Аннотация: Сборник статей. Альтернативный взгляд на закономерности нашей цивилизации. Субъективность познания и искусства. Установки нашего характера. Движущая сила истории, свобода, преступление и наказание, распределение благ и прочее.
Наше место в этом мире
 
1. Восприятие мира и становление личности
Часть первая.
Субъективность восприятия, сознание, мышление
Входя жить в наш общий мир, на своем и чужом опыте каждый из нас строит свою философию, свое видение мира, свою Истину.
Основу нашего характера составляют несколько устойчивых отношений к некоторым областям жизни - глубинные установки личности. Признаюсь, что мне, утверждающему это, самому не ясно, что они из себя конкретно представляют. Возможно, что это какие-то неясные чувственные оценки реальности: страх - бесстрашие, радость восприятия мира - печаль, доверие - недоверие, ненависть - любовь, страсть быть первым - наплевание на первенство, достижение цели - получение удовольствия и прочее.
Первоначально некая личность представляет собой, по моим представлениям, набор различных сочетаний таких (и других)парных отношений к миру. Такая-то степень открытости, такая мера любви к новизне и так далее.
Каждая из появляющихся последующих во времени установок есть результат восприятия некоторой ситуации на основе уже имеющихся установок.
Весь комплекс установок личности можно представить в виде конуса основанием вверх - чем дальше находятся установки от основных, первоначальных, тем их больше и тем более они изменчивы.
Все вместе они представляют собой Истину отдельного человека - то, как он видит мир, как его оценивает.
Три стороны нашего восприятия
В каждый момент восприятия мира мы одновременно получаем знание о некотором явлении, оцениваем его и определяем свое будущее отношение к нему, т.е. создаем установку на свое дальнейшее поведение.
У нас появляется три вида знания об этом новом явлении:
Знание особенностей свойств явления.
Знание оценки в своих собственных мерах измерения свойств этого явления.
И знание своей ответной реакции при новой встрече с этим явлением, т.е установка на ответную реакцию.
В этом процессе участвует весь наш организм и все это происходит в основном неосознанно, так же, как у большинства наших спутников по жизни - животных, поэтому только часть этого процесса появляется в поле нашего сознания (осознается нами).
Первоначально неразрывные в развитии отдельной личности и у человечества знание, оценка и установка с развитием личности и всего человечества отдаляются друг от друга, превращаясь в отдельные самостоятельные части психики отдельного человека и психики общества - общественного сознания. При этом в каждом из них всегда присутствуют элементы двух других составляющих нашего восприятия.
Примерно такой же путь развития, вероятнее всего, проходят (и еще пройдут)в своем развитии и наши меньшие братья по разуму.
Сознание
Удивительное явление - сознание - чарует человечество своей мнимой ясностью, неуловимостью и мнимой самостоятельностью существования. Что же оно из себя представляет?
Своеобразный русский язык, помимо всего прочего, интересен тем, что многие его слова хранят историю появления некоторых понятий в сознании человека, что помогает понять смысл этих понятий.
Такого и слово сознание - делать нечто со знанием, воспринимать нечто со знанием, соотносить нечто с уже имеющимся у личности знанием.
Сознание может быть ясным и смутным, последовательным и раздробленным, логичным и иметь вид алогичности.
Начинаясь в детстве с неоформленного, сознание кончается в ряде случаев сумеречным сознанием, в котором наши последние горькие переживания гуманной природой приглушены и смягчены.
В прошлом, на первых ступенях своего развития человек неосознанно одушевлял все окружающее, затем человечество бросилось в другую крайность, отказав всей природе, кроме человека, в особом ярком восприятии реальности - сознании. Следующим шагом, сейчас, должно стать признания переходных ступеней между рефлекторным поведением и осознанным.
Сознание не может появиться внезапно, между инстинктивным поведением и сознательным должны находиться промежуточные формы восприятия мира.
К сожалению, по моему мнению, такие промежуточные формы есть у всех высших животных, не ограничиваясь отрядом приматов.
