Аннотация: КСИ-2006: Обзор коротких рассказов 1-й группы
По тонкому льду...
- ОБЗОР КОРОТКИХ РАССКАЗОВ 1-й ГРУППЫ КСИ -
"Всё плохое оставим в старом году, и пусть новый год принесёт только хорошее!" - с этой мысли, высказанной или невысказанной, для каждого начинается самая первая минута января. Наученные с детства феномену новогоднего чуда, мы вырастаем и, засучив рукава, сами в меру возможностей творим чудеса для дорогих нам людей. А то, что остаётся не возможным, наше воображение со временем из списка пожеланий переносит в мир сказок. В тайной надежде, что когда-нибудь у кого-нибудь, да получится...
Литературный конкурс святочных историй, в силу особенности темы, требует от арбитра особой деликатности. Ведь нельзя допустить, чтобы кто-то оказался обиженным. Ни в коем случае! Как известно, творческие люди в большинстве необычайно чувствительны и потому уязвимы. Трудно предугадать, из чего у автора может вырасти обида. Обидеть можно и неудачным словом, а можно и молчанием. Но конкурс есть конкурс. Выходит, что судейская бригада КСИ, приступая к своей миссии, тоже должна проявить чудеса. Чудеса виртуозности на тонком льду ...
В порядке предуведомления необходимо, разумеется, коротко сказать о критериях.
Автор этого обзора исходил из того, что несовершенство текста на уровне орфографии (с кем не бывает!) без морального ущерба исправит любой бесстрастный корректор. А потому нет нужды омрачать автора буквоедством. Погрешности стиля проблема более серьёзная, но и её, при необходимости, поможет преодолеть внимательный литературный редактор. Тут тоже можно обойтись без въедливости, не мелочась. А вот замысел рассказа, идею в поданном формате никто лучше автора не знает. Поэтому главным в подходе к текстам была доброжелательная попытка оценить сюжет на предмет новизны, степени его оригинальности. Насколько, с учётом использованного автором инструментария в рамках заданной тематики, всё впечатляет. Или не впечатляет. В конце концов, арбитр - лишь один из людей. Соприкасаясь с иррациональной областью святочных чудес, в их оценке нельзя пренебрегать субъективным чувством интуиции...
Эта история во многих отношениях удачна. Удачна фольклорная стилизация. Каждая деталь оправдано работает на сюжет. Позитивная и не приторная развязка. Степень предсказуемости на уровне классических народных сказок: догадываемся, что жизнь героини должна преобразиться, но интересно узнать, как именно. Находясь под первым номером, рассказ удачно задаёт тон всей подборке.
Завязка с реминисценциями старого лиса занимает значительную часть всей истории и настраивает, как минимум, на неторопливую повесть в стиле Сэтона-Томпсона. Встреча с бравым, смышлёным котёнком кардинально меняет психологическую атмосферу. Встык к ожидаемой повести обнаруживается милая лёгкая картинка, напоминающая миниатюры Сутеева (или котёнка по имени Гав).
У этой истории интересный потенциал, который автору не удалось пока реализовать с максимальным эффектом. Но можно, можно добиться, чтобы все грани заискрились. Поработать с композицией, слегка приправить текст мягкой иронией, затейливо связать все линии, украсить рассказ милыми штрихами - и читателя за уши не оттащишь!
В этой истории автору, в целом, удалось пройти по тонкой грани, отделяющей юмор от стёба, и остаться на правильной стороне. Если читатель хотел, чтобы чудо-радуга пошла на поводу его ожиданий и как-то изменила вековые повадки людей, то ему, в качестве утешения, следует обратиться к классике и перечитать про курочку Рябу. Надо же понимать, с кем имеешь дело...
Лёгкая, забавная, милая, задорная, добрая, озорная, светлая, смешная, оптимистическая и очень мудрая, поучительная история. Тот самый случай, когда никакой положительный эпитет не будет лишним. Всё же очень хочется узнать, каким образом героине предстоит выбираться с планеты Тарака-Марака? Очарованный сказкой читатель имеет право знать!
Рассказ от первого лица всегда требует от автора особенного психологического чутья. Тем более, когда автор берётся говорить от лица героя детского возраста. Думаю, здесь история удалась. Всё на месте, всё в пропорции: завязка, характер и переживания, диалоги, интрига, кульминация, развязка. Всё, как у взрослых. Приятно узнаваемая тональность в стиле рассказов Драгунского.
Добрая история с прямолинейным сюжетом. Взрослый читатель может посчитать её клишированной. Но для юного читателя, не обременённого томами прочитанных классиков, это может оказаться первым знакомством с тем, что пробуждает добрые чувства и учит любить, верить, надеяться. У автора с тонким вкусом сентиментальность может стать не слабым, а сильным качеством текста.
