И вновь я посетил... то есть, и вновь мне привелось прочесть 21 финалиста СТ.
Как всегда, это было интересно. Бросилось в глаза то, что в этом году авторы проявили творческое единодушие. Не только многие финалисты, но и многие рядовые участники конкурса (я специально почитала навскидку нефинальные рассказы) обратились к одному и тому же набору главных мыслей и приемов, тем самым засвидетельствовав, очевидно, об общем настроении в современной литературной среде. Оптимистическим, правда, это настроение не назовешь. Прямо скажем, жутковатая получилась картина.
Оказалось, что в мире царит диктатура и детерминизм, за которыми порой стоит творец-демиург-высшая сила (сокращенно ТДВС), а порой анонимная группа типа "Центр". Однако желание исправить это безобразие не является приоритетом для героев - по большей части авторы мрачно намекают, что человечество погрязло по шею во всем, чем могло, и дескать, так ему и надо. В плане стиля в таких условиях преобладает, конечно, нуар, климат в рассказах преимущественно холодный и дождливый, а с точки зрения антуража самым притягательным для писателя местом является предбанн... тьфу!.. по-(пред-, за-, между-, после-)смертие, то бишь некое состояние между жизнью и старым добрым загробным миром (который на фоне предбанника кажется желанным и теплым, как санаторий "Геленджик"). Авторы фэнтези забили на средневековье с его книгами, кодексами чести и верой в светлое будущее и теперь отправляют читателя в примитивные, желательно малограмотные цивилизации славянского образца. Погрязшее во всем плохом человечество, не мелочась, лелеет два желания: приличное здравоохранение (гаранитрующее исцеление от всех болезней) и исполнение всех желаний. И конечно, любовь. Любовь конкурсанты разобрали на винтики и вывели ее основные законы. Они таковы: 1) влюбленный мужчина может без проблем ходить в мятых рубашках, 2) если у жены нет имени, значит у мужа есть другая, 3) если мужчина и женщина называются Он и Она, значит у них настоящая любовь!
Трагично, не правда ли?
Ну, а если серьезно - выходит так, что при определенных, конечно, исключениях, и даже в очень качественных рассказах, градус шаблона в этом году на мой вкус несколько завышен. Конечно, нет ничего нового под солнцем, но хотелось бы все-таки, чтобы авторы помнили, что они - мега-творцы, не ограниченные пратически ничем. И не давали традиционным сюжетам и жанрам, которые обладают большой силой, затянуть себя в трясину вторичности. А то создаете, понимаете, проблемы судьям - на вторичное произведение ведь даже пародии не написать. Да и оценку поставить тяжело.
И наконец, тема. Тема в финальных рассказах пробегает, увы, очень редко. "Последний шанс" предполагает некий выбор с невозможностью возврата. В рассказах же в основном присутствует (если присутствует) просто шанс, то есть ситуация, когда у героя есть возможность что-то сделать. Кое-кто и вовсе ставит вопрос так: раз герою предстоит когда-нибудь умереть, то даже обычный завтрак технически может оказаться последним шансом поесть. Хитрость я ценю, да и к наличию темы обычно не придираюсь, и все же рука временами так и зудела, нащупывая в кармане желтую карточку.
Итак, приступим, в этом году без пародий и по сути:
Темы скорее нет, чем есть. Единственный последний шанс, который просматривается - уехать сестрам к Маше в Париж. Но рассказ же не об этом, правда?
Плюсы: Автор указал жанр как "фанфик", но рассказ больше чем фанфик, и на общем фоне идея оказалась скорее оригинальной. При ближайшем рассмотрении она хороша и не только на общем фоне - автору удалось внедрить в текст чисто чеховские приемы, например, постоянный внутренний монолог персонажей. Пессимизм а ля Чехов тоже хорошо ложится на исторический контекст. От рассказа остается ощущение гармоничности.
