Аннотация: Цивилизация как совокупность социальных ниш. Демография, касты и революции. Разновидности власти.
О некоторых закономерностях развития цивилизаций
В этой статье я не говорю о всех законах развития цивилизаций, а лишь о некоторых из них. Вот её содержание:
1.Нулевой уровень воспроизводства населения - переходный момент развития между прогрессом и деградацией популяции.
2. Открытые и закрытые общества.
3. Цивилизация как совокупность социальных ниш.
4. Положительные и отрицательные тенденции государств на разных стадиях своей жизни.
5. Способы "починки" государства.
6. Формы власти.
7.Способность к прогнозу.
1.Нулевой уровень воспроизводства населения - переходный момент развития между прогрессом и деградацией популяции
Можно выделить два периода жизни человечества, когда у него было или будет такое равновесие. Первый - это длительный период появления цивилизации. Многие сотни тысяч лет почти нулевого роста населения. С появлением цивилизации уровень воспроизводства населения стал положительным. За редким и временным исключением (эпидемии, войны...). Этот период длится 12 тысяч лет. Что его сменит?
Я не вижу другого варианта развития событий, кроме как появление в недалеком будущем второго длительного периода нулевого воспроизводства населения. Почти нулевого, с колебаниями. Это будет основное время существования уже развитой цивилизации. За которым неизбежно последует период упадка, когда опять нарушится уровень нулевого воспроизводства, но уже в сторону минуса - начнется закат цивилизации, установление минусового воспроизводства населения. И - прощай цивилизация!
Все это, конечно, приблизительно. Могут быть и будут временные падения и взлеты цивилизации и, к тому же, все это при условии благоприятного варианта развития событий, без всяких глобальных неприятных событий.
Связь между уровнем роста населения и регрессом - прогрессом общества не строгая, не всегда за снижением численности населения следует регресс и наоборот. Но иногда она есть. Вспомним одну из причин гибели Рима. В первом веке до нового летоисчисления Гай Юлий Цезарь провел несколько блестящих боевых операций против намного превосходящих по численности племен германцев. Те трехсоттысячными ордами с женами и детьми, на повозках перешли на римскую территорию Галлии. Цезарь выгнал их несколькими легионам (вначале было два легиона, каждый по 5-8 тысяч легионеров, а затем их число увеличилось до десяти), доблестно победил. Рим победил.
Но обратите внимание на громадные массы населения вне границ Римской империи. Что побудило орды гарманцев хлынуть в Галлию? Их вытолкнул избыток населения у соседних племен. На севере Рима - росли племена германцев, гуннов,на западе - бритов, мятежных испанцев, на востоке парфян (двуречье), армян - везде появились громадные массы населения. Гунны, варвары, готты... Она, эта громадная масса людей сломала Рим.
Фактически, уже тогда, в пору своего расцвета, не смотря на доблестные победы Цезаря, Рим был обречен. Он проиграл, потому что меньше рожал.
А почему появились эти многочисленные народы?
Посмотрим, что было в Европе долгие триста тысяч лет существования неандертальцев? Мелкие разрозненные родовые общины, имеющие между собой очень редкий контакт, медленный обмен опытом, товаром. Производительность труда, специализация, разделение функций были на уровне позволяющем племени только-только не умереть. Тридцать тысяч лет назад наши основные предки (правда, неандертальцы также частично наши предки и у нас есть их хромосомы) - Хомо Сапиенсы вытеснили их из всех ниш обитания. А до возникновении цивилизации оставалось еще два долгих десятка тысячелетий. Только освоив новые пищевые ниши - скотоводство и земледелие человечество прошло грань между нищенским существованием, медленным развитием-погибанием и растущим существованием.
Была пройдена граница нулевого воспроизводства племени! Заработала обратная положительная связь между количеством населения и ростом производства излишнего продукта - в том числе и питания. У неандертальцев она изменилась в отрицательную сторону и их общество исчезло. А общество сапиенсов освоило земледелие и начало развиваться. В обоих случаях был отход от равновесного существования системы природа-человек. Условия обитания, степень разделения труда, уровень знаний, генетическая возможность к усвоению культуры прошлых поколений поднялись до уровня при котором начался период ускоряющегося развития человеческих цивилизаций.
