мир - минус;
- нагромождение сложных имён, названий, уродливых созданий и монстров - минус;
- сложный сюжет, имеющий несколько неоправданных ответвлений - минус;
- большое количество жестоких сцен, вызывающих брезгливость - минус;
- наличие ошибок и всякого рода очепяток - минус.
Итого... Ну, впрочем мы не в аптеке 5 баллов.
2. Повесть Иванова Александра Анатольевича 'Сеть дронов'
Интересный необычный сюжет о путешествиях главного героя по виртуальному миру большого интернета пространства. Оригинален и жанр произведения. Это своего рода роман-игра. Такое впечатление, что автор создаёт новую виртуальную игру по аналогии с теми, которые уже существуют. Идея произведения, судя по всему, такова: а не заигрались ли мы люди в выдуманном нами мире, в некоей несуществующей реальности. А если заигрались, то чем это нам грозит. Главный герой в реальной жизни лишь существует. Автор детально показывает его быт: выпил квасу или пива, сварил пельмени, разморозил курицу, приготовил, съел, выспался или, наоборот, не выспался. Несколько 'обязательных' звонков маме и всё. Мыслит, чувствует и переживает герой только на Острове дронов. Там нешуточные интриги, настоящие опасности и поистине шпионские приключения. Не скажу, что текст давался мне легко: специфический игровой сленг это и явная заслуга автора, но одновременно и головная боль неискушённого в компьютерных играх читателя. Идею я стала нащупывать тогда, когда речь зашла об искусственном интеллекте. Появление в повествовании Кубика, Шарика и Тора сразу внесло определенную осмысленность в поступки героя и пробуждили в нём самые лучшие человеческие качества: ответственность за тех 'кого приручили' и кого создали. Однако к концу повести безобидная казалось, игра превратилась в настоящий шпионский детектив. Финал роман обнадёживает, но лишён конкретных иллюзий насчёт главного героя и его умения договариваться с искусственным разумом. Очень яркий образ Карчмаря, не смотря на внешнюю суровость, располагает к себе читателя, а вот образ Педро поучился каким-то ускользающим. Но, видимо, так и должно быть в силу его профессии.
Итак, что мы имеем:
- игры закончились, теперь всё ОЧЕНЬ серьёзно, но об этом автор пишет коротко и чересчур иносказательно - минус;
- наличие некоторых дополнительных сюжетных линий и персонажей, которые не связаны напрямую с главной идеей текста, - минус;
- ну, и, наконец, ГГ очень редко звонит маме - большой минус.
Очень рада, что начала читать тексты именно в том порядке, в котором начала. И действительно после мозгового штурма Иванова Александра Анатольевича так приятно было отдохнуть душой. Сюжет романа не слишком замысловатый, но интересный. Захватывает с самого начала и, как пишет одна моя читательница 'уже не хочется тихонько прикопать автора где-нить в мозамбийской пустыне' (на всякий случай пишу, что здесь я хотела безобидно пошутить). На самом деле, авторский стиль прост, достаточно изящен и может легко восприниматься как взрослыми, так и детьми. Понятна и концепция произведения: если нарушена гармония мироздания, нужно попытаться её восстановить. При этом лучше использовать благородные и не очень жестокие 'методы наставления' оступившихся людей на путь истинный. Так поступают главные герои романа.
Две совсем юные девушки Светозара и Ясна. Судьбы их трагическим образом переплетались с болью, одиночеством, отверженностью, но они не отчаялись, не обиделись на людей, предавших их, и всю свою жизнь положили на поприще исправления нечаянной ошибки одного из служителей Бога Солнца. Особенно умиляет тот факт, что автор и его героини не терпят насилия и не хотят кровопролитий. Мало того на протяжении всего романа явно проповедуется истина: нет неисправимых преступников и негодяев. Каждый, совершивший проступок или подлость, имеет право на милость или даже прощения. Согласитесь, в наш век, когда с экранов ТВ и из всякого рода заморских кинофильмов насаждается культ силы и жестокости, это произведение выглядит почти 'уникальным'.
Ну и немного о минусах. Скажу честно, как любительнице чего-нибудь остросюжетного, мне не хватило интриги: коварства злых сил и победных приключений героев. А ещё мне жаль, что страна Солнечных гор снова осталась без своей повелительницы. Кто теперь будет гарантом мира на этой прекрасной земле? Оценка 8 баллов.
