Во времена, когда мои бабушки и дедушки были молоды, на радио, а тогда это было главное СМИ в стране, существовала такая музыкальная передача. Сразу сознаюсь, что рассказ Димыча заставил меня, порыться в сети, чтобы почувствовать атмосферу того времени, понять, чем дышали люди жившие в те далекие времена. Показалось, что все предложенные мне для обзора рассказы так или иначе пропитаны духом той эпохи. Для меня, человека из другого времени, истории оказались очень интересными и не простыми. В каждой работе есть моменты, которые мне понравились, даже впечатлили, но есть и то, с чем я не могу согласиться. Уж не знаю, удалось ли мне понять задумки авторов, но раз захотели моего мнения - получите))
И так первый рассказ - Ермакова Мария Александровна, "Полдень субботнего утра". Обожаю фантастику особенно научную. НФ традиционно базируется на передовых достижениях науки и техники, но тут данный параметр выполняется весьма условно. Сам текст написан очень легко красиво, прочла почти на одном дыхании, что весьма приятно. Сюжетная линия минимальна, для короткого рассказа самое то, главное, повествование выстроено очень четко и грамотно. Читатель сразу попадает в сюжетную ловушку, из которой его не выпускают почти до самого финала.
Завязка мне очень понравилась, я тоже очень люблю бросать ГГ в самую гущу событий, но примерно к середине есть просадка в динамике и это немного снижает интерес читателя. Я была полностью уверена, то исчезновение людей связано с некой аномалией, как у АБС в "Пикнике", но автор подошел иначе, меня это немного разочаровало. Если в начале чувствовалось присутствие страха, нерва, то с появлением панд, все это исчезло. Самых страшных чудовищ создает наш собственный разум. Непознанное и таинственное, пугает и манит одновременно.
В "Пятом элементе" зло материализовано в некую непонятную и необъяснимую субстанцию, ее цель полное уничтожение человечества, которое уже исчерпало все ресурсы для своей защиты. В рассказе зло, также вполне материально. Пришельцы огромные злые и жестокие, но читатель не видит действий тех, кому по штату полагается защищать мирное население. Поэтому, реальной необходимости в каком-то особом оружии, я не увидела. Почему ГГ верит случайному прохожему, вполне понятно: она осталась одна, сильно переживает за близких, а тут рядом красивый мальчик у которого есть ответы на любые вопросы.
В начале поведение ГГ меня немного удивило. Патриотические кружки, если я не ошибаюсь, в основном это поисковики. Работа не для слабонервных. Обилие рефлексии и истерики, не очень с этим вяжется. Первоначальные действия ГГ - верные, но почему она решила вернуться я не поняла. Чем и как она могла помочь? Убедиться, что все они погибли, и ради этого рисковать своей жизнью? Непонятно, почему не вернулась в город? Возвращаться в лагерь было не менее опасно. Вначале представляется чужим именем, а затем полностью доверяется незнакомцу и идет с ним неизвестно куда. Да, я, домашняя девочка, живущая книгами и инетом, никогда не ходившая в походы, именно так бы и поступила, но ведь ГГ другая?
Я так понимаю, место действия южный Урал или Алтай, середина весны, о чем читателю сообщает молодая трава у озера и ГГ, учащаяся в выпускном классе. Но тогда заросли папоротника, как-то не очень вписываются в этот ряд. Сильно удивила принятие происходящего ГГ, она крайне спокойно реагирует на события, которые меня бы напугали до такой степени, что дар речи потеряла, и это при всей рефлексии на невозможность получения аттестата или пожар в городе.
Следующий момент - супер оружие. Если честно, транклюкатор из "Кин-дза-дза" меня в свое время впечатлил намного сильнее, чем описанный в рассказе дестройрер. Как и в "Пятом элементе" это оружие из прошлого, но там оно продукт внеземного разума, а тут происхождение крайне сомнительно, как и его боевые свойства. Невозможно создать будущее, опираясь лишь на прошлое. Но автор нашел гениальное решение, найденный образец лишь малый прототип чего-то большого, а задача ГГ и ее спутника, доставить его тем, кто найдет нужные решения для борьбы с угрозой человечеству.