("К сожалению" - я имею ввиду моральную ответственность, которая тяжело возлагается на человечество в результате осознания нового факта. Того факта, что уже совсем рядом пора, когда новые мыслящие виды существ Земли, новые цивилизации будут соседствовать с нашей человеческой цивилизацией).
Из качеств сознания я хочу выделить его дискретность и непрерывность .
То, что мы считаем нашим ясным осознанием реальности представляет собой непрерывную цепь отдельных осознаний реальности.
Припомните, осознайте - мы не можем непрерывно сосредоточить свое внимание на неком точечном объекте реальности. Наше сознание описывает круги своего внимания на близких областях этой точки внимания. Перед нами своеобразный колебательный процесс освещения некого объекта. Периодически в поле сознания появляется некая идея и исчезает, заменяясь другой. Идеи, образы как мотыльки возникают и кружат вокруг некого осознаваемого объекта, рисуя его, возвращаясь к его центральной идее или надолго уходя в сторону.
Соотношение сознания и подсознания можно представить как небольшую верхушку айсберга над громадной подводной частью (подсознательным). В зависимости от необходимости эта верхушка, по моему предположению, может иногда на некоторое время "выныривать" повыше и уровень сознания временно повышается. Это относится и к нашим собратьям по жизни - другим приматам и другим животным. Временно они могут более глубоко, чем обычно осознать ситуацию и затем совсем по-человечески сделать мотивированные сознанием поступки. Можно вспомнить льва из древнего мира, который в пустыне пришел к беглому рабу за помощью (вытащить занозу из лапы) и впоследствии на арене узнал его и приласкался к нему (народ на трибунах онемел!)
Низшие ступени сознания имеют малую область поднятой верхушки - области актуализированных сейчас, в данный момент представлений и образов. Со временем, с развитием животного, эта способность возрастает и в поле сознания появляется большое количество образов и представлений. Поэтому в будущем это позволит человеку делать более совершенные прогнозы будущих реальных событий и лучше анализировать прошлое. Яснее сознавать, яснее видеть будущее. Быть более ясновидящим.
Только часть подсознательного периодически появляется в поле нашего сознания.
Подсознание
Подсознательное, по моему мнению, можно разделить на несколько областей деятельности нашей психики.
1.Ту, что потенциально имеет возможность появиться в поле сознания. Наша память о событиях, наши знания в логической и чувственной формах.
2.Усвоенные алгоритмы психической деятельности. Последовательность операций мышления, разнообразие этих операций, способность к определенной глубине сосредоточенности.
3.Глубинные установки личности. Неосознанная часть привычек, оценок и желаний личности.
4. Безусловные рефлексы человека.
Подсознание трех последних видов в основном не появляется в поле сознания.
О процессах мышления
Что появляется в поле нашего сознания и почему?
Почему мы внезапно вспоминаем человека, о котором не вспоминали несколько лет?
Почему мы ищем решение задачи и ответ, порой, приходит к нам внезапно: в трамвае, при купании в ванной или под яблоней?
Откуда всплывает ответ?
Здесь я попытаюсь коротко сказать об одной своей идее студенческих лет. К сожалению я почему-то я не могу более ясно выразить смысл этой сложной идеи.
Помимо актуализации образов в сознании по ассоциации у живых существ имеется, по моему мнению, еще несколько причин появления нового образа в поле сознания. Одна из них обычно не моделируется. Это явление "регидности" психических процессов. Так в некоторых работах называется инертность физиологических и психических процессов.
Я пришел к выводу, что именно ригидность каждого отдельного взятого психического процесса является одним из основных свойств психики. Её чувственной и рациональной части. Вот как я представляю элементарный акт мышления (и чувствования).
Новое впечатление изменяет равновесие активности всей системы ассоциаций и данной системы восприятия и всей остальной системы. Этому изменению данная система в силу своей установившейся предыдущей инертности (регидности) несколько сопротивляется, и устанавливается какое-то новое, среднее равновесие активности ассоциаций.