Мдя! Мдя! Мдя! - как бы высказался любимый Удечкин персонаж Кружкин Генрих Валентинович. И здесь я ним абсолютно согласна. Так и хочется сразу поставить 10 баллов, чтобы любезнейшая Татьяна Алексеевна не дай Бог не заподозрила, что я очередной раз ничего не поняла. Но есть повод гордиться собой (то есть, мне мной!) То, что я дочитала роман до конца, равносильно маленькому духовному подвигу, сильному мозговому штурму и одновременно психологическому стрессу на грани шоковой терапии. Видимо, спало то, что в юности зачитывалась произведениями Воннегута, Маркеса, Борхеса, Кафки - и многих других... Прошла закалку. И всё-таки, не скрою, было очень тяжело. Тяжело дойти до сути. И если ещё в первой части могла следить за сюжетом и восхищаться авторской манерой повествования, особенно на предмет описания жесточайших сцен пыток и истязаний главного героя, то далее сюжетная канва в моём сознании стала рваться на мелкие куски и её, выражаясь словами автора, 'раздёрнуло на нитки'. Безуспешно пытаясь собрать их в один клубок, я окончательно затосковала по поводу так бесславно почившего в бозе 'человеколоида' и принялась размышлять на тему очередного и долгожданного Апокалипсиса то ли со стороны Содружества лесных людей с сумрами, то ли со стороны Пармы, а вполне возможно и из долин Дагестана. На мой взгляд, рождение 'новой расы' происходило исключительно экспериментально-опытным путём, причём результата этого эксперимента не стал бы прогнозировать никто, в том числе и сам автор. Так вот, не смотря на безупречное владение словом и колоссальные предъявленные знания по истории, философии, литературе, живописи и музыке, за окончательно погребённую заживо вами мою любимую идею 'возрождения человечества путём обращения к Богу' ставлю только 6 баллов. Беру недельный перерыв в ожидании скорейшего конца света, Апокалипсиса, Маха-кальпы или как-то оно (она, он) там ещё называется.
После пятидневного плена 'Ангелоидов' мне потребовалась длительная душевная релаксация. И как здорово, что следующим текстом в моей группе шёл этот, замечательный по простоте и изящный по стилю изложения, текст. Прочитала за один вечер. На первый взгляд незамысловатый сюжет, захватил меня целиком. Чудесное спасение мальчика на дельфиньем острове, сундук с сокровищами, коварные разбойники, благородные герои, чистая романтическая любовь. Казалось, окунулась в мир первозданной незамороченной юности, когда ещё живы идеалы любви, добра и вера в абсолютную непреложную истину: мы рождены для счастья. И хотя теперь, став очень взрослым, понимаешь, что это всего на всего иллюзия, начинаешь задумываться, а так ли ты жил все эти годы, если теперь не веришь в мечту, которую сам когда-то лелеял. Автор прекрасно владеет словом, разбирается в навигации и кораблестроении, вместе с героями исследует движение морских вод и косяков рыб. Помимо удовольствия получила ещё массу полезной информации. Все приключения героев заканчиваются победой над негодяями. Добро торжествует над злом, а это так редко теперь встретишь в литературных текстах. Но всё-таки буду придираться. Первая придирка - это между главами нет пробелов. Вот так отошёл на минуту от компьютера, потом трудно в сплошном тексте искать нужную главу. Второе замечание по сюжету. Мне кажется, что чудодейственное возвращение из небытия 'Квин Элизабет' с её пассажирами как-то совершенно не вероятно. Существование некоей воронки, которая затягивает в некий параллельный мир и затем возвращает оттуда в настоящую реальность, меня не убедило, и потому 9 баллов.
