В процессе работы и обсуждений к статье "А в ответ тишина..." высказывались мнения о причинах популярности жанров и тем. Вторая статья задумывалась мной как исследование причин популярности тем попаданцев и всяческих академий (магии, стихий, ведовства, волшебства и т.п.), однако чую, надо брать шире.
Жанры серьезный и развлекательный существовали всегда - как пример приведу дуэт: религиозно-философские исследования монахов vs рыцарские романы эпохи средневековья. Во все времена люди предпочитали и подумать о мироздании, и отдохнуть от этих, зачастую невеселых, мыслей. Грамотность, шагнувшая в народные массы, должна была дать возможность всем рассуждать о мироздании, а в результате привела к пополнению рядов читателей, предпочитающих литературу в качестве отдыха литературе для мыслительной деятельности.
Итак, современная литература, утеряв глубину мысли, взамен приобрела широту аудитории.
Причины повального увлечения легким чтивом вполне ясны:
- напряженный ритм современной жизни, полный цейтнота, стрессов, переутомления;
- уровень общего образования, не предполагающий интереса к "академическим" темам, и общее снижение интереса к науке;
- информационный передоз сознания, в результате которого желание мыслительных усилий отмирает напрочь, сменяясь тягой к увлекательному повествованию, не требующему читательского напряжения.
- общедоступность тем и ресурсов;
- тяга читателя к простым, понятным и очень человечным эмоциям - любви, дружбе, счастью, горю и т.д.
- желание обрести островок надежности в мире, полном непредсказуемости. Таким островком для читателя становится отслеживаемое произведение (прода которого выкладывается регулярно ) ).
Отдельно стоит выделить главную, на мой взгляд, причину популярности жанра фэнтези - вседозволенность. Все мы мечтали в детстве обладать волшебной палочкой, способной изменить мир в соответствии с нашими желаниями. И кто же, обладая таким сокровищем, задумывается о том, как это трудно - быть богом? Фэнтези - тот же артефакт, только для взрослых. Построить мир, смешав времена, нравы, наряды, типы оружия? Легко. Нарушить законы гравитации, физики, химии? Пажалста! Пережить любовь существа с рогами и хвостом или наоборот крыльями и нимбом в качестве гендерных признаков - сколько угодно!
Располагая на первом плане те самые простые человеческие эмоции (вне зависимости от того, какой расе они приписываются), фэнтези не углубляется в эпоху и истинную историю, используя поверхностный антураж, а в своей лучшей форме - качественную стилизацию. Не нужно обладать научными степенями, чтобы читать или писать фэнтези, мы лепим мир, исходя из собственных понятий и уровня образования.
Можно сколько угодно говорить о том, что качественную фэнтези написать способен только мастер. Мастера существовали во все времена, но сегодня мы считаем их по пальцам, а общая масса книг жанра пишется "из головы", не имея основанием ни серьезной идеи, ни исторической или интеллектуальной базы.
А вот теперь можно помянуть тихим незлым словом пресловутых попаданцев и академии.
Итак, почему столь популярны эти темы? Почему от них не устают читатели, требуя новые и новые истории от полюбившихся авторов?
Здесь, на мой взгляд, нет загадки. В попаданстве выражается наше подсознательное желание бегства из реального мира, от опостылевших проблем - к новым и непознанным, от скучных людей - к тому окружению, в котором нам было бы комфортно проявлять себя так, как мы не смогли в этом мире и этой жизни. Отсюда - частое изменение внешности персонажей в лучшую сторону (что-то я не припомню, чтобы девушка, попав в другой мир, становилась бабушкой), появление необычных способностей и наличие навыков, обычных в обыденном мире, но дающих герою преимущества перед жителями волшебной страны.
Отдельная история - попаданство в вещи, представителей флоры, фауны и микробиологии. Предположу, что автор ставит себе целью испытать другой тип мышления и восприятия. Это, по сути, является тем же бегством от обыденности, особенно от собственного, набившего оскомину, потока сознания.
В темах об Академиях бегство из реальности очевидно, но это бегство в конкретном направлении - к игрищам юности. Читателям, находящимся в возрасте близком к студенчеству, проблемы обучающихся в Академиях близки и понятны. Любовь-морковь, враждующие группировки, верные друзья, вредные враги, альфа-самцы со старших курсов. Читателям старших возрастных групп свойственно ностальгировать по собственной молодости (вещь абсолютно естественная для вида homo sapiens в целом). Проживая вместе с героями любовь-морковь, враждующие группировки и т.д. и т.п. в академическом антураже высшего учебного заведения, такой читатель молодеет душой, с щемящим сердцем вспоминает неудачи и ошибки собственной ветреной юности и тихонечко завидует молодым, красивым и дерзким героям.
В этой статье можно было бы коснуться и вопроса форматных-неформатных произведений, и их судьбы в литературном мире.