Отраженный мир в нашем восприятии, в системе ассоциаций я представляю как постоянно функционирующую систему колебаний возбуждения - торможения отдельных связей, групп связей, центров этих групп и так далее.
Если какая-то группа долго не была активна, то понижается порог её её возбуждения.
Закрепленная инерция соотношения активности процессов требует актулизации этого центра наших ассоциативных связей. Благодаря чему в сознание прорываются воспоминания очень мало связанные с данным моментом. Т.е. образы прошлого появляются не только по ассоциации, но и спонтанно. Так кажется.
Есть, правда, одно НО.
Если мышление рассматривать как совокупность иерархии ритмов возбуждения и торможения всех элементов мозга, то в случае КОМЫ, когда все ритмы мозга были прекращены и наступает смерть личности, но не живого организма, должен существовать вариант возвращения личности к новой жизни.
Казалось бы, что стоит заново, как ребенка, научить находящегося в коме человека всем знаниям от самого первого восприятия?
Но нет! Не появляется даже элементарное ощущение!
Что-то здесь не то. Какая-то дополнительная загадка. Может быть причина в смерти нервных клеток мозга?
Раздробленность и целостность психических образов, подсознательность основных мыслительных операций.
Другой существенный момент - существование нашей психики в форме неких целостных образованиях.
Здесь проявляются одновременно две её особенности - раздробленность на некоторые образования и стремление каждой из этих отдельных частей быть законченной целостностью.
Мы увлекаемся чтением глупого детектива, чтобы узнать нелепый конец описываемой истории. Мы стремимся воспринять нечто в его целостности. Недоговоренность нас интригует, заставляет потратить силы на достижения целостного образа некого явления.
Мы решаем трудную задачу в ванне, во сне.
Незаконченный образ мы дописываем подчиняясь логике взаимосвязи условий проблемы. При этом берем в качестве элементов добавляемого материала к ответу какие-нибудь аналоги попадающихся в потоке протекающих мимо нас явлений жизни. Применяем, примеряя, ранее употребляемые алгоритмы решений проблем. Во многих случаях эти решения (создание целостных психических образов) происходят на подсознательном уровне полностью, за исключением финиша.
Без работы на подсознательном уровне не обходится даже при решении ясно осознаваемой задачи.
Мы определяем условия и вот здесь начинается процесс бессознательного поиска решения. Обращается внимание на всплывающие варианты ответов. Мы бросаем свое внимание в ту или другую стороны, отстраняемся от задачи, смотрим на неё издалека, вживаемся в процесс... Решение проходит этап бессознательной присоединения ответа к запросу и только при замыкании в целостную картину появляется в поле сознания. Сознание решает - да, это правильно!
Примерно то же происходит и у менее развитых мыслительных систем других животных.
Вот вам и гордое СОЗНАНИЕ и пинаемая бессознательность!
Мы мыслим бессознательно , а сознание лишь берет на себя почетную ответственность представлять результаты деятельности подсознания.
Субъективность восприятия
Истина каждого человека состоит из трех частей: субъективной истины (знания фактов), субъективной оценки этих фактов и субъективной установки на дальнейшее восприятие поступающей информации.
Есть множество великолепных истин, достойных серьезного уважения.
В каждой из них есть и момент истинности и момент заблуждения, субъективности. Все это вместе представляет собой отдельную субъективную истину.
Субъективность истины, оценок и отношений к миру - это некоторое искажение воспринимаемой информации личностью, соответственно особенностям своей личности, особенностям своих установок.
Наше понимание мира не может быть полностью субъективным или полностью объективным. Оттенок субъективности имеется на всех стадиях восприятия, обработки и выдачи информации.
Это имеет не только отрицательную сторону но и положительный момент. Более того, в очень многих случаях воспринимаемые нами чужие мысли и чувства ценны для нас именно своей субъективностью, тем как они искажают в другую сторону уже имеющееся у нас искаженную картину мира и этим подправляют её в нужную сторону.