Каждое поколение не только передавало усвоенные культурные навыки, знания, умения, орудия и богатства, но и добавляла свои достижения. Именно поэтому скорость и успехи развития последующих поколений увеличивались. Население "диких" племен "варваров" смогло стать многочисленным и боеспособным. Рим же имел меньший уровень воспроизводства населения и был разрушен. Здесь не прямая связь между гибелью и ростом населения, а косвенная - просто у соседей были лучшие показатели. Что же говорить о прямой связи безостановочного уменьшения населения и летальным исходом народа?
Интересно, что при переходе нулевого уровня воспроизводства населения одни составляющие прогресса были уже давно на высоте, другие только дотянулись до требуемого уровня, а еще многочисленные составляющие были полностью скрыты мглой будущих веков. Т.е чаще всего в процессе появления и последующего становления цивилизаций имеются и отстающие, и уже давно развившиеся составные части, и еще полностью отсутствующие. Учитывая это, можно воочию представить, как развивающаяся цивилизация поднимается по лестнице прогресса вверх, шагая по ступеням, внезапно появляющимся из тумана будущего. Причем, в ряде случаев их никто и не предвидил. И наоборот, некоторые долгоожидаемые ступени, предвидения такие, например, как атомные электростанции с термоядерной реакцией, могут и вообще не проявиться из этого тумана, останутся неосуществленными навсегда.
В настоящее время наша цивилизация подошла к одной из границ своего развития -
иссяканию ниш обитания и питания. Уже давно в фантазиях писателей рисуются будущие цивилизации, покрывшие свои планеты сплошным многослойным уровнем застроек.
Город далекого будущего.
Обратите внимание на летающие автобусы и мелкие летательные аппараты. Видимо изобрели антигравитацию!
Сомневаюсь, что дело дойдет до таких городов. Пределы нашего развития намного ближе. Потому, что мы - дети Золотых веков спурта цивилизации - стремительного роста, и поэтому наше восприятие реальности сдвинуто в сторону излишнего оптимизма, и будущее видим искаженно. А ведь уже давно обнаружена угроза перенаселения, нехватки пищи, впервые отмеченная Томасом Мальтусом в его знаменитой работе "Опыт закона о народонаселении" .
ТОМАС МАЛЬТУС
"В 1798 году в прошлом никому не известный пастор Томас Роберт Мальтус издал короткую, но весьма многозначительную книгу под названием 'Эссе о законах населения, как оно влияет на будущее улучшение общества'. Основным тезисом Мальтуса была идея, что рост населения имеет тенденцию к опережению производства продуктов питания." По его расчетам выходило, что рост населения идет в геометрической прогрессии, а производство продуктов в арифметической. Отсюда следовало, что бедность и нищета - неотъемлемое свойство общества. Эта небольшая книга поразила общество в самое сердце - уверенность в благополучии завтрашнего дня. Даже предлагая различные меры по сдерживанию рождаемости, "Мальтус был достаточным реалистом, чтобы понимать, что большинство людей не подчинится таким ограничениям. Он сделал вывод, что на самом деле перенаселение фактически неизбежно и что, следовательно, бедность остается почти неизбежной судьбой множества людей."
Эту идею, как пишет Мальтус, он встретил у Платона и Аристотеля. 'В большинстве стран если каждому человеку предоставить свободу иметь столько детей, сколько он хочет, неизбежным последствием должна стать нищета' - писал Аристотель.
Сегодня некоторые моменты теории Мальтуса устарели. Уже нет геометрического роста населения.
Китай ( 1 325 миллионов , 2007, прирост всего до 10 миллионов в год)
В Европе плюсы имеют :
Ирландия 9,8
Франция 4,4 (61,7 миллионов)
В нашем новом веке прирост населения пошел на убыль сократившись с 2 до 1,3 %. Но все равно ежегодный прирост на сегодняшний день составляет 77 миллионов человек. Причем 95 процентов из них приходиться на долю развивающихся, то есть беднейших стран. В ближайшем будущем Индия выйдет на первое место по численности населения. В год добавляется население двух Германий!!! Это критическое положение, катастрофа.