Рассказ мне показался вполне целостным и завершенным, все возможные дальнейшие приключения ГГ будут скучны по определению. Для данной истории финал мне кается идеальным, он вселяет надежду в сердце читателя как с технической (победа над пришельцами), так и с романтической (отношения ГГ с новым другом). Автору огромное спасибо за красивую историю и пожелание новых творческих успехов.
Интересная миниатюра - Куликовс С. "Эскалатор 8/1. Downshift *". Написано красиво, читается довольно легко, но лично мне рассказ не понравился. Вводить в текст отсылки к известным личностям, объяснимо и допустимо для передачи духа той или иной эпохи, или создания определенной исторической атмосферы, а здесь это больше похоже на рекламный баннер к рассказу, в котором он не нуждается. В нем вполне достаточно сюжетных и психологических моментов, ради которых его стоит прочитать.
Сложно назвать ГГ недооцененным, скорее он является переоцененным. Возложенный на него груз ответственности оказался не по плечу, грустно, что ГГ слишком поздно это понял. У многих народов есть притчи о том, как к человеку является злой дух и предлагает власть и богатство в обмен на годы его жизни. Достаточно вспомнить голландца Михеля из сказки "Холодное сердце" Гауфа. Кому из героев принесли его дары счастье? А "Тим Таллер или проданный смех", Джеймса Крюса, стал ли мальчик счастливым, стали ли счастливы его близкие?
Хорошо, что ГГ рассказа смог, как и Тим увидеть и понять - счастье это не всегда кабинет с видом на набережную, "отдых Канарах, поездки по "Роут-66"... горные лыжи в Альпах... охота на слонов в Африке..." Ему очень и очень повезло, что смог становиться и вернуться к тем, кто его по-настоящему любит и ценит. Повезло, что под окном его высокого кабинета, простые мальчик и девочка играли в снежки, весело смеялись и были счастливы, не имея ни картин, ни секретарши, ни шестисотого мерседеса.
Ненавижу политику и обычно ее не обсуждаю, но автор встал на позицию личности в истории. В истории нет личностей, которые ее бы меняли, а вот история очень легко это делает, причем совсем не в лучшую сторону. Положение в обществе определяется не наличием у человека таланта или особых способностей, а исключительно социальным запросом. И очень часто на волне этого эскалатора оказываются калигулы, гитлеры и салот сары. Тот же самый Бокасса имел вполне серьезную социальную базу в своей стране.
Если убрать из рассказа политику, то получится чудесная сказка, увы в реальной жизни таких примеров найти у меня не вышло. В любом случае автору спасибо и дальнейших успехов в творчестве.
Завершает тройку работ организаторов конкурса пьеса - Васильева Татьяна Николаевна, "Загадочное происшествие на Бейкер-стрит". Автором заявлены жанры: детектив и приключения. Но при первом прочтении мне показалось произведение скорее ближе к постмодернизму, с репризами в стиле - "STAND UP". Как и полагается для данного жанра, репризы переходят и сцены в сцену, из одного явления в другое. Автору удалось передать дух театра, за занавесом строчек открывались "живые актеры". Называть действо - "Театром абсурда", я бы не стала, но актеры ловко дурачат зрителя, чем заслуживают еще больше симпатий.
Явление первое мне очень-таки напомнило сценку пробуждения Степы Лиходеева. Сама я крепче чая ничего не употребляю, поэтому мне сложно оценить проблемы со здоровьем при таком пробуждении. А вот Булгаков имевший не только медицинское образование, но и практику, думаю точно описал состояние Степы, которое вполне применима к Ольге. Странно, что в отличии от злого духа, два величайших гения криминалистики в истории человечества не проявили к даме должного внимания. Потеря явления второго, меня немного смутило, хотя первое вместило в себя сразу два действа: представление основных персонажей и явление Ольги.