Очень интересный текст с попыткой разобраться в психологии 'зрелых' особей обоего пола. Понравилось, то, что автор постоянно подчеркивает мысль о том, что на любом возрастном этапе человек может начать жизнь сначала, отвергнуть стереотипы мышления, изменить привычки, характер и даже поменять жизненные принципы. Но не до такой же степени! Честно говоря, меня шокировал поступок одного из героев Ивана Ильина, который с лёгкостью ограбил женщину, оправдывая себя банальной истиной 'она шантажистка, значит, я украл у вора'. Вот те раз! Если укрась у вора - это не воровство, то убить убийцу - это не убийство, насилие над насильником - тоже не насилие. Странное умозаключение, хотя дяденька куда как взрослый! И главное жена и дочь его понимают и даже восхищаются тем, что он совершил хоть какой-то Поступок. Весьма заметно произошла подмена главного героя на главную героиню, и хотя по композиции было задумано уравнять их шансы, но по факту Ирина оказалась намного интересней, чем главный герой. А после четвёртой главы некогда главный герой вообще отошёл на второй план, уступив право двум своим приятелям Рубанюку и Сологубу. Видимо, это входило в авторский замысел, но лично мне стало непонятно: к чему тогда эта многодневная интернет переписка, психологическая зависимость друг друга, взаимные упрёки и обиды. На мой взгляд, нет логического завершения этой сюжетной линии. Герой и героиня так никогда и не встретились. Опять же непонятно: как такой робкий человек как Ильин (боится возразить начальству и объясниться с женщиной) осмелился на столь дерзкий грабёж. А сцена возвращение Ильина к семье как-то чересчур скомкана и неоправданно пафосна. Да и жена из закоренелой стервы вдруг превратилась в любящую и душевную женщину. Неужто причиной всему двадцать тысяч долларов. Хотя какие это деньги! Притом, что зарабатывает герой полторы тысячи зелёных в месяц. И, наконец, последняя сцена объяснения с Сологубом очень затянута, а его рассуждение по поводу того, насколько плохой Ирина менеджер, вместо объяснения уж если не в любви, то хотя бы в симпатии, привели меня в состояние уныния. Так и хочется крикнуть героине: Ира, не ходи за него замуж, езжай лучше с Рубанюком в Москву, со временем обживёшься там (всё-таки пять тысяч долларов в месяц - это хорошие деньги), бросишь этого кобеля и найдёшь себе идеального мущинку да ещё и с московской квартирой. Да отдельное спасибо за критический взгляд на неприглядные мущинские качества и поступки. Они это заслужили. А вот ошибок и очепяток много. Итого 6 баллов.
Прекрасный образный язык. Не раз уже читаю тексты этого автора и не перестаю восхищаться особенной мелодикой и метафоричность авторского стиля. В подсознании рождается нечто похожее на плетение кружев: ниточка за ниточку, петелька за петельку и создаётся нечто похожее на старинную вязь, расшитый серебряной нитью узор. Рождается легенда. Может быть, поэтому ждала от содержания большего, точнее сказать чего-то иного. Ждала благородных рыцарей, свободолюбивых, героических мужчин и лёгких поступью женщин, ласковых и недоступных одновременно. Умеющих любить и отстаивать своё право на любовь. И дождалась! Но лишь частично. Действительно образ Софьи - белокрылки получился очень поэтичным нежным. Гордая дева, сродни голубице и лебядице одновременно. Автор любит свою героиню. Каждое слово, относящееся к ней, - это гимн её красоте и достоинству, которые, не смотря на испытания, не уменьшаются, а наоборот только возрастают. А вот мужчины, окружающие её далеки от идеала. Мало того, что ими правит не любовь, а похоть, они ещё и коварны, лживы, способны на предательство и убийство. Образ Якова Полоза самый романтичный из всех. Сильный, жестокой воин и одновременно неуверенный в себе любовник. И всё логично и понятно, но потом всё куда-то исчезает, рушится. И, на мой взгляд, объяснений этому нет. Колдовство? Ведьмовство? Старинное проклятие или всё-таки грубые наклонности героя разрушили его счастье. Как-то неоправданно легко попадает в руки врагов, затем исчезает на целый год, объявляется, узнаёт о бесчестье жены и становится мстителем. Однако в последний момент, убоявшись креста, словно демон, легко позволяет себя убить бывшему другу и покровителю князю Полозовичу. Непонятная интрига. Да и сам Семён Полозович с чего это вдруг превратился в кровожадного злодея и насильника. Как-то не вяжется это с его образом. В своих, то ли воспоминаниях, то ли мемуарах, он оставляет совершенно иное впечатление: вдумчивого, мудрого, справедливого правителя и человека, до той поры, пока не встретил Софью. Не совсем объяснима по сюжету смерть Фёдора Голуба от руки княжеского отпрыска. Не понятны также смерть 'царь-птицы' Акулины, скороспешное замужество Софьи, якобы по любви. Предсказание купца Васильева слишком двусмысленно. Не понятно, почему воспитанием княжеского сына должна заниматься именно Софья. Несколько глав о Бамбизе тоже как-то сторонне смотрятся в сюжете. И то, что по её вине погиб первенец Софьи и Полоза - зачем ей такая участь и вместе с ней кара. В общем, вопросов много и ответов на них в тексте я не нашла. А потому (пишу это со слезами на глазах), уважаемая Александра Викентьевна только 7 баллов.
Ещё раз большое спасибо всем авторам за доставленное удовольствие, мозговой штурм и шоковую терапию. Очень рада, что мне посчастливилось жюрить именно ваши текст. Получила большой урок. С уважением ко всем, Екатерина Бережная.