Если подойти строго, то каждая информация, книга, сообщение и прочее - уже тем искажают действительность, что они представлены нашему вниманию, выделены среди прочей информации и, тем самым, та, остальная информация приглушается. Уже этим создается искаженность восприятия мира, создается впечатление главенствования данной информации.
В основном именно благодаря свойству субъективного восприятия действительности имеем ответвления стилей в искусстве и его прекрасных творений. (Да и науки).
Часть вторая.
Искусство
Сильным средством воздействия на наше отношение к миру является искусство.
Я думаю, что будет правильно определить это явление как
процесс создания воображаемого эмоционально окрашенного мира при помощи различных средств и
результат этого процесса.
При этом в большинстве разновидностей искусства воображаемый мир и отображает реальный мир и в некоторой степени искажает его. Одни моменты выделяются, усиливаются, другие подавляются. Тем самым искажается объективная реальность.
По моему мнению, это искажение и является одной из главных привлекающих нас особенностей творений искусства. И основное назначение искусства состоит в создании эмоционального мира с некоторым искажением.
Потребляя такое искаженное отражение действительности, мы исправляем уже имеющийся у нас некий душевный дискомфорт, некое уже имеющееся искажение восприятия мира.
Дополнительность, компенсационность - одна из основных функций и назначений Искусства.
Целостность идеальных образований в искусстве.
Наше восприятие реальности представляет собой совокупность, иерархию ряда целостных образований. Произведения искусства также представляют собой некие целостные образования Начиная от элементарных раздражений отдельных рецепторов наших органов чувств и кончая огромными целостностями - творениями искусства.
Как я уже говорил, воспринимая нечто, мы стремимся воспринять его в целостности, в законченности. Это заложено в нас психо-физиологически. Решить задачу, закончить некое дело...
Стремление дополнить нечто мало оформленное, закончить незаконченного, создать новую материальную и идеальную целостность - коренная потребность организма - потребность в завершения целостности, уравновешивания неравновесия. Это глубинные основы нашего потребления произведений искусства и создания новых.
Одним из оснований искусства, по моему мнению, является необходимость для личности такого чувственного отражения реальности, которое компенсировало бы имеющийся в душе, психике данной личности разлад с реальностью. Необходимость для самого существования личности, для восстановления уравновешаности, её чувств. Необходимость для целостности нашей души.
Искусство восполняет потребность наших чувств в образах тех явлений жизни, которых нам не достает, делает наше восприятие мира более целостным и совершенным.
Исторически, первоначально искусство, наука и религия были едины. Единые в своей неразвитости они были орудиями освоения реальности.
Со временем эти направления разошлись в стороны.
В нарисованной картине понимания сущности искусства есть недостатки. Помимо отмеченных есть и другие функции искусства. Другое назначение и дополнительная другая сущность.
Во-первых, не всякое произведение искусства благо для потребителя искусства.
Во-вторых, целостность произведений во многих случаях относительная. Всегда есть некая недосказанность, иногда преднамеренная.
И еще, третье уточнение.
Область искусства жива, она полна течений и стремнин, омутов и осадков, точек прорастания и опавших листьев, пепла и жемчуга. Есть ниши рентабельного искусства и борьба за эти ниши, есть "старицы" старых методов и тем, заросшие кувшинками и зеленой ряской, есть доты переднего края нападения на молодое зеленое поколение.
Еще раз о целостностях в искусстве, но иначе.
Одной из причин создания произведений искусства является потребность нашего сознания, психики личности в дополнении имеющихся в данный момент образов явлений жизни образами того, что ему не хватает.
Зимой - мечтаниями о тепле лета, потеряв родину, свободу, любимых мы восполняем эту потерю воображаемыми образами этих явлений. Долгое время не было оленя - образом оленя на каменной поверхности родной пещеры.