Ну а что делать нам, вырождающимся нациям и народам? Помогать бедным странам в Африке и в Индии? Прежде, чем им помогать, нужно крепко подумать. Может быть это нам нужно помогать, это мы пропадаем зря? (Кстати, на днях по латвийским новостям сообщили: Латвия решила экономически помочь Греции! Слов нет.)
Преимущества и недостатки этих двух видов цивилизаций.
Обратимся к самому древнему очагу (12 тысяч лет назад) государств нашей Земли - Междуречью - Месопотамии.
Что помешало именно им развиться до уровня наиболее развитых государств нашего времени? Ведь они первые начали развиваться?
- Да. Да. Враги соседи, войны, понятно. А если бы их не было, смогли бы?
- Ааа! Правильно - не смогли бы. А почему? Закрытое общество в изоляции обречено на жинь среди своих достоинств и недостатков. Возьмём две большие страны - Мексику и Китай. Представим, что они остались в изоляции. И что было бы с ними? По-прежнему приносили бы ацтеки кровавые жертвы, а китайцы мирно ели рис под властью императоров. Ходили в шелках, рисовали тушью на бумаге, запускали змеев и ракеты в праздники.
Что стало бы с Русью? Будь она в благостной изоляции от нашествия великого пастуха Чингиза, нашествий рыцарей и христианства? Она поклонялась бы Перуну, расхаживала в льняных рубахах и свитах, кафтанах и кожухах, кокошниках да сарафанах. Где там фонвизины и ломоносовы, пушкины с ковалевскими? Мы говорили бы сейчас: - грит, давеча, докеле, растекаться по древу, хоромы, чугунки... Да и были бы чугунки (железные дороги), вышла бы Русь с каменного века?
Живи Европа в изоляции от Азии и Африки с Америкой - не было бы ни современной математики (ноль пришел с востока), ни единой христианской религии, фаянса, шелка, картофеля, риса, кофе и какао. Не рухнули бы римская империя и рабовладельческий строй.
Ацтеки Мексики - тупая кровожадность религиозных ритуалов.
Людоедские общества на замкнутых территориях в Африке и на островах Тихого океана.
Тирания самураев на японских островах.
Похоже, что любое замкнутое общество при полностью самостоятельном развитии, без "помех" извне заходит в свой особенный тупик. Исчерпывает свой потенциал и становится неким традиционно неизменным "термитником".
Египет, Рим, Китай, Япония, лапотная длиннобородая Россия. И выйти из тупика, разрушить уклад поможет только проникновение укладов соседних цивилизаций. (Это же относится и к религиям. Наличие рядом другой религии подвергает сомнению безапелляционную значимость данной религии. Умаляет её влияние, подвергает сомнению твердеющие с каждым столетием каноны.)
Контактируя в мире и бою, страны, даже проигравшие переваривали чужую культуру, обогащая свою. Современная культура, такая местами грешная и варварская, - продукт синтеза множества культур мира.
У меня составилось такое впечатление. Когда новая культура входит в общую культуру Земли, то во многих особенностях своей культуры, там, где имеются недостатки, у неё они слабеют, "трескаются". Каноны религии, касты, предрассудки, нелепые традиции. А с другой стороны, её культура - новый освежающий ветер сметающий некоторые замшелости большого цивилизованного мира. В большинстве случаев объединение разных культур взаимовыгодно, каждая из них неосознанно берет то, что ей не хватает. Такими путями культуры обогащаются.
(Здесь просматривается аналогичная ситуация с совершенствованием генетических аппаратов ВСЕХ двуполых живых существ . Не аналогичен ли их механизм извлечения выгоды из разделения на разные полы? Полезные отклонения отдельных экземпляров могут быть генетически освоены потомками всего вида. Т.е. только разделившись на два пола живое приобрело возможность усваивать генетические достижения отдельных особей всем видом. Именно в этом преимущество двуполого размножения и в этом причина победы этих видов в биологическом соревновании за жизнь.)
Характер проникновения культур.
