Новогодний Конкурс Прозы : другие произведения.

Новогоднее чтение с Самиздата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этот обзор ещё висит на Прозе.ру в разделе "Златое крыльцо", где проходил конкурс НРП. Там, к сожалению, интерфейс не позволяет забивать ссылки, и это обидно, потому что лишает читателей возможности самим зайти на упомянутые в обзоре рассказы. Но я собираюсь кинуть туда ссылку на этот текст - авось кто и дойдет до наших авторов ;). Просьба к тем, кто на момент написания этого обзора ещё оставался инкогнито или не успел переместить свои конкурсные рассказы в авторские разделы, кинуть в комменты ссылочки, кто вы и куда вы переехал текст. Чтобы порядок был :))))

Новогоднее чтение с Самиздата

Не знаю, стоит ли начинать с такой банальной фразы, но конкурс, который мы с вами затеяли аж на двух сайтах одновременно, завершился вполне благополучно :). Возможно, не все и не всегда на нем было так светло и благостно, как предполагалось организаторами, но тут уж никуда не денешься: любой конкурс - азартная игра. А азарт - дело такое...

Главное - то, что были написаны и прочитаны широкой публикой многие хорошие рассказы, которые без этого конкурса могли вообще не появиться на свет. Так что спасибо организаторам за такую стимуляцию творчества в народных массах.

На Самиздате в конкурсе участвовало 150 работ. Народ у нас ко всяким конкурсам привычный, и потому отзывчивый. Стоило кинуть клич - рассказы посыпались, как из рога изобилия. Тут же выяснилось, что праздничную тему все понимают по-разному: одни умеют совершенно по-детски радоваться, другие меланхолично подводят итоги прошедшего года, а то и всей предыдущей жизни, третьи не ждут от грядущего ничего светлого и доброго, и потому мрачны... В любом случае, тема Рождества и Нового года заставила и авторов, и членов жюри в очередной раз задуматься над вопросами, которые характерны для самой что ни на есть серьезной литературы. Что такое чудо? Когда и к кому оно приходит? В чем смысл жизни? Чем сильно добро? Почему существует зло? Бывает ли в наше время настоящее милосердие? Можно ли сделать счастливыми всех? В чем кардинальное различие между детьми и взрослыми? И так далее, и так далее... Словом, члены жюри оказались вовлечены в водоворот философических размышлений, душераздирающих исканий и еще Бог знает чего.

После первого тура, где отсев производился жестко, финальный список все еще состоял из 48 работ - прямо скажем, немало. Жаль было некоторых рассказов, не прошедших во второй тур, но мы надеемся, что авторы нас поймут: когда из каждой тройки работ приходится отсеивать две, тут как ни старайся быть добрым, на результат это мало влияет.

По моему личному мнению, большинство работ, прошедших в финал, того заслуживали. Все их я, естественно, здесь упоминать не буду. Желающие ознакомиться, могут пройти по ссылкам к финальной таблице и перечню текстов и там порадовать себя подробным чтением. Я же остановлюсь на тех рассказах из первой десятки. Заранее извиняюсь за то, что еще не знаю некоторых реальных имен авторов и за то, что, возможно, придется на днях поменять некоторые ссылки, когда авторы перенесут свои конкурсные рассказы в личные разделы.

Естественнее всего будет начать с победителя.

Рассказу "Сеня" Елены Александровой семеро судей из десяти, не сговариваясь, поставили высший балл. Поскольку я тоже была среди этих семи, то сейчас начну рассыпаться в дифирамбах :). Как человек, которому приходилось судить уже несколько литературных конкурсов, могу сказать, что очень часто рассказы современных молодых авторов странно беспочвенны. За ними не чувствуется литературной эрудиции, они не будят у читателя культурных ассоциаций, как будто авторы их не в курсе, что где-то вообще существует мировая литература, живопись, музыка и т.д. Под лихим (в удачном случае) сюжетом обнаруживается зияющий вакуум, от которого, честно говоря, становится грустно и жутковато. А теперь я вас порадую: в рассказе "Сеня" этого вакуума нет! Как раз наоборот, в нем присутствует та плотная и богатая прозаическая ткань, которая позволяет говорить о принадлежности к какой-то культурной традиции.