В моем представлении, постмодерн предполагает отсылки к известным литературным произведениям. Зарывшись в инет я узнала, что существует целая серия книг о женщине детективе Ольге Романцевой. К сожалению или к счастью, но как бы сказал поручик Ржевский - "Нет. Сей я тоже не читал роман". Русская мафия в лице Гарри Поттера и внезапное перевоплощение миссис Хадсон скорее дань современному народному фольклору, хотя сценка получилась весьма забавной. По поводу кражи енотов существует интернет мем, но, что именно подразумевала автор, сказать сложно.
Прямые отсылки я увидела исключительно к романам Агаты Кристи: в самом начале: "Карман, полный ржи" - апельсиновый джем, "Смерть на Ниле" - египетская кошка и "Улица Арлекина" - статуэтка балерины, чуть позже проявляется "Загадочное происшествие в Стайлзе", но тут я скорее всего ошибаюсь. Автор с куда большей вероятностью намекает на еще один роман - "Часы", но увы я с ним не знакома (Марселина краснеет и отворачивается). Но все это играет, если только считать ядом усилитель вкуса. Совпадение с эпиграфом к первому рассказу в обзоре, я уверена, является совершенно случайным.
По поводу "плечей" повторятся не буду, В целом, если не пытаться зацикливаться на постмодерне, пьеса мне очень даже понравилась. Как сказал бы Эркюль Пуаро автору - "Гран мерси", и новых пьес, рассказов итд.
Единственный рассказ не из оргсписка - Чваков Димыч, Малышев Алексей Станиславович, "Рейс Геленджик - Краснодар, полёт нормальный". Истории Димыча мне всегда нравились и нравятся, он на удивление чудесный рассказчик, а это талант, причем довольно редкий, я таким похвастаться не могу. Под его пером самый простой житейский сюжет может превратиться в удивительную историю. На востоке искусство рассказчика крайне ценилось и почиталось, таких людей приглашали на пиры султаны и халифы, чтобы услышать из их уст истории о далеких странах. Для меня этот рассказ словно одна из историй "Каравана", Гауфа, чарующая и в то же время пугающая.
Текст дался не просто, много непонятных мне названий и сокращений, а игра словами зачастую вводила в полный ступор. Кто такие комсорги я нашла сразу, а вот аббревиатура АТБ - поставила в тупик, кроме АТБ - банка, поисковик ничего не выдавал. Полчаса усилий дали результат - "авиационно-техническая база", хотя я до конца в нем не уверена. АПС в тексте расшифровывается, но что такое АПВ и как это связано с вином таки не поняла. Из инета узнала, что АБэВэГэДэйка - детская образовательная программа на тогдашнем ЦТ, но почему там заинтересовались инженером из наземной службы аэропорта?
За пару абзацев упоминались невидимые друзья, и я решила, что ГГ пытается заманить к себе мафия. О том, что в те времена мафия практически управляла все и вся, много написано и снято фильмов, например, АССА. Действия фильма происходят в то же время и в тех же местах. Там даже был какой-то мафиози одевавшийся как майор-летчик. Но еще через пару абзацев стало понятно, что ГГ вербовала не мафия, а спецслужбы, и как я поняла, методы у них были примерно одинаковые.
Снова покопалась в сети и нашла, что в описанные времена случился крупный конфликт между силовыми ведомствами. В Москве милиционером был убит майор комитета госбезопасности, что буквально привело к войне между спецслужбами и правоохранителями. На этом фоне задание ГГ выглядело почти самоубийственным, и я очень переживала за его судьбу. Но дальше следует вполне бытовая сценка, и тут искусство просто великолепно. Я почти успокоилась, но тут новый сюрпрайс.