Встретилось мне недавно интересное место в статье Минеральные месторождения в истории человечества
"Рудные тела имели форму жил, и поэтому их разработка должна была вестись практически вертикальными шахтами, глубина которых постоянно нарастала. Соответственно, технически усложнялся процесс добычи руды, в первую очередь в связи с нарастающим с глубиной притоком воды. Поэтому именно разработки рудных месторождений Германии, как и в Корнуолле, явились катализатором технического развития Европы. В итоге они потребовали создания мощных работающих на паровых машинах насосов, с появлением которых началась промышленная революция."
А далее речь пошла о проникновении этой технологии на Урал.
Центры неких социальных явлений (здесь - рудного дела) растекаются "ручьями" по остальным пространствам и времени, образуя новые центры в особо благоприятном для этого месте. (Например - добычу минералов на Урале по немецкой технологии, с немецкими терминами.) А такие новые центры являются форпостами успехов чужой культуры. Похоже, что подобная картина имеется и при распространении других феноменов культуры.
Также как идеальные образования в нашей голове, так и образование культурных центров ( в том числе и на чуждой территории) происходят в УЗЛАХ пересечений( наличия) ряда условий, влияний, обстоятельств .
Например, образ девушки у индивида есть собрание вместе информации разного происхождения: зрительной, слуховой, обонятельной, ряда предыдущих эмоций и воспоминаний. Своеобразный узел чувств и информации.
Так и некая рудная разработка на Урале в 18 веке есть результат влияние русской и зарубежной технологии, наличия минералов, трудовых сил и выгодности этого мероприятия.
Поэтому, чем больше между странами проникновение технологий, чем больше текучесть трудовых сил, чем легче сбыт (реализация а, значит, получения выгоды), тем легче создаются новые центры культуры, приносящие выгоду, шире и эффективнее используется потенциал регионов.
Если, учитывая вышеизложенное, перейти к генетическому уровню развития, то встретимся с аналогичным явлением. Соединение индивидов с несколько различным набором генов позволяет сделать в потомках коррекцию недостатков обеих генетических линий развития. Природа как бы вытаскивает из потенции наиболее выгодные свойства к реальности. Правда, не всегда.
Интересно, сколько государств должно соприкоснуться культурами, чтобы каждое из них стало открытым обществом? Два? Три? Десять? Все? А вот и подошли к ответу. Не видно верхнего предела открытости.
Никогда общество не может быть совершенно открытым, так как всегда можно как-то создать и прибавить еще одно государство, и в результате сделать данное общество более открытым. Не так ли?
Получается, что открытость и замкнутость - относительные понятия. Реально все государства находятся в интервале между крайними пределами открытости-замкнутости. Абсолютно замкнутое общество не проявляет своего существования ни в прошлом ни в будущем, и поэтому совершенно несущественно для других обществ.
3. Цивилизация как совокупность социальных ниш.
Аналогично существованию экологических ниш обитания, в социальной жизне я нахожу множество ниш социальных. Это и места обитания, работы, карьеры, удачи и горя. Говорят, что свято место пусто не бывает. И это не только поговорка, а реальной наблюдение - если место освободилось, то очень часто оно заполняется новым индивидуумом или группой индивидуумов. Если в биологии это ниши питания и обитания, то в обществе помимо мест в географическом пространстве: места корчмы и торговой точки, церкви и эшафота есть ниши в его структуре - выгодные и невыгодные места для разных специальностей, места святых и проходимцев, места ученых и поэтов, места попрошаек и жертв разбоя. По мере освобождения в результате смены поколений или усилий сил сыска, органов правосудия, эпидемий эти места освобождаются и... занимаются ближайшими кандидатами. Ближайшими по родственным связям, по коррупции, по служебной лестнице, по пространственной близости и т. д.
Бывает, что люди уходят с обмелевших, малоинтересных ниш, мест на новую стезю жизнедеятельности. Едут в город, на свободные земли в Сибири, перемещаются за океан.
Иногда Истории требуются исполнители крупных ролей и она вызывает их из безвестности: Жанну де Арк, Дантона, Робеспьера, Сен-Жюста, Троцкого, Чингиз-хана, Платона и Аристотеля, Александра и Наполеона, Данте и Леонардо, Христоса и Магомета. В то же время вызывает и преступников - Гиростата и Нерона, Ирода и Сальери (говорят, что последние двое обвиняются напрасно).
