Буквица #1, 2007 | Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Статистика | Школа |
|
|||||||
СОНЕ'Т (итал. sonetto, от sonare - звучать, звенеть) - итальянская форма стихотворения в 14 строк,
возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки.
Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело. Из Италии сонет перешел во Францию, где утвердился
как классическая форма стиха в творчестве П.Ронсара (16в.), в Англию (В.Шекспир), в Германию
(М.Опиц - 17в., И.Гете - 19в.). В России первый сонет написан В.Тредиаковским в 1735г.,
это - перевод с французского классического сонета Барро, перевел его Тредиаковский
своим "тонизированным" тринадцатисложником с женскими рифмами. В дальнейшем сонеты писали А.Сумароков,
Г.Державин, В.Туманский, А.Дельвиг, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Фет, Я.Полонский, К.Павлова,
Ап.Григорьев. В 20в. сонеты писали К.Бальмонт, А.Блок, Вяч.Иванов, В.Брюсов, М.Волошин, М.Кузмин,
Н.Гумилев, И.Анненский, А.Ахматова, С.Кирсанов, Л.Вышеславский и др.
Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета - обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов - две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Рифмы в сонете должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Для строгого сонета существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах - ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах - ccd eed. |
Василий Кириллович Тредиаковский |
||||||
Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета - это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В сонете нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т.п.). Несмотря на каноническую чеканку формы сонета, многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал сонеты в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты сонета: хвостатый сонет - два четверостишия и три терцета; сплошной сонет - на двух рифмах; опрокинутый сонет - два терцета и два четверостишия; безголовый сонет - одно четверостишие и два терцета; половинный сонет - четверостишие и терцет; хромой сонет - неравностопность четвертого стиха в катренах и т.д. Однако все эти ухищрения не поколебали классической формы стиха сонета, которая остается незыблемой. Существует своеобразная и весьма трудная циклическая форма сонета - венок сонетов, требующая от поэта огромной изобретательности и мастерства. | Вильям Шекспир |
||||||
Вот сонет Петрарки (с анафорой):
(Пер. Вяч.Иванова) |
Франческо Петрарка |
||||||
Один из лучших русских сонетов, написанных в 18в., принадлежит А.Сумарокову (шестистопный ямб):
|
Александр Петрович Сумароков |
||||||
Полон изящной величавости "Сонет" А.Пушкина:
|
Александр Сергеевич Пушкин |
||||||
ВЕНО'К СОНЕ'ТОВ - архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее - до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.
Венок сонетов изобретен в Италии в 13в. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит Ф.Коршу, который в 1889г. перевел венок сонетов славянского поэта Франца Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вяч.Иванов ("Cor ardens"), В.Брюсов ("Роковой ряд"), М.Волошин ("Luñaria"), из советских поэтов - С.Кирсанов ("Весть о мире"), М.Дудин ("Орбита"), С.Матюшкин ("Осенний венок"). |
Федор Евгеньевич Корш |
||||||
Для ознакомления с формой венка сонетов ниже приводятся три первых и два последних сонета из лирического венка сонетов Валерия Брюсова "Роковой ряд", напечатанного в сборнике "Скрижаль" (1918г.):
|
Валерий Яковлевич Брюсов |
||||||
|
Квятковский А.П. Поэтический словарь / Науч. ред. И.Роднянская. - М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с. "Поэтический словарь" Александра Павловича Квятковского (1888-1968) - лучший отечественный справочник по теории поэзии. В нем содержится около 670 терминов из области стихосложения и поэтики стихотворных текстов. Книга посвящена русской литературной и народной поэзии, а кроме того, содержит информацию по античной поэтике и риторике, формам и жанрам западноевропейской поэзии и важнейшие сведения по терминологии восточных стиховых культур. Более подробная (и чрезвычайно интересная!) информация о словаре и его создателе: Здесь тексты статей воспроизводятся по электронному изданию "Поэтический словарь Квятковского". Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме. При перепечатке необходимо сослаться на ФЭБ и на электронный адрес используемого текста (URL). Предварительного согласия на републикацию не требуется. |
||||||
Сонеты в творчестве авторов СИ О.П.Лешев, ведущий рубрики Из всех строгих форм сонет, несомненно, является самым популярным на СИ. Тяжёлая старинная рама, причуда средневековых пиитов, отнюдь не тесна и для современного поэтического слова. Добрую славу на этом поприще стяжают А.Велигжанин, М.Даценко, А.Корнейчук, Е.Меркулов, В.Резниченко, Улисс, А.Шамис, Ashsa и другие. Конкурсы "Прощальный Сонет Цурэна" и "Прощальный Сонет Цурэна (2)", организованные Улиссом, собрали немало почитателей как сонета, так и творчества братьев Стругацких. Ответвлением первого конкурса стал проект О.Лермана "Творцу венка один сонет - картошка", от которого, в свою очередь, отпочковался небольшой проект Ю.Шибаева "Турнир в Блуа". Чудом долетевший до нас звук арканарской лиры подвигнул Локи 0 на создание "Венка Цурэна" (уже написаны 9 сонетов). "У Иосифа Бродского есть цикл стихотворений "Двадцать сонетов к Марии Стюард", у Тимура Кибирова "Двадцать сонетов к Саше Запоевой". Я лет десять назад решил написать Двадцать Сонетов К Птичке, сидящей на моём балконе," - поясняет О.Филиппенко в аннотации к своему сборнику "сонетных строф" (определение М.Лаврентьева, данное в комментарии). Видимо, похожим соображением руководствовался Л.Цветков, автор иронично-философского цикла "Двадцать Сонетов Знакомому Поэту". Отмечу отдельно замечательный сонет Светланы Гаврилович "Я - женщина". Немало авторов СИ переводят известных мастеров. Так, в активе Олега К - более двух десятков шекспировских сонетов. Настоящий творческий подвиг совершил Андрей Велигжанин: заново перевёл все сто пятьдесят четыре сонета В.Шекспира. Кропотливая работа с оригиналами позволила