С моей точки зрения, это очень русский рассказ. В нем есть то, что выделяет русскую литературу из прочего мирового контекста: пристальное внимание к тонким движениям человеческой души, пусть даже это душа еще совсем маленького ребенка. И понимание того, что человеческую душу надо кропотливо и бережно взращивать, прислушиваясь к ней, стараясь угадать смысл ее прихода на эту землю.

Маленький герой рассказа еще сам не в силах подобрать слова для того, что с ним происходит. Он вообще относится к словам всерьез, в отличие от многих взрослых, для которых, скажем, слово "прости" стало расхожим ярлычком, с легкостью прилепляемым к самым разным явлениям: прости за то, что нечаянно толкнул, прости за уроненную вазочку, прости за предательство... Для Сени огромное чувство вины за разбитую елочную верхушку несопоставимо с коротким и привычным словом "прости", его душа требует чего-то соразмерного случившейся трагедии. Он только не знает, что именно это может быть. Уж никак не стандартные слова раскаяния, которых мы так часто требуем от детей, не вдаваясь в подробности, что же именно маленький человек в них вкладывает и понимает ли он вообще, что от него требуется. Может статься, его душа и наша вообще не попадают в унисон. А что может быть страшнее для родителей и детей, чем непонимание друг друга?

Вот, собственно, и все, что происходит в этом рассказе. Он практически лишен внешнего сюжета. Ну, разбил малыш игрушку. Ну, рассердилась на него мама. Ну, пришел папа в шубе Деда Мороза и услышал, понял, почувствовал - и все кончилось хорошо. Но за этой нехитрой событийной канвой читатель находит такую полноту переживаний, такую интенсивность внутренней детской жизни, что дополнительные внешние движения героев наверняка показались бы лишними. В "Сене", с моей точки зрения, автором достигнут благословенный баланс между формой и содержанием :).

Добавлю еще, что рассказ написан прекрасным языком, который также заставляет вспомнить о классической русской литературе 19 - начала 20 века. Словом, очень рекомендую :).

Здесь же упомяну и другой конкурсный рассказ Елены Александровой - "Станционный смотритель", - занявший 5 место. Предупрежу сразу, что Пушкиным здесь почти и не пахнет. Он упоминается где-то в середине текста, но вскользь и без явно уловимой смысловой нагрузки. Но так же, как в "Станционном смотрителе", написанном в 19 веке, разговор здесь идет о любви. О той любви, которая вроде бы уже и умерла, но все равно не отпускает. Об уязвленной гордости, которая требует реванша. О желанном, но так трудно достижимом без вмешательства свыше прощении. Мистические обитатели крошечной железнодорожной станции - дед и внучка - дарят забредшим к ним посетителям то, чего те почему-либо не могут обрести сами: таланты, любовь, хорошую работу... Такие вот подарки для взрослых :). И хотя в целом рассказ уступает в напряженности и богатстве эмоций тому же "Сене", думаю, прочитать его будет небезынтересно.

Второе место разделили рассказы Лилии Баимбетовой "Будущее" и "Сказ про обиду и прощение" Раисы Крапп.

Какое может быть будущее у женщины-беженки, живущей в полуразвалившемся сельском доме с двумя детьми на мизерную зарплату? Без надежды на полноценную семейную жизнь и на то, что вообще когда-нибудь что-нибудь изменится? Но приходит любимый человек, и это будущее появляется. Оно совсем не розово, потому что омрачено смертельной болезнью, но оно есть. В монологе героини Лилии Баимбетовой нет отчаяния, потому что одна из главных черт этой женщины - стойкость и умение принимать вещи такими, какими их преподносит жизнь.

В рассказе Раисы Крапп "Сказ про обиду и прощение" звучит народный язык, который не кажется нарочитым. Лесная нечисть проявляет к маленькому Тарасу вполне дружелюбное отношение и даже оказывается не чуждой христианской традиции: прощение означает избавление от смертельной хвори. Несмотря на то, что действие рассказа происходит в зимнем лесу, после прочтения остается очень светлое и теплое впечатление.