Жанна д'Арк
История вызывает себе на службу как своих главных героев, так и своих невинных жертв.
Имеется обратная связь между формированием ниши и формированием личности. Одно формирует другое, и обратно. Бил Гейтс нашел и сформировал нишу интернета, а ниша сделала его - миллиардера. Философ А. Богданов, первый в мире разрабатывавший теорию систем, попал в нишу революционного деятеля и потом в нишу жертв политической борьбы за власть. Ниши борются за индивидуальность личности как некие самостоятельные сущности, разрывают её на части. Перетягивают её на свою сторону. Возвышают и топчат.
Созданными нишами можно торговать. Продавая акции компаний, продавая рабочие места, нанимая главного инженера, посудомойку. Ниши можно уничтожать, объявляя дефолт, банкротство фирм.
Есть в каждом обществе и ниши благородных героев с благими порывами. Казалось бы, почему всем такими не быть?
Героям, личностям с "прекрасными порывами" надо учитывать, что их создало общество, потратило на это свои ограниченные возможности и тем самым обделило другие свои личности. Пусть не прямо отняло возможности у других, но косвенно, потратив силы родителей, окружения, материальные средства общества на создание данной личности. Уже тем, что кто-то занял это место героя нации, он лишил подобного существования других аристотелей и наполеонов. Кандинский лишил других художников возможности стать создателями "Черного квадрата", Петров-Водкин - создателями "Купания красного коня".
Где-то в её конце он говорит: "ошибочно, что общество гармонично, если каждый будет поступать так, как ему говорит его дух. Это общество будет ужасным". Я не совсем согласен с этим положением. Хорошо, допустим, что внезапно все люди стали поступать по высшим образцам, не так как им подсказывает им Веление изнутри, а как рационально для государства и для остальных людей.
Я считаю, что это состояние не будет длительным, так как структура государства, уровень его возможностей, уровень его технологий и, конечно, предыдущее состояние морали необходимо определяют и воссоздают определенную мораль в каждой ячейке общества. Благие порывы быстро пропадут. И в зависимости от места личности в обществе у каждого члена общества эта мораль будет разной.
У отдельных людей могут дольше остаться благие порывы.
Но общество рождает возможность появления как таких порывов, так и противоположных стремлений.
Это означает, что если у кого-то появилось желание поступать прекрасно, то это (благородный поступок) создало само общество в данный момент в данном месте в данной личности. (С некоторой заслугой, конечно, и самой личности).
Биологическая "ниша обитания" это фактически ниша питания. И сменить его можно лишь потеряв это место. Перестала ловиться рыба, засуха, перенаселение (бывает у леммингов) и тогда начинается массовое переселение.
Похожая ситуация и в социальном мире человека. Часто только ухудшение места работы и заработка сподвигают личность на поиск новой работы, новой ниши.
4. Положительные и отрицательные тенденции государств на разных стадиях своей жизни.
Что отрицательного накапливается с годами в государстве?
Монополизм, регламентированность, кастовость.
Упорядоченность это хорошо, к этому стремится государство. Но упорядочивается не только то, что хотелось бы, а все области жизни общества. И это ведет в тупик развития. Полная регламентации тождественна полному отсутствию изменения структуры (в том числе и прогрессивного).
Получается, что целью (результатом) развития любого общества есть прекращение этого развития.
Вот такой невеселый вывод.
Яркий, классический пример кастовости - общество древней Индии.
Три тысячи лет назад в Индии образовались четыре касты жителей.
Каста брахманов, кшатриев, или воинов, каста вайшьев (торговцев), ремесленников шудра - каста рабов и слуг. Касту с самого начала определяла прежде всего профессия.
Брахманы.
Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой войной в Индии насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст.
Общество любой новой формации развивается от отсутствия законов деятельности и отсутствия кастовости (от свободы) ко все более жесткой регламентации жизни и определенности каст.
"Открытое общество" высокой мобильности превращается в "общество закрытое".
5. Способы "починки" государства.