Минусы: царапнули два факта - тот, что Маша танцует "в перьях", тогда когда ей уже к пятидесяти, и тот, что Ирина, работавшая в ГПУ и знавшая эту "кухню", вслух высказывает соседке махровую антисоветчину, а потом удивляется, что под окном "воронок". Мелочь, конечно, но из антуража выбивает.
Тема: скорее раскрыта. Персонажи для такого короткого рассказа достаточно живые, выпуклые, это мне понравилось. И понравился фантдоп, хотя он и не оригинален, но подан качественно. Сразу заинтересовал конфликт, быстрый, точный и сильный: "продать душу за здоровье или нет". Достойное искушение героя. Читала, затаив дыхание, ждала, что же выберет героиня.
Но увы, автор выстрелил холостым. Героиня ничего не выбрала. И сделала это с художественной точки зрения довольно неэлегантно, просто-напросто объявив читателю, что она ничего менять не станет, и попробует и душу, и здоровье сохранить, авось, получится. Рассказ мог бы спасти даже малюсенький эпилог на один абзац (причем, автор ведь умеет писать сжато!) - о том, что же все-таки из этого вышло. Но эпилога нет. Возникает возмущенное ощущение: "зачем я все это читал?".
И мелкая придирка: даже если героиня одинока, удивительно, что ее пугает будущее ее равнодушие не к окружающим людям, а к Бобику. Скажем так, не это будет ее главной проблемой.
Тема, скорее, присутствует. Хотя автор схитрил - заявил прямым текстом от рассказчика, что если герои не договорятся, то галактике, дескать хана. Попробуй проверь. Ну да ладно, плюс ему за смелость.
Космоопера на фоне нуара была глотком свежего воздуха, и вообще, меня порадовала вся эта психоделичность, квомы, свирлы и прочие бармаглоты, накрученное невозможное вооружение, средняя атмосфера. Основной конфликт тоже порадовал своей неожиданностью. Воистину, из-за чего только войну не развяжешь!
Жаль только, что герой затем ударился в нашу, земную, ученость и заговорил о селекции на уровне учебника по биологии за третий класс. А хотелось бы, чтобы и решение (пусть, по сути, селекция) было таким же психоделическим, менее узнаваемым. Иначе у читателя, который тоже читал учебник биологии за третий класс, пропадает восхищение и включается критический ум, что всегда чревато. У читателя появляются нехорошие земные вопросы, например: как такие примитивные механизмы селекции остались в такой технической развитой цивилизации? А знают ли эти расы, зачем вообще нужна разница полов? Если знают, почему нигде не поднимают важнейший вопрос размножения? Как все это коррелируется с дискриминацией самок/самцов? И прочие вопросы, которые этому рассказу совсем не нужны.
Наличие темы: шанс есть, но отнюдь не последний. Героиня сама говорит, что будет приходить снова и снова. Герой вроде тоже никуда не собирается.
Один из тех рассказов, де главное - не сюжет, а ощущение. Постмодернисткая попытка написать текст-расшифровку музыки (в данном случае, джазовой), которая и является истинной темой и лейтмотивом рассказа, и передать ощущение от этой музыки читателю. Риск таких произведений, помимо технических трудностей, в том, что читателю лучше немного знать, хотя бы в целом представлять себе вышеупомянутую музыку. В меня в данном случае автор не попал, потому что я из всей музыки абсолютно равнодушна именно к джазу, но в кого-то, возможно, попал. Музыкальность в тексте присутствует, так же как и подобие ритма, действительно сбитого. Так что я посчитаю попытку зачетной.
С точки же зрения сюжета и образов, я, пожалуй, процитирую сам рассказ: "Вслушаться, прочувствовать, понять... Штампы, штампы... Ряды роботов - манипуляторов...<...> скорее всего, он просто становится брюзжащим стариком, ненавидящим молодость". Скажем так, что эти слова отражают мое мнение. Можете считать меня брюзжащей старухой.
Наличие темы: если бы не неизбежный отъезд героя в Италию, не играющий никакой роли для сюжетя, шанс не был бы последним, поэтому тему считаю нераскрытой.