Психика, привыкшая к одной действительности и перемещенная в пространстве и времени в новую действительность (например, мы стали старше), испытывает психологический дискомфорт, голод по утраченному и воссоздает в художественных образах искусства не хватающее ему для равновесия в восприятии мира, для существования в этом воспринимаемом им новом, еще не привычном мире.
Но почему достижение равновесия чувств, образов не лишает нас дальнейшей активности? Я думаю. что мы все же лишаемся активности, но только в одной области интересов личности, бывшей до того на первом плане. И этим освобождаем свое внимание для постановки новых задач и решения их. Благодаря этому новые проблемы имеют возможность появиться в поле нашего сознания.
Искусство отражает почти все области нашей жизни. И в первую очередь нам интересно все о человеке, а прекрасно нам многое из совершенного в человеке и напоминающее нам о совершенстве. Так кажется на первый взгляд.
Но сразу следует оговорка, что не все и не всегда совершенное воспринимается нами как прекрасное. А иногда в качестве прекрасного мы можем воспринимать и явно не совершенное. А почему так?
"Совершенное" можно определить как законченное в своем развитии явление, максимально соответствующее своему месту. Это будто бы объективная характеристика явления. Но, в то же время, содержание этого понятия (то, что из области совершенного нам интересно) меняется с развитием общества и становлением отдельной личности. Например, вы становитесь старше и изменяются ваши критерии прекрасного. И, также надо вспомнить, что большое значение в формировании этого понятия имеют традиции. Поэтому ограничим область прекрасного той частью совершенного, что нам по душе.
Так что это за явление - восприятие прекрасного? Что нам "по душе"?
Мне представляется, что каждый из нас, воспринимая какой-то объект, неосознанно помещает его на определенный уровень иерархии явлений по совершенству, оценивает его. Мне кажется несомненным, что такое распределение воспринятых явлений по рангу совершенства осознанно или неосознанно имеется у каждого из нас.
Этот процесс чаще всего не осознается, также, как не осознаются и множество других процессов психики. В этом, ясно не осознаваемом ряду явлений с одной стороны находится идеал совершенства данного вида явлений, с другой стороны идеал несовершенства - идеал безобразного этого вида явлений. Эти идеалы представляют собой абстрактные понятия (реально не существующие пределы), между которыми можно найти место для любого реального явления.
Я думаю, что этот интервал удобно назвать шкалой совершенства аналогично известной по некоторым работам по психологии шкале ценностей, имеющейся у каждого человека, и групп людей, общества относительно любых явлений. Воспринимая, мы оцениваем явления. В одном случае оцениваем некое явление вообще, в другом случае оцениваем лишь одну сторону этого явления, в данном случае - то, насколько оно совершенно.
Тогда трагичное и комичное можно представить как изменение места объекта вниз по этой шкале вплоть до разрушения.
Да, комическое нужно также определить как падение вниз по этой шкале. Но отличие этих определений в том, что в случае комедии объект незаслуженно занимал в нашем сознании высокое место на нашей шкале совершенства объектов. Какой-то случай выявляет это несоответствие и сбрасывает его в нашем восприятии на свое реальное более низкое место, вызывая этим в нас чувство превосходства над объектом смеха и над самим собой в своем недавнем заблуждении. Так как это происходит внезапно, то наши положительные чувства кульминируются во всплеске эмоций, в импульсивном выдохе - смехе.
Удовольствие от сопереживания трагедии (реального падения объекта по шкале совершенства) другого рода.
Мало примечательные личности, занимавшие невысокое место в нашей шкале совершенства, в ситуации, когда происходит крушения их судьбы, делают великолепные поступки, внезапно поднимающие их а нашей шкале совершенства почти до предела.
Фактически объект упал на шкале своего совершенства - разрушился, но он успел показать неожиданно высокий уровень чувств и сил духа, чем поднялся в наших глазах ( в нашей оценке его качеств) незадолго до своего реального крушения.
Стремительное возвышение совершенства объекта приносит нам ощущение катарсиса - очищения и сопереживания величию духа героя трагедии.