Революционное изменение и эволюционное.
Товарищ и однокашник Максимилиана Робеспьера, первый призвавший народ Парижа к провозглашению Республики и закончивший свою жизнь на эшафоте вместе с Дантоном
Социальная революция в ряде случаев уничтожает верхние касты вместе с частью их культуры. Такое разрушение предыдущей структуры, как вы хорошо знаете, ведет к снижение жизненного уровня и гибели части общества и его культуры.
Если представить себе развитие некой цивилизации в виде ствола растения, то равномерный ствол его истории существования будет периодически сменяться задержкой роста, когда у растения происходит пераспределние сил, ствол расширяется, готовится кустование ствола. Так и в социальной жизни в последний период существования данной формации социальные изменения замедляются. Идет накопление внутренних сил для выплеска копящегося давления в различные стороны. Реальный рост сменяется мнимой остановкой роста - внутренними изменениями, подготовкой будущего кустования - будущей реформы или революции.
По моему видению, новый закон, как и революционный переворот, не вводится раньше, чем отстуствие его не принесет значительный вред обществу. А устаревший закон (и устаревшая форма социального устройства ) обычно устраняется только после причинения значительного вреда и не раньше.
Причем, вредный или просто ненужный закон может долго, как заноза сидеть в теле государства. А краткое, но сильное принесения им вреда способствует осознанию обществом необходимости смены этого порядка. Как говорится в народе: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Т.е. для осознания вреда имеющегося распорядка необходимо пусть краткого, но сильного принесения вреда. Этот скандал раскачает общество и заставит произвести изменения. С философского подхода революция - проявление перехода меры устойчивости объекта. Из какой-то ниши существования в другую нишу перейти можно лишь при кратковременном превышении высоты "стен" ниши. Это происходит как при понижении этих "стен", так и при повышении уровня внутренних стремлений выйти из данной ниши. А чаще при обоих условиях.
Это можно отнести и к процедуре радикальной "починки" всего общественного строя. К революции. Некие, ранее незначительные части государства (часть населения, характер производства богатств, идеология, верования), получают возможность вырасти (прорасти) до главенствующего уровня. Эти перемены облегчаются ослаблением государства неудачной войной, эпидемиями, катастрофами.
Изменения общества после рождения нового строя.
Представим, что общество радикально починили.
Прикинем, что будет вскоре сделано в новосозданном обществе:
1.Дележ имущества будет закончен.
2.Сферы высокодоходного бизнеса поделены.
3.Законодательными актами все охвачено.
Что мы получили?
Регламентированное государство, в котором с каждым годом все больше регламентирующих законов, преград для инициативы, для новых начинаний.
Что дальше?
С каждым годом будет расти кастовость прослоек (артисты, бизнесмены, военные, юристы и прочие), будут расти "перегородки" между ними.
Я не сгущаю краски, так, по моему мнению, идет естественный ход событий в каждом новом государстве.
И вот, когда появятся значительные дополнительные трудности(типа войны 1905, 1917 года,1812 года, сухой закон Горбачева), чем повысится уровень сдерживаемых плотиной строя сил недовольства или искусственно снизятся защитные силы государственного строя (перестройка Горбачева),то воз рухнет в очередной раз. В большей или меньшей степени.
Т.е. революция всегда результат двух составляющих: уровень сдерживаемых сил недовольства и высота, крепость удерживающих от разрушения ниши-государства стен.
По-видимому, необходимо разрабатывать законы, мешающие закреплению кастовости общества, чтобы лучше переливались капиталы, легко менялись профессии, не было законом закреплены перегородки между прослойками, затруднялась монополия и т.д.
Неплохо показывает себя опыт работы двух партийных систем западных государств. Приход к власти оппозиции позволяет частично отказаться от исчерпавших себя целей и методов предыдущей власти. В царской России такая смена ориентации внутренней и внешней политики происходила со сменой поколений царей. Т.е. даже монархия имеет колебания от одной оппозиции к другой. Такие колебания в сфере органов власти имитируют мелкие революции, что отдаляет появления необходимости крупных реальных революций.
6. Формы власти.
О диктатуре большинства (демократии) и диктатуре меньшинства (диктаторство.