Я, наверное, слишком строга в отношении этого произведения, но мне оно показалось безынтересным даже для подросткового рассказа. Во-первых, сюжет о чудесном превращении из куколки в бабочку путем переодевания из потертых джинсов и свитера во что-то короткое и струящееся, такой стандартный, что если его не раскрывать совсем по-новому, получается очередной выпуск передачи "Модный приговор" (причем даже на "Модном приговоре", больше сочувствуеешь живым участникам, чем героям рассказа. С моралью о том, что на парня, купившегося на блестки, не стОит тратить время, не поспоришь, но стОит ли тратить время читателя на героиню с особо тяжелой формой комплекса неполноценности, я не уверена. Понятно, что "расправленные" таким способом крылья ей обрежут обратно в первой же жизненной переделке. И нет, в моем мире не должен быть главным героем тот, кто в рамках рассказа ничего не делает ни с собой, ни с другими.
Единственное, что автору хорошо удалось - нарочитая серьезность, соответствующая мировосприятию подростков. Видимо, автор нашел свой жанр, но необходимо привнести в него что-то неповторимое.
Наличие темы: честно говоря, не нашла. В концовке героиня сама говорит, что времени у нее впереди полно, и шансов немерено.
Атмосфера рассказа смахивает на японский фильм ужасов, переделанный в Голливуде на детективно.фантастический сериал в стиле нуар. Отсюда ощущение, что все это уже где-то видел. Вообще-то такое соответствие жанру - палка о двух концах, и оно могло бы быть плюсом рассказа. Все зависит от того, как подать.
Но подача несколько не дотягивает. Непонятно, почему автор захотел рассказать именно эту историю. Концовка о мести довольно сильная, но внезапная. Яне почувствовала, чтобы героиня внутренне шла именно к этому.
У меня также создалось впечатление, что кроме основного мотива - дождя, антураж рассказа не продуман. В первой половине текста (и не просто в первой половине, а в первой же строке!) поминается модный в этом сезоне ТДВС, по кличке Серый. Но где-то к концу автор про него забывает, и больше о нем ни слуху ни духу, даже в финальном аккорде. Спрашивается - зачем ТДВС вообще был нужен? Точно так же не играет зачем-то удостоившийся особого внимания "удостоверительный" браслет... ну, и прочие густо развешанные ружья.
Короче, потенциал у рассказа есть, но чтобы он цеплял, его нужно дорабатывать. И сосредоточиться хорошо бы на целостности, на связи между сюжетом и деталями.
Наличие темы: тема, скорее, присутствует. Очень понравился рассказ. Честное слово, не потому, что про котика!!! Просто он меня захватил и вел-вел-вел до самой последней строчки. При прочтении я ни разу не отвлеклась на минусы, не вспомнила, что я читаю конкурсный текст... А лейтмотивы лечения и посмертия не вызывали желания застонать "опяяяяять!", хотя к тому времени я уже почти все конкурсные тексты одолела. В общем, рассказ меня убедил как читателя. А это для меня самое главное.
Минусы: знаете, при первом прочтении рассказ от них отвлекал, а второй раз я даже не стала перечитывать. Наверняка они есть, но мне их неохота искать. Спасибо за рассказ!
Наличие темы: последнего, именно последнего, шанса не нашла.
У рассказа очень интригующий, интересный "замес". Очень достоверный антураж, и видно, что автор ориентируется в своей альтернативной истории как рыба в воде. Персонажи выписаны ярко, они живые, с живыми человеческими чувствами. Читать было приятно.
Только финал подкачал. Изначально ведь рассказ воспринимался как или повествование о хитром посланнике Халецком (эдаком почти трикстере), или о странной девушке. В этом случае финал просился другой - либо Халецкий все же перехитрил хана, нашел красивый выход из положения, либо сыграл талант Федоры. Действительно, было бы здорово, если бы автор придумал, зачем, кому и в какой ситуации могут пригодиться шестеро хромых. Искренне жаль, что этого не случилось.