Переживание усиливается при кратком отрезке времени заново промсходящей оценки новой ситуации.
Если комическое - выявление несоответствия предполагаемого места на шкале совершенства и действительного места в сторону снижения уровня, то трагическое - выявление несоответствия предполагаемого места героя в ряду образцов совершенства явлений в сторону повышения.
Вместо падения значимости объекта в нашей шкале совершенств мы неожиданно получаем доказательство обратного процесса - возвышения значимости по нашей шкале совершенства данных явлений. Иногда это нас затрагивает довольно сильно, особенно когда это происходит с людьми и их судьбами. Это нам близко и легко находит отклик в нашей душе.
Если изменение оценки ситуации, объекта происходит постепенно, то резких всплесков эмоций нет. Постепенный подъем объекта по этой шкале вверх не имеет особого термина, но тем не менее является одной из излюбленных тем во многих видах искусства.
Открытие ребенком мира, карьера, борьба за выживание. Сопереживая успеху героя, получаем удовольствие мнимого собственного совершенствования, достижения цели, получаем удовольствие
Удовольствие, счастье.
Я не могу отказать себе в удовольствии сделать небольшое отступление от темы, рассказав байку.
В старину на Руси отец делил наследство, одному из детей давал часть имущества - этот ребенок был с частью богатства, другому не давал часть - тот был не с частью богатства, без доли. Одного называли счастливым, другого - несчастным, обездоленным.
Со временем слово 'счастье' отошло от своего экономического значения и наполнилось настолько множественным содержанием, что появились затруднения в определении этого понятия.
Я считаю, что счастье можно определить как высшую степень удовольствия, получаемую от ощущения реального или мнимого улучшения своего положения (физического, духовного, материального, общественного).
Также как и горе, счастье есть переживание личностью изменения своего состояния. Вслед за изменением происходит адаптация, привыкание к своему новому положению и исчезновению ощущения улучшения (в случае горя - ухудшения).
Более того, если это улучшение становится постоянным, то мы привыкаем к этому постоянному улучшению и теряется ощущение изменения к лучшему. В этой ситуации необходимо улучшение прежнего улучшения, т.е. геометрическая прогрессия успеха, что невозможно.
Возникает парадокс - все в порядке, а счастья нет.
Ощущений мнимого улучшения состояния (наркотики, алкоголь, курение) я не касаюсь.
Прекрасное.
В русском языке прекрасное - превосходная степень красного (красивого), приятного.
Но не всё совершенное есть прекрасное.
По моему мнению, высокую степень прекрасного в данный момент и для данной личности имеет такое произведение искусства, восприятие которого сопровождается сильными положительными эмоциями. При этом степень совершенства объекта существенна, но второстепенна.
То, что воспринимает личность как прекрасное, есть результат субъективной обработки личностью объективной информации или чужой субъективной информации.
Я предлагаю повнимательней отнестись к данному определению. Дело в том, что всегда воспринимаемая информация может восприняться только в том случае, когда мы настроены её воспринять.
Независимо от того, совершенен объект восприятия или нет, он будет воспринят как желанный - приятный, красивый или прекрасный, (с разными степенями прекрасного)
если будет соответствовать "жажде" личности
, его активной направленности, его установке. Тому, что не хватает ему физически или духовно в данный момент.(Понятие "прекрасное" применимо не только в областях эстетики, но и в других областях жизни).
В физиологии существует понятие порога чувствительности.
Наши органы чувств воспринимают такие внешние раздражители чувств, энергия которых превышает определенный порог чувствительности наших органов чувств в этот момент. Если какое-то время нет раздражителей данного органа чувств, то этот порог понижается.
Длительная изоляция личности от каких-либо привычных явлений, образа жизни повышает значимость этих явлений для этой личности. Появляется ущербность личности, психологический "голод". В этих условиях у личности будет понижен критерий оценки явлений в качестве желанных, в том числе и в качестве прекрасного. И мы можем оценить явление как прекрасное. Даже если оно далеко не совершенно. С другой стороны, у каждого человека есть свой предел для восприятия явлений в качестве прекрасных. За которым мы уже не воспринимаем явление как прекрасное.