Власть большинства.
Достоинства демократии широко известны, остановлюсь на недостатках.
Демократический принцип - власть большинства, народа.
- Это хорошо? Да? Тогда представьте:
1. Вы с женой возвращаетесь домой, а вас встречают трое и говорят нас больше , давайте разберемся ДЕМОКРАТИЧНО, дайте на пиво! (Кстати, это у нас, в Латвии и осуществилось - 60% населения загнали в угол 40%. Лучшие государственные места службы, выше пенсии, множество привилегий.)
Такую ситуацию, когда большинство (двое) проводят свою политику раздевания меньшинства (одного) можно считать моделью демократии.
2. В автобусе, за рулем профессионал, ему кричат пассажиры-автолюбители : тормози, жми на газ, рули вправо!
Профессионалу (шоферу) большинство (дилетанты-пассажиры) дает наставленияе как вести машину.Демократическое мнение большинства гарантировано непрофессионально.
Согласно принципам демократии в институте при решении вопроса "что есть истина?", будет принято мнение большинства.
Но вспомните, что любое новое, в том числе и истина, приходит в сознание людей не одновременно ко всем, а меньшинству. Поэтому не демократичным путем (мнением большинства) решается вопрос истинности. Мнение и желание большинства чаще всего далеко не оптимально истины и иногда ведут общество к катастрофе.
С другой стороны, поставить во главе государства знатока истины редко удавалось. Так как чаще во главу становился не тот, кто знал, как руководить, а тот, кто знал как встать на место руководителя.
Если боги хотят кого погубить, то они лишают того разума. Это наблюдение в старину иллюстрировали помутнением рассудка могучего Геракл, убившего в таком состоянии своих детей.
В народе выражаются ядренее: рыба тухнет с головы.
Я, в свое время и в коллективе своего родного предприятия приводил такую аналогию: если возчик сена хочет изменить привычный для кобылы путь, то он перед новым, непривычным поворотом воза натянет возжи и тихонько повернет. А у нас вожжи отпустили и колеса (т.е. прибалты и прочие шеварнадзе) отлетели в стороны!
Выводы:
1. Демократия не является гарантией защиты от угнетения части населения другой частью.
2. Мнение профессионала весомее мнения большинства. Поэтому при строгой демократии обязательно будет главенствовать мнение более отсталой части населения, чем мнение профессионалов.
Власть меньшинства.
Единовластие, триумвират, диктатура группы.
Эти формы управления государством лишены некоторых недостатков демократии, но имеют свои минусы. Основной их них - отсутствие периодов правления оппозиционной стороной.
Нет, здесь я не прав. И здесь бывают смены направлений. Они более отставлены друг от друга во времени. Смена правителей, смена династий, смена приоритетов внутренней и внешней политики. Новый "прогрессивный" фараон, новая религия, новый македонский царь Александр, Петр Первый, царь Александр-освободитель.
Возможно будет правильным отнести такие формы правления к разряду менее мобильных.
Которым труднее изменить курс правления.
7. Способность к прогнозу.
Несколько слов о способности прогнозировать последствия своих поступков.
Одно из главных преимуществ у живого - способность оценить прошедшие события и потом, сопоставив их особенности, выбрать для себя лучший вариант будущего.
В история обществ полно парадоксов между намерениями, действиями людей и результатами их усилий. .
В средние века Испания - мощная страна завоевала Америку. Оттуда к ней потекли богатства и она... ослабела.
В Англии, в период успешного развития мануфактуры потребовалась шерсть, расширились пастбища ("овцы съели людей"), значительная часть населения уехала в Америку, Англия потеряла колонию и своих потомков. Целая цепь нежелательных последствий.
Религия милосердия - христианство в период пика своего развития применяла сожжение (после удушения гаротой) как средство воспитание милосердия(?) паствы.
Сторонники прав животных могут добиться успеха своей деятельности и животный мир в результате лишиться громадной массы пушных и домашних животных, которую сейчас человек не только потребляет, но и растит.
Но иногда, пожалуй, мудрое наблюдение, что благими помыслами вымошена дорога в ад работает и наоборот. Вред может приносить пользу.