Наличие темы: с натяжкой. Последняя возможность пристроиться для безработного великана.
Посмертие посмертием, но мир интересный, логичный, с аккуратно соблюдаемым стилем повествования. Во всяком случае, интереснее, чем сам сюжет. Именно мир спасает рассказ от вторичности. Это главный плюс.
Жаль, что фантдопы и мироустройство не играют никакой роли для сюжета. Что бы изменилось, если бы герой был не великаном в посмертии, а представителем странной расы в далекой-далекой галактике или вампиром среди веревульфов? Очевидно, ничего. Условный диктатор, условная революция, условный главный герой, условная политическая сатира, которая не вышла... и смысл рассказа ускользает. По этой же причине не "выстреливает" условный Рошфор. Непонятно, почему именно эта, единственная отсылка к Дюма.
Я понимаю, что у автора об этом мире целый цикл рассказов, и возможно, остальные тексты все объясняют и дополняют друг друга отсылками, но по отдельности рассказы не работают. По-моему, это и есть основной недостаток рассказа.
Наличие темы: смотря что считать последним шансом... Избавление от эпидемии, судьбу человечества... не скажу, что тема раскрыта, но она присутствует.
Оффтоп: не могла удержаться и не прочитать комментарии. Повеселилась. Ну что Вы в самом деле, Лариса Александровна, эпатируете население? Нужно было назвать рассказ "Пятачок", тоже звучно и со смыслом.
Если по сути, то в рассказе сошлись славянский антураж, дистопия и Гарри наш Поттер, тот, который Тре... Пятачок. Младенец, который приобрел искупительную мессианскую силу благодаря той любви и жертвенности, которую на него излили другие. Все это напоминает эксперимент со взрывчаткой на предмет "жахнет - не жахнет".
В моем случае жахнуло недостаточно по двум причинам. Во-первых, поверьте, автор, смысл и толкование эпизода-сна про прошлое совсем не очевидно. Мне пришлось прочесть текст несколько раз, чтобы врубиться, о чем речь. Но я это сделала по долгу службы как судья, рядовой читатель может и не перечитать. Надо усиливать, выделять и, возможно, не стОит подавать происходящее как сон, потому что во сне чего только не привидится, кто ж гарантирует, что он - вещий.
Во-вторых, даже в случае с Гарри Поттером (не зря я его к ночи помянула) искупляющее мессианское дитя должно само подтвердить свой выбор. И поскольку в рассказе этого нет, то финальная надежда пока что вилами на воде писана.
Я с детства большая поклонница сказки "Каменное сердце", поэтому рассказ, хорошо, кстати, написанный, всю дорогу коробил меня как безнадежно вторичный, и я не могла понять, как автор собирается выходить из этой ситуации. Как вдруг! Автор из нее вышел, приспособив к сказочному развитию современный, личностный бальзаковский финал. Я считаю это находкой и правильным переосмыслением традиции. Есть и другие хорошие переосмысления - например то, что Румпельштицхену в рассказе не нужно никого обманывать и заманивать, человек сам прекрасно с этим справляется.
И хотя моя(мои) десятка (десятки) будут отданы более оригинальным, авторским сюжетам, рассказу респект, оценка будет достаточно высокой.
Наличие темы: пятьдесят на пятьдесят. Не вижу, что этот шанс - последний, что бы там герой не декларировал.
Хочется отметить героическую и трудоемкую работу автора с языком, попытку создать альтернативную поэтику, соответствующую сюжету. Я подозреваю, что именно эта работа вывела рассказ в финал. Я снимаю шляпу. Чисто в целях посильной помощи скажу, что кое-где в язык все же прорвались канцеляриты, портя все впечатление. Их хорошо бы найти и обезвредить. "Целенаправленно шел", "в качестве трофея", и т.д. И будет круто.