Появляется грань, которая разделяет понятия совершенного и прекрасного и в то же время, стирается грань между прекрасным и полезным. Если учитывать, что прекрасное всегда приносит нам удовольствие, то нужно признать неразрывную связь прекрасного с полезностью.
Сопереживание.
Одна из существенных особенностей многих живых существ, но преимущественно высших животных (приматов) - высокая способность к подражанию, перениманию опыта окружающих, позволяющая быстрее и эффективнее осваивать мир.
Я подчеркиваю значение наличия этой особенности у нас - приматов. Именно она помогает нам освоить культуру прошлых поколений и тем самым делает нас людьми сознательными. И наличие её у других приматов - залог быстрого развития интелекта этих, других приматов.
Человечество усиливает эту способность, добавляя к ней различные способы передачи опыта - речь, письменность, новые технологии записи информации, и сам опыт - традиции, информацию, а, также, очеловеченную природу (приспособленную для человека), продукты труда.
Эти способы передачи опыта и сам опыт и результаты деятельности и есть то, что составляет культуру в широком смысле слова. Таково по моему мнению определение понятия "Культура" в широком смысле слова.
Психофизиологическая сущность способности к подражанию, более того - неудержимой склонности к подражанию - это наличие иррадиации психических процессов в психике высокоорганизованных существ аналогично таким же процессам иррадиации процессов возбуждения на физиологическом уровне. Воспринятое нами яркое впечатление распространяется (иррадирует) по нашей психике, на различные области наших чувств и действий и трансформирует их по своему образу.
Какое-то время мы живем, чувствуем и поступаем по чужому образцу.
При этом личность обогащает свой арсенал установок, осваивает жизнь. В дальнейшем мы относимся к этому моменту произведения искусства более прохладно.
Гармония и прекрасное.
Гармонию в древности считали одной из основных составляющих прекрасного. Но соразмерность частей какого-то целого - геометрическая, световая, фактурная в разные времена и разными народами понималось по-разному.
Поэтому одним неясным понятием гармонии прекрасное не определишь. Одно из наиболее загадочных свойств понятия "прекрасное " - неуловимость и неопределенность.
Процесс усвоения прекрасного можно сравнить с приходом в некий театр. Еще в гардеробе мы уже ощущаем приподнятую атмосферу прекрасного действа - спектакля, который дает нам жизнь.
Каждый воспринимаемый нами как прекрасный объект имеет множество особенностей, вызывающих в нашей душе - громадной системе ассоциативных связей - актуализацию, отклик какой-то ранее усвоенной информации, каких-то чувств, иногда только оттенков их. Это и есть та непонятная музыка извне и струны в нашей душе. Прекрасное вне нас и в нашей душе.
Помимо прохождения в поле нашего сознания образов каких-то явлений, мы одновременно воспринимаем много добавочной информации. Неосознанно воспринимаем, оцениваем, и создаем установку на дальнейшее свое поведение и восприятие реальности. Все это есть процесс восприятия прекрасного.
Определение прекрасного.
Прекрасное - объективно существующие особенности явлений, совершенных в такой мере, которая достаточна для того, чтобы вызвать в нашей душе сильное сопереживание этим особенностям, улучшающее нас и 'лечащее' нашу душу (и поэтому приносящее нам удовольствие), обогащающее нас новым отношением к жизни.
Структурность явлений и категорий искусства.
Прекрасное - внешнее качество явления. Явления составляющие его могут быть самыми различными - и прекрасными и безобразными, и комичными и трагичными, и просто серым гранитом.
Т. е. прекрасное произведение искусства может (и, даже, почти всегда) состоять из не только прекрасных составляющих.
(Это относится и к другим эстетическим оценкам. Безобразное, комичное и т.д. в содержат в себе другие составляющие.)