На третьем месте оказался текст "Приближалось Рождество" С.В. Оболенской. Это история, основанная на реальных письмах россиян, оказавшихся во время войны на работах в Германии. Автор приводит выдержки из их писем и стихов, в которых есть и любовь, и тоска по родине и близким, и усталость от плена, и надежда на возвращение. Мне кажется, то, что Светлана Валериановна обратилась к этой теме, составляет главную ценность этого рассказа. Но хочется заметить, что на фоне тех реальных чувств, которые мы находим в письмах пленных, история любви Тани и Мартина, наших современников, выглядит слишком литературно.

На четвертом месте - две сказки: "Заступничество снеговика Феди" Галины Толмачевой-Федоренко и незамысловатая, но удивительно добрая и теплая сказка Светланы Усачевой "Коврик". Последняя, правда, как мне показалось, рассчитана все-таки на взрослых. Но, с другой стороны, что мы, взрослые, не люди, что ли? :) Тоже было приятно себя побаловать, спасибо автору. Поскольку рассказ этот читателям Прозы.ру знаком, сразу перейду к снеговику. "Заступничество снеговика Феди" заработало от жюри аж четыре девятки и одну десятку, так жюрейцам понравились колоритные герои - белая ворона Ася и черная кошка Капа. Для каждой из них автор придумал свою историю и свою романтическую мечту, которая, конечно же, сбылась в Новый год, как и положено в сказках. Разумеется, не обошлось без козней злой колдуньи Вертильды из первого подъезда, но нашелся и добрый заступник. Так что спокойно читайте сказку сами и давайте детям: все кончится хорошо.

На пятом месте, кроме уже упомянутого выше "Станционного смотрителя", поместился текст Вадима Субботина с загадочным названием "вместе с пробелами". Лично мне, честно говоря, показалось, что рассказ Вадима к Рождеству имеет очень небольшое отношение. Рождество упоминается там лишь один раз в связи с надеждой на исполнение желания. Смысл рассказа текуч, как вода, так что читатель постоянно находится в состоянии полу-транса: все кажется, что ты вот-вот ухватишь какую-то глубинную идею, но в последний момент она неизменно ускользает. После прочтения приходишь к выводу, что главное назначение этого текста, наверное, именно в погружении в такое состояние, и это автору удается отменно. Стиль очень хорош. Трое членов жюри отозвались на эту вещь высшими баллами. Мне же кажется, что этот рассказ - на любителя, потому что, например, у меня он оставил какую-то неудовлетворенность. Тем не менее, с удовольствием советую прочитать "вместе с пробелами" и другие произведения Вадима Субботина, одного из известных авторов Самиздата.

Вы будете смеяться, но на шестом месте у нас только один рассказ - "Шапка" Виктории Дегтяревой. Это рассказ-обманка. Только читатель уверяется в том, что свершилось чудо и герой наконец смог преодолеть свой эгоизм и свою инфантильность, как автор тут же опускает нас с небес на землю. Чуда не происходит: герой предпочитает собственным решениям и поступкам жизнь, где все за него решает энергичная и властная мама. Прямо скажем, рассказ вызывает не праздничое настроение. Зато заставляет лишний раз подумать о том, что же для нас представляет в этой жизни бОльшую ценность - независимость или возможность избежать ответственности за свой выбор.

Седьмое место получил рассказ-мистификация "Шар", авторство которого принадлежит такой известной на СИ личности как Антиобозреватель. Сам автор теперь анонсирует его так: "Рассказ-провокация. Бархатная. Душевная. 1 шт.". К этому трудно что-то добавить, поскольку я сама до конца была уверена, что авторша этого текста в стиле "элитарной прозы" - молодая дама из интеллигентной семьи и с претензиями на тонкую душевную организацию :). Несмотря на то, что текст написан ради шутки, он оставляет очень хорошее впечатление. Встречаются некоторые стилистические перегибы, но, возможно, автор вставил их намеренно, чтобы спровоцировать жюри на "разборки" :).