А вот сюжет и главная мысль не впечатлили. Первый оборван, вторую не нашла. О символической Дороге написано много книг, и мне очень хочется знать, за какие такие заслуги герой пришел в заветный Чайтиле? Почему именно сейчас, именно в этот раз? Что изменилось в нем или в мире? Что он сделал? Наглотался местной дури? Спас койота? Убил охотников? А если Чайтиле появляется не за заслуги, а в улете, то почему герой не искал его раньше? И извечный вопрос - как меняется герой в рассказе? Понимаете, читатель должен это видеть, даже если процесс глубоко внутренний. Иначе ему не удастся герою сопереживать.
Наличие темы: к нашкго героя, я смотрю, каждый день как последний. Нет, тему считаю не раскрытой.
Меня сперва очень бесил главный герой своей безысходной страстностью, без воли и разума. Потому что был страстен недостаточно. Но в конце концов автор все-таки - уф! - дожал, и да, я увидела в герое тень Парфена Рогожина. Хотя я бы еще поднажала, чтобы герой не казался просто странным человеком с навязчивой идеей.
А вот образ Жени последовательностью не отличается. Человек ее типа (так, как ее описывает ГГ) не тянет на Татьяну Ларину. И вдруг... Впрочем, все бывает. Однако в таком случае мнее было бы гораздо интереснее прочитать рассказ про Женьку, чем про ее непутевого "шофера".
Написан рассказ солидно, умело. Но иногда все же прорываются диалоги с другой планеты: "Увидела и всё, я спокойна за тебя. Рада, что у тебя всё по-прежнему". - фига себе, спокойна! Если у ГГ все по-прежнему, это как раз повод за него волноваться. Это изощренная издевка, или стереотипная фраза откуда-то из другого рассказа, потому что автор не знал, какие слова вложить в уста Женьки?
Наличие темы: вроде есть. Но только потому что некоторые персонажи смертельно больны. .
Сам сюжет в духе Дориана Грея мог бы понравиться. Но есть большие минусы. "Страж порядка" возник абсолютно ниоткуда, ничто в данном мироздании этого не предвещало. Вообще, развязку я не поняла. Имеется в виду, что пора Андрею умирать? Ну... и что? Все, как говорится, там будем. Какое это имеет отношение к сюжету? О чем рассказ? Равновесие в природе само по себе не может быть сюжетом, это в данном случае фантдоп, но где же действие? В общем, у меня ощущение, что я прошла мимо смысла рассказа, и это мне мешает оценивать текст.
Я не поклонница "Онкания" и "Онакания", но это личное. Многим читателям нравится этот прием. Но я бы не советовала автору слишком им увлекаться.
Наличие темы: скорее да, чем нет, и вновь благодаря концу света.
Ночь. Улица. Фонарь. Система. Большой Брат. Герой, которого автор зачем-то пытается выставить как можно более мерзким. Нет, я понимаю, что это нуар, но читатель все же должен хоть как-то сопереживать, а кому? Впрочем, даже если бы наш ветеран бросил пить, курить и надел белую тогу, было бы трудно сопереживать человеку, которым в рамках рассказа движет исключительно инстинкт самосохранения. В жизни мы, конечно, не осудим такого человека - сами в том же положении - но читать про него рассказы не особенно хочется. Ну вот не разделяю я здоровый оптимизм после убийства курьера (и то, что поступок этот - геройский, еще доказать надо). Слишком много фактов постулируется, слишком многое читатель должен принимать на веру. На мой взгляд, из всех способов написать о борьбе человека с системой этот - не самый удачный.
К тому же даже если признать, что все вышесказанное - вкусовщина, остается тот факт, что рассказа как такового нет, а есть только завязка без развития сюжета и развязки. Два бывших члена общества сплотились на почве "никому помирать неохота", замочили одного из представителей врага и заявили, что одержат эту проклятую победу. Вот об этом и хотелось бы почитать, а не о том, как герои перекидываются пошлыми шуточками.