Ах, какой замечательный волшебно-романтический финал у этой истории. Всему сюжету придаёт глубину и элегантное философское звучание. Благодаря ему, рассказ бесспорно состоялся. Совершенно очаровательная нотка финала! Чтобы соответствовать ей, всему тексту необходима лёгкая шлифовка. Огрехи лучше исправить не когда-нибудь потом - не через пару сотен лет, а до финала КСИ!
Если в Святки не всякое чудо осуществимо, то должны быть возможны хотя бы чудесные сны. Те, которые живут в подсознании, связывают нас с драгоценными мгновениями прошлого и переносят самую чаемую частичку этого прошлого в несбывшееся настоящее. Изящная идея, требующая осторожного обращения с лексикой минорного лирического регистра. Чтобы не вкралась тень фальши.
Незатейливая и очень добрая история. Более человечная, чем пришвинские тексты. Наполняет добрые сердца нежностью. И даже читателя, очерствевшего от суровой жизни и не склонного к сентиментальности, не оставит равнодушным, заставит задуматься. Повезло воробышку в морозный день.
Светлая ностальгическая вещь. Использован интересный ракурс, позволяющий посмотреть на нашу стремительную жизнь со стороны и чуть взгрустнуть по ушедшим временам. Было бы больше чудес, получилась бы сказка. Но и как новогодняя новелла текст тоже хорош. Уходя всё дальше вслед за настоящим, не забывайте оглядываться на доброе прошлое. Этот взгляд помогает многое понять.
Этот рассказ лишний раз напоминает, что культурные нормы у людей разные. Одним выпадает талант строить летучие корабли, другим привычней их покупать. Хоть формально рассказ и привязан к новогодней теме, это всё же не святочная история. Чуда не случилось. Ни волшебного, ни рукотворного. Просто случай из жизни. Смешная быль. Или насмешливая?
Как много интересного из жизни дедов-морозов, оказывается, можно узнать из короткого неторопливого диалога! Удивительная сюрреалистическая картинка. Богатый букет ощущений оставляет эта метафизическая история. И приглашение по-новому с юмором посмотреть на привычные новогодние сюжеты, и повод задуматься. В сто лет жизнь деда-мороза только начинается!
Поучительная история вещей, наделённых человеческими эгоистическими страстями. Можно даже сказать, назидательная. Вполне оправданный аллегорический приём. Читателю остаётся только улыбнуться и, при случае, посмотреть в своё внутренне зеркало: не слишком ли много выращено собственных амбиций? Не пора ли их приструнить? Хотя бы ради праздника.
История-фарс о патологической невезучести, рассказанная бесшабашным современным языком. Вызывает улыбку. Стараниями молодых рамки допустимого в литературе неудержимо расширяются. Кто-то протестует против таких вольностей, кто-то принимает их как факт. Дошла очередь и до сказок. В конце концов, и в старушке Англии давно звучит далеко не эталонная речь Диккенса.
Очень эмоциональная зарисовка, напоминающая нам о том, что рядом всегда есть кто-то, кто беззащитен, растерян, испуган, несчастен и беспомощен. Хороший этюд. При должном обрамлении он может быть поднят на очень высокий уровень, стать началом для большого литературного сочинения. В представленном формате сюжету для психологического катарсиса чуть не хватает полноты и завершенности.
Дюма соорудил бы из этого сюжета целый авантюрный роман. У Драйзера получилась бы очередная сага. Цвейг написал бы проникновенную лирическую новеллу. Зощенко сделал бы пронзительную сатиру. Но автор скромно и добросовестно изложил забавный случай из жизни. Коротко и по существу, щедро оставив читателю дорисовывать детали на собственный вкус. Но весело же!
Поэзия в прозе случается не потому, что автор не дружен с рифмой. Поэзия в прозе - это приём, который открывает автору уникальные художественные возможности для придания тексту лаконичной глубины и нетривиальной образности. Попытка лёгкими штрихами пробудить в читателе ассоциации, ввести его в настроение светлое и восторженное. Вот же, смотри! Отсюда всего полшага до сказки...
Миниатюрная сказочка на ночь. Добрая, лёгкая и пушистая, точь-в-точь, как её любознательные герои. Создаёт настроение. Степень вероятности, что заснувшему с таким настроением ребёнку приснятся сани с Дедом Морозом и Снегуркой, весьма высока. По крайней мере, автор от души постарался и сделал для этого почти всё, что мог.
Милая домашняя история в формате школьного диктанта. Такой талант, помнится, был у графа Толстого, на похожих рассказах которого учились грамоте крестьянские дети. С тех пор крестьянские дети шагнули далеко вперёд и всё больше учатся грамоте компьютерной. Жанр потерял актуальность, и навыки работы с ним считались утерянными. Но в литературе ничто не проходит бесследно!
Собственно, истории здесь никакой нет. Тут есть неплохой заряд позитивного настроения, мягкая лиричность в стиле Гришковца. Повторяя за автором это, как мантру, можно поднять в себе жизненный тонус, отрешится от суеты, сфокусироваться сквозь пелену обыденности на ощущениях и запрограммировать себя на чудо, которое обнаруживается в нехитрых, но милых сердцу вещах.