Это в современном мире сложно представить, что террористы могут захватить самолет, после 911 подобное сложно представить, но в те времена воздушные суда захватывали экстремисты по всему миру, даже была создана группа "А" при комитете госбезопасности для борьбы с террористами. Это сегодня ГГ просто бы не пустили на борт, и реакция на его действия была бы совсем другой, а тогда, я бы в обморок не упала, но испугалась бы очень сильно. Можно сказать ГГ - родился в рубашке, ему очень сильно повезло.
Финал истории очень грустный, никогда не считала себя особо чувствительной, но слезинка на глаза навернулась. Да это были лишь первые камушки будущей геополитической катастрофы (хотя я так не считаю). Человек, как и все живое, приспосабливается к окружающей среде, кто-то может отрастить жабры или, наоборот, научиться сохранять в себе запасы воды. Когда среда обитания внезапно меняется, для кого-то это действительно трагедия всей жизни, а для кого-то это шанс на развитие.
Хочу поблагодарить авторов за чудесную историю, я узнала много нового, главное, смогла почувствовать дух того времени. Когда-то для рассказа (хотя это была фантастика) мне требовалось передать ощущение того мира, вставляла в текст разные маркеры указывающие на время происходящих событий, но увы. Здесь же эпоха во всем в каждом слове и действии, спасибо, удачи вам в конкурсе и творчестве.
Кетсаль в целом молчалив, лишь иногда издаёт мягкие, слышные издалека, трёх-четырёхсложные крики - "вей-вей-вей-вао". Хорошая такая птичка сорок сантиметров в длину, но считается одной из самых красивых птиц планеты. Но если говорить о вещах более приземленных, то за один гватемальский кетсаль можно получит аж одиннадцать с половиной российских рублей. Что касается самого рассказа, про две палочки "Твикс" повторяться не буду. Сегодня начну с географии.
Сразу вспоминается Корней Иванович и его "Аболит" - "Мы живём на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по по широкой Лимпопо". Вот только у Чуковского было за Африку, то здесь автор отправляет в путешествие почти по всему миру: от Нового Орлеана, через мексиканскую границу, далее в Гватемалу с кратким визитом в Бразилию и далее до самой Австралии. Главный герой еще интереснее. Ирландскими корнями в штатах никого не удивишь, а посидеть в пабе за кружечкой эля может и не имеющий никакого отношение к изумрудному острову человек.
Но как говорит пословица - "Соловья баснями не кормят". Если оставить только одну палочка, а левую или правую туточки, уверена, и автор не ответит. В сухом остатке мы имеем вполне заурядную жизнь холостого не молодого частного детектива, возможно бывшего полицейского. У ГГ, как в песне - "тик-так ходики, пролетают годики, жизнь не сахар и не мед". Ему приходится каждый день рисковать здоровьем, а то и жизнью, ради бутылочки " Curim Gold". Естественно, при такой работе авантюризм становится нормой жизни. А уличная шпана, она и в Новом Орлеане такая же, как в Воронеже.
Да, автор проявил чудеса слова, в крохотной миниатюре раскрыл ГГ, его внутренний мир, чувства, заставил читателя сопереживать самому обыкновенному человеку, но все это не делает из текста рассказ, а тем более чем-то заметный. Вот тут-то мы и вспоминаем за вторую палочку. Хотя их и делали на разных фабриках, и сама по себе она всего лишь крошечный отрывок никогда не существовавшей крупной формы, вместе они переворачивают сознание читателя. Два не связанных между собой обрывка вдруг складываются в рассказ и какой.
Как литературный прием это вовсе не ноу-хау, но как это чертовски красиво исполнено. И далекая Гватемала становится ближе, а красавец Кетсаль вот-вот запоет в ветвях сейба. Чудесный рассказ, жаль, что он не играет в основной номинации, но такова воля автора, а это закон. Два года назад я тоже участвовала в Нео-Нуаре со своим рассказом и даже написала обзор в том числе и на эту историю. Даже немного завидую автору, теперь у него есть уникальная возможность сравнить два взгляда на свою работу))