А знаете, неплохо! После ввода одним разом героя-потребителя, исполнения желаний, Центра и волшебного агенства, которое берет плату частичками души я, признаться, приуныла. Но финал, пусть и наивный, удивил, потому что я не его ожидала. И это было здорово. Кроме того, это один из немногих рассказов, где герой что-то делает, чтобы развиваться как персонаж. Главная мысль (чтобы не унывать, достаточно заняться чем-то полезным) тоже сформулирована ясно и четко. Жаль только, что из всех способов самореализации автор ограничился творчеством. С другой стороны, в таком коротком рассказе, наверное, нельзя было сделать больше.
Не совсем поняла последнюю фразу: почему Михаил Львович должен не справиться с трансляцией эм-образа, он что, не настоящий маг, так, мелкая сошка? А вроде солидно себя ведет...
Мне не очень понравился рассказ. Превращение чистой и невинной юной праведницы в изобретательную стерву показалось мне надуманным. И хотя рассказ и называется "Всего несколько строк", упор в нем делается не на строки письма, а на значение женских прелестей в жизни мужчины. Во-первых, это (я надеюсь) упрощенный взгляд на мир. Во-вторых, хотя я всецело признаю пользу пуш-апов, не думаю, что о них нужно писать рассказы.
Непонятно, почему "юная вдова Мария Изабель" обратилась именно к Кончите, особенно если чувствовала при этом унижение. Почему она не могла обратиться к любой другой швее? По-моему, это тоже надуманный ход.
Наконец, язык, к сожалению, просто пестрит штампами. Я думаю, автор хотел написать стилизацию, но из исходного стиля взял не основополагающие стилистические приемы (цветастость, изысканность, и т.д.), а утомительное изобилие прилагательных и набор устойчивых словосочетаний ("тонкие, унизанные кольцами пальцы", "невольная зависть", "остро ощутила"), причем не вникая в их смысл, отчего периодически возникают такие косяки, как "вылитый портрет" (портреты не отливают, их пишут). Местами отсутствуют запятые.
Чтобы не заканчивать совсем уж на печальной ноте, скажу о плюсах - сюжет рассказа целостный, с нормальной композицией, напряжением, ритмом и достоверной развязкой. Что в наши дни редкость.
Наличие темы: да простит меня дорогой автор, но скорее, нет, чем да.
Эта зарисовка, разумеется, из тех рассказов, где вторичностью и не пахнет. Авторский стиль узнаваем за версту. Разрешение сюжета простенькое (явился виновник переполоха и сам все рассказал), но автор и не претендует на остросюжетность, и такое разрешение вполне соответствует жанру житейской были. Что удалось - и в этом главный плюс - это атмосфера. "Промежуточная площадка" с ее метелью - как живая, что удивительно при минимуме описаний, скорее через реплики героев. Это вызывает у меня белую писательскую зависть и большой респект!
Наличие темы: последний шанс притянут за уши. Небесная секретарша Антонина Андреевна Степанова (я смотрю, ангелы совсем лыка не вяжут, уже и это на людей свалили!) могла бы дать супругам и три талона, и два - по одному на каждого. Кстати, это было бы логичнее, они же хоть и муж и жена, но две разные личности.
Долгое и подробное описание небесной канцелярии никак не влияет на сюжет. И зачем, спрашивается, в коротком рассказе сообщать ФИО и подробное описание персонажа, который не просто второстепенный, а выполняет функцию парковочного автомата - выплевывания талонов?
К тому же, сюжет подан таким образом, что кажется (я думаю, автор этого не хотел, но читается именно так), что самой важной информацией, переданной усопшими Елене Дмитриевне является забирание из магазина заказанного голубого поезда (ну да, оплачено ведь, не пропадать же добру!), а только потом уже вечерний ритуал. Это странно.
И почему бабушка говорит Ване, что "Мама с папой не успели сказать самые важные слова", если они их ему говорили каждый день на ночь?. Чудится мне здесь какой-то чужой слезоточивый стереотип...
В общем, с литературной точки зрения рассказ кривоватый, но, безусловно, добрый и оптимистичный, за что автору плюс.
Наличие темы: Заявлен апокалипсис, то есть любой шанс - последний. Ладно, так и быть, будем считать, что раскрыта...
Я вообще-то люблю рассказы этого автора. Они хорошо написаны , и в них всегда есть свежий взгляд. Поэтому сейчас буду нещадно ругать. В этом году автор меня разочаровал, состорожничав и написав на голливудскую тему "герои целуются на фоне пылающего Нью Йорка". С художественной точки зрения тоже рулят готовые схемы (герой проснулся утром и рассказал читателю экспозицию).
История заявлена мощная, но ее кастри... лишили потенциала. Милый автор, если уж вы заставляете ТДВС аннонсировать три египетские кары, то нельзя ограничиваться описанием всего одной! И если в завязке звучит призыв к покаянию всего человечества, это тоже надо как-то развивать, а то возникает разница конфликтов, как будто завязка от одного рассказа, а развязка от другого. И возникает вопрос: а о чем, собственно, рассказ?
С карами, кстати, тоже беда. У людей отнялся язык. Но они быстро вспомнили, что у них есть резервный план - смс - и успокоились. В общем-то, от потери дара речи в рассказе никто особенно не пострадал. Что же это, ТДВС так лоханулся? Не учел технического прогресса? Вот если бы он вывел из строя интернет и мобильную связь, доказательство бытия было бы более убедительным.
Вообще, ТДВС выписан карикатурный, что сильно снижает впечатление от конфликта и его накал. Трудно представить себе, что Сущность, сотворившая Вселенную, будет орать и ругаться через динамики. Казалось бы, эта Сущность, если уж она что-то говорит, должна говорить так, чтобы до людей дошло. Другое дело, что в силу своей греховности люди могут ее требования отмести, не захотеть воспринять. Но понимание требований обязательно, иначе как можно человека судить? От рассказа же ощущение такое, что люди вообще не въезжают в происходящее. И это не здорово.
(За фразу "Казалось, что реально настал последний день цивилизации" полагается не желтая карточка, а черная метка! Что, там все реальные пацаны собрались, или имеется в виду, что в кои веки апокалипсис происходит в реале? Ай, нехорошо ).
И все же справедливости ради надо сказать, что мастерство не пропьешь, и это "реально" не самый плохой рассказ в финале.
Я помню автора с одного из предыдущих заходов, где участвовал, кажется, ее рассказ "Тамарка". Как и в тот раз, "Госпиталь" мне понравился - да и что тут, собственно, может не понравиться, кроме разве что нераскрытия темы? Сюжет добрый, персонажи живые, написано хорошо.
И вопросы у меня к рассказу те же, что и тогда. Например, вопрос по поводу целевой аудитории (не конкурсной, я говорю о замысле как таковом). Если автор обращается к людям, выросшим "тогда", в стране, где все так или иначе были на войне, людям, лично знавшим фронтовиков, читавших Симонова, и ходившим на премьеру "Они сражались за Родину", то для этих людей рассказ - напоминание, глоток напитка со вкусом, знакомым с детства. Его предсказуемость - его главный плюс; это рассказ, который закончится так, как нужно, "не подведет". И в то же самое время для таких читателей рассказ не будет иметь большой художественной ценности (именно потому, что они читали целый пласт замечательной литературы о ВОВ). На более младшего читателя, который родился в другое время (и нисколько в этом не виноват), рассказ, вероятно, произведет сильное впечатление. Но мне кажется (могу быть неправа), что для этих людей о войне надо писать иначе.
Не спрашивайте меня, как, я как автор автору Вам признаюсь, что я понятия не имею, как сейчас надо писать о войне. Я просто пытаюсь сказать, что у меня не получается объективно оценить достоинства этого текста с литературной точки зрения.
Поэтому я его расцениваю просто как хороший рассказ, который пришел на конкурс для того, чтобы напомнить - или показать - читателю, что бывает такая тема, и бывает такая проза. И может быть, читателю после этого захочется перечитать того же Симонова. А это дорогого стоит. Ибо "...И когда наши девочки сменят шинели на платьица, не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять" (с).