Интересный конспект занятной истории. Сюжет этого рассказа полиформатен. Из него может выйти и добротный сценарий, и детский детектив, и уморительная вещь в стиле Марка Твена. Но так как американский классик теперь скорее мёртв, чем жив, автору спагетти-вестерна придётся определиться со стилем и расставить акценты самостоятельно. Хорошо бы успеть до финала КСИ.
Вагончик тронется, перрон останется. Мало, кто из нас в курсе, каково одинокому вагоновожатому в новогоднюю ночь. Но Дед Мороз своё дело знает! И даже на глубине метрополитена наше сокровенное читает в сердце лучше, чем мы знаем о себе сами. И от щедрот своих порой такие судьбоносные подарки делает, после которых даже метро "плавно набирает ход и начинает двигаться"!
Добрая лирическая история, отдалённым эхом перекликающаяся с известным рождественским рассказом О.Генри. Впрочем, сюжетная коллизия тут решается по-своему. Лейтмотив истории самый возвышенный, самый благородный - думать о близком человеке. Думать самоотверженно, искренне. Хочется, чтобы людям с такими наивными и чистыми устремлениями действительно иногда помогало чудо.
Эпизод из жизни провинциального городка автором рассказан умело. Однако событие, составившее сюжет, рождественским чудом не назовёшь: оно вполне могло случиться (и всё ещё случается!) в любое время года. Невольно подумалось, что новейшая отечественная история накопила немало материала, и сам собой напрашивается специальный конкурс гангстерских миниатюр памяти И. Бабеля.
Вот и наколдовал нам автор дождливую погоду не по сезону! Похоже, наш Дед Мороз тоже заболел. Пора найти эльфа и отважную сказочную команду, которые вернут повелительнице зимы волшебный мешок, а нам нормальные снежные подмосковные сугробы. На основе этой истории с элементами европейских и русских народных сказок получится хороший новогодний утренник в детском саду.
Каждому своё. Кому людской миф про Деда Мороза на санях, а кому нехитрая кошачья фантасмагория про Кота Мороза на абрикосовом дереве. И правильно! Кто-то же должен учить уму-разуму строптивых котеек-котофеев, обидевшихся на весь белый свет до потери аппетита. Вот только нужно ли в сказке выдавать семейный секрет про то, что папа - бестолочь?
Изменить ход событий, не допустить трагедии. При этом необходимо чем-то жертвовать. Так ли важны успех и материальное благополучие, когда рядом больше нет самого близкого человека? Отнюдь не аксиоматический вопрос. Осмысление потери и жизненных приоритетов приходит через страдание. Новогодне-рождественский антураж позволяет автору создать контрастный сюжет в оправданно оптимистической тональности.
Небольшие эпизоды нанизаны на тонкую ниточку новогоднего повествования, образуя затейливое ожерелье. Лирические арабески возникают по ходу простодушных диалогов и расцвечивают незамысловатую историю до волшебной искристости. Калейдоскоп неприметных событий завораживает читателя и рождает маленькое чудо, аура которого, как вкус яблока, ощущается далеко за границами текста.
Кто читал "Город" Саймака, тот помнит, что человечество покинуло Землю и обрело счастье на Юпитере, трансформировавшись в новую сущность. Герой этой истории практически на том же пути. Он живёт в виртуальном мире компьютерных сетей как рыба в воде. Он почти всемогущ. Для него не существует границ. Но что-то человеческое в его жизни ускользает, проходит мимо. Иначе зачем бы ему вдруг живой кролик, Дед Мороз и авиабилет в Москву?
Очень плотный, насыщенный текст о воспитании мужского характера. Если бы не мимолётные отсылки к нашему времени, вполне мог бы восприниматься рассказом из золотого века русской словесности. Настолько он стилистически и идейно созвучен ушедшей эпохе, о которой нам оставила литературные свидетельства целая плеяда бытописателей вековой давности (Шмелёв, Солоневич).
Хлев на окраине глухомани, младенец в пелёнках - какие ещё нужны аллюзии на библейскую историю Рождества? Но дальше начинаются реалии современной эпохи. Джипы, кровавая разборка, ножи, стволы, боевые гранаты. И в финале благородная предсмертная мысль: а как там младенец? Его ли приход в мир должен, наконец, изменить неистребимую звериную сущность в человеке?
У героя этой истории вся жизнь - сплошной день сурка. Зная, как проходит у него канун Рождества, не приходится сомневаться в том, что остальные 364 дня из года в год также неотличимы. Атмосфера сиротства передана искромётно! Умело выбрана тональность повествования. Незлобивая митьковская ирония с нотками ильфо-петровского юмора. У рассказа много достоинств. Но если уж рвать круг бытия пятидесятилетнего сироты, то развязку хотелось бы более контрастную. И даже патетическую!