На восьмом месте - рассказ "елка"Юлии Ивашковой. На первый взгляд, текст этот совершенно безыскусен и прост, и, к тому же, краток. Но история душевнобольного задевает своей какой-то почти ирреальной правдивостью, и в числе заслуг автора можно назвать умение несколькими штрихами точно показать внутреннее состояние героини. Скупо, но пронзительно.

Девятое место принадлежит экзотическому рассказу "Лед и пламя", автор Guinplen. Лично я долго думала, кто же все-таки его написал - мужчина или женщина, поскольку монологи обеих супружеских половин сделаны достаточно правдоподобно. Герой, правда, вызвал у меня бОльшую симпатию, чем героиня: уж больно ее монологи отдают заумью. Впрочем, она же кандидат наук... Рассказ прежде всего привлекает необычным антуражем - действие происходит за полярным кругом. Второе, что мне понравилось - это способ, которым чудесно решаются семейные проблемы. Рассказывать не буду, лучше сами почитайте :).

Наконец, десятое место (из 48-ми финальных работ, напоминаю) - у "Колыбельной для звезд", написанный в соавторстве Дашей Даровской и Ринатом Мусиным. Добрая сказка о том, как Кот-Баюн потерял свой голос, встретив в неудачный час сердитого... Деда Мороза! Но, конечно, это безобразие не могло продолжаться вечно. Кот снова обрел способность петь, только пением его теперь наслаждаются, главным образом, звезды. Должен же кто-то и о них подумать! :)

Кроме рассказов, вошедших в первую десятку, мне хотелось бы упомянуть еще пару-тройку - можете считать, что дело в моих личных пристрастиях.

Мне не хотелось бы, чтобы оказался обойден вниманием рассказ Михаила Бахилина"Жизнь кончается", который занял 14-е место. Если предметом изображения в литературе может служить обнаженная человеческая душа, то вот вам зримый пример. Автор не боится показаться ни излишне патетичным, ни слишком сентиментальным. Мне кажется, это потому, что говорит он о том, что единственной ценностью нашей земной и, в сущности, очень недолгой жизни являются любовь и доброта ко всем, кто нас окружает. Эта мысль может показаться не новой и даже банальной, но очень многие действительно важные вещи звучат банально до тех пор, пока наш собственный жизненный опыт не наполняет их смыслом. По-моему, этот рассказ - один из лучших на конкурсе, и подкупает он именно своей прямотой и откровенностью.

Мне также близка история о "Новогодней встрече" Оксаны Абрамовой. Она - о чудесах, которые происходят с нами в самые неожиданные и, может быть, даже самые печальные минуты нашей судьбы и дарят свет и надежду. Главное - уметь распознать их и принять с благодарностью. В последнее время такие случаи из жизни трогают меня намного больше придуманных сказочных и полусказочных сюжетов. Старею, наверное :).

Показался трогательным и поучительным рассказ "Настоящий Дед Мороз" Ольги Жаковой - о том, что волшебство взрослым требуется не меньше, чем детям, а может быть, даже и больше. Ведь нам, таким большим и сильным, по мнению наших чад, на самом деле так хочется порой, чтобы хотя бы в Новый год кто-то совершил для нас настоящее, неожиданное чудо!

Заслуживает, по-моему, внимания мрачноватый "декадентский" рассказ Константина Андреева "Лабиринт волхвов", где волхвы... запаздывают встретить Рождество на целых 2000 лет. Именно столько понадобилось им, чтобы понять, что все знания, которыми они обладают, все их могущество и власть над человеческой историей - бессмысленны, если они посвящены не Богу и любви, а гордости и самоупоению. И только поняв тщетность всего, чем они владеют, герои смогли наконец увидеть в небе Вифлеемскую звезду и, как и положено, устремиться за ней с надеждой, что их жизнь теперь обретет настоящий смысл.

Хорош, на мой взгляд, текст Братьев Барановых "По дороге". В нем много отличных сравнений, неожиданных образов. Пусть мир предстает перед героем чередой малопривлекательных персонажей и эпизодов, все-таки в нем можно жить, пока ты кого-нибудь любишь.

Словом, на нашем конкурсе было и есть что почитать. Надеемся, не в последний раз такое удовольствие. Заглядывайте к нам ! :)

mayra
Мой раздел на СИ


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"