Казанский Валера : другие произведения.

001. От автора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Rambler's Top100

Рустему Мифтахутдинову и сыну Антону

,БЛЯХА-МУХА, или Краткое руководство для вскрытия сейфа

Все герои повествования - вымышленные. Всякое совпадение с реальными личностями - случайное.

Эта книга появилась благодаря Интернету. Сначала в марте 2002 года я прочитал в "Газете.Ру" о литературном конкурсе, который организовали общественная организация "Открытая Россия" и издательство "Вагриус". Конкурс "Жизнь состоявшихся людей" поставил перед авторами задачу создания повести или романа, формирующего "положительный образ человека дела в современной России".
Сразу по прочтении информации о проекте я решил принять участие в состязании литераторов. И выбрал для себя нехоженую дорогу - попытку доказать читателю, что предпринимателем, в принципе, может стать каждый, даже школьный учитель, у которого нет первоначального капитала в звонкой монете. Другое дело, что не всякий распознает свою возможность. И еще хотелось для себя разобраться с тем психологическим механизмом в сознании каждого из нас, благодаря которому одни идут в бизнес, а другие отказываются от такой возможности.
Первый вариант книги мне не понравился. Последовательно и, на мой взгляд, правильно излагая проблему, получалось в целом какое-то занудство, которым можно увлечь только близких людей, хорошо знающих проблему или автора. Об этом же мне написал читатель моих первых набросков, выставленных в Интернете для вольной критики. К слову сказать, читатель был из Канады, а всего посмотрело текст в Сети до его отправки на конкурс чуть менее пятисот человек.
Мой канадский критик написал: "Вам надо вывести обобщающего героя, в которого включить обобщенный опыт остальных современников и придумать, как сделать повествование увлекательным для читателя. Увлекательным же, на мой взгляд, может быть то, что читатель способен приложить к себе, как бы примерить и узнать себя или представить себя на месте героя. При этом, несмотря на всю необходимость и полезность сермяжной правды, люди не любят примерять на себя неудачи и отрицательный опыт, поэтому эта часть, если она необходима, должна быть покороче и посодержательней. В основе же художественной части должно быть описание успеха, это больше зажигает читателя".
И тогда я внес в изложение детективную интригу. Получился (надеюсь, что получился) политический детектив из жизни современной России. Но почему такое название - "Краткое руководство для вскрытия сейфа"? Если в книжке описывается путь от учителя до предпринимателя, то по названию получается, что учитель стал "медвежатником"? Нет, не получается. Так завистливо обозвал главного героя его конкурент на теледебатах. Завистливо оттого, что ему люди деньги не несли. А главному герою - да. И, как выясняется из книги, по простой причине. Конкурент нес людям зло, а главный герой - пользу. И рынок сам разыскивал моего героя, чтобы предложить свои деньги за его работу.
А как сделать, чтобы на книжном развале, среди секса и мистической ахинеи читатель взял в руки эту книжку и прочитал авторское вступление? Вот и берешь с чувством самоиронии модное криминальное название для книги и псевдоним пахана для автора.
Рынок!
...А сейф-то герой действительно вскрывает. Только в нем не зеленые купюры с президентами, а более ценная вещь - доверие людей...
Если мои строки читатель и воспримет как пособие, то только в ответе на вопрос: "Что в моем сознании мешает (или помогает) пойти в бизнес?" Очень рассчитываю, что книга приблизит читателю решение проблемы...
Однако подчеркну, что перед вами не учебник по маркетингу, а (надеюсь) художественное произведение. И его создавал не писатель, а завсегдатай налоговой инспекции. Мне почему-то заранее подумалось, что профессиональный беллетрист может предложить хорошую фабулу, динамичный сюжет, но вот психологически пережить метаморфозы сознания, изменяющегося от типичного советского гражданина к российскому рыночному, без соответствующей практики, будет сложновато. Поэтому я и решился на эксперимент.
Особо подчеркну, что из моих литературных потуг ничего бы не родилось, если бы не Сеть. Я разместил свои черновые наброски на специализированном литературном сайте для свободного доступа любого пользователя Интернета. Очень хотелось скорректировать написанное с мнением заинтересованного читателя, пока еще позволяли сроки подачи проекта на конкурс. Первый же отклик меня потряс. Он касался этюда, посвященного глубине социальной бездны, в которую может упасть каждый из нас. И я считал очень важным обязательно вставить этот кусок в основное повествование, чтобы обрисовать тот абсолютный ноль социального положения, от которого, как от начала графика, и стремишься вверх. В конкурсе про успешных людей помнить эту отправную точку полезно для сравнения.
Так вот отклик на фрагмент про бедность пришел сразу после его размещения в Сети из далекого Кёльна. Бывшая советская гражданка написала: "Так страшно читать это... Это не художественная литература, прочитав которую, можно сказать - это придумал автор. И забыть. Читая то, о чём написали Вы, невозможно никуда спрятаться. Это всё правда!"
В ответе потряс сам факт сопереживания Татьяны из далекой Германии.
И тут же пришлось испытать еще один всплеск эмоций прямо противоположного свойства. Рядом разместил свой отклик некий Андрей Леонидович из Краснодара. Он критиковал сюжет за мрачные краски. Пришлось моему критику посылать электронное письмо с пояснениями: "Все повествование доказывает, что главный герой не согласен ждать милости от государства, окружающих или кого бы еще, а преодолевает препятствия. Его идеология - не нытье на обстоятельства, а злость на препятствия, которую он направляет на их преодоление. Считаю, что менталитет русской литературы и России состоит в милосердии, доверии и порядочности. С моими постоянными партнерами я работаю, базируясь на этих критериях. Достаточно договориться о действиях электронным письмом, без договоров, нотариусов и печатей. И я исполняю свои обязательства, а мои партнеры - свои. Поэтому убежден, что учет русских традиций гуманизма, трезвый взгляд на положение дел очень важен для продуктивности бизнеса, реализма литературы и расцвета общества".
Писать о состоявшемся имидже предпринимателя мне показалось скучно. Рассказывать о том, как роскошная стройная блондинка с пышной грудью и голубыми глазами допускает к тебе в кабинет умных партнеров по бизнесу, как десятки людей благодарны бизнесмену за кусок хлеба, который они ежемесячно приносят в свои семьи, означает соревноваться в построении грез с латиноамериканскими телесериалами. Нет, место богатых, которые "тоже плачут", уже занято и истерто до дыр.
Для меня гораздо важнее было, чтобы вслед за Татьяной из Германии после каждого рассказа вы могли бы повторить: "Читая то, о чём написали Вы, невозможно никуда спрятаться. Это всё правда!" И после каждого рассказа ПОЭТАПНО читатель шел бы к ответу на вопрос: "Почему если учитель (рабочий, инженер, крестьянин) может стать предпринимателем, то не становится им?" И ответ на этот вопрос пусть собирает по крупицам (потому что по-другому просто не получится).
Например, почему из сотни прижатых бедностью, девяносто пять выбирают "переждать" и "не высовываться"? Почему из оставшихся пяти один ограничится обвинением власти в том, что она виновата в том, что он не ударяет пальцем о палец, другой предложит той же власти "коммерциализировать" часть бюджета, третий наметит план конструктивных действий, четвертый придумает план, как обокрасть третьего, а пятый выдумает еще что-нибудь?
Психологические метаморфозы сознания на пути к благосостоянию для меня было наблюдать интереснее, чем описывать результат этого пути.
У этого повествования нет мощных финальных аккордов. Ни в голливудском стиле - в объятиях потрясающей дивы под звуки марша Мендельсона, ни в советской традиции директора елисеевского гастронома - в тесноте "автозака" под звуки выстрела в затылок.
Российский бизнес только начинается, и, надеюсь, финальные аккорды - не про него.
И еще одно замечание. Когда создание текста уже близилось к завершению, я вдруг для себя обнаружил дополнительный аргумент, почему читателю история может понравиться. Я пишу летом 2002 года о коллизиях предпринимателя за кулисами выборов. Если книгу одобрит издатель, то она появится на прилавках как раз накануне перевыборов в Государственную думу 2003 года и перевыборов президента в 2004 году. А это значит, что читатель получит возможность сравнить литературных персонажей с реальными прототипами, которые живут во всех регионах России. И оценить насколько сюжет книги отражает реальность, и сколько драматизма остается за кадром парадной избирательной кампании. Эх-х! Кино бы об этом снять. Модный телевизионный сериал какой-нибудь. То-то было бы забавно.
И - последнее. Предлагаемый текст живет по специфическим законам сетературы - литературы в Интернете. Проект существует независимо от того, какое решение принимает издатель относительно создания бумажной версии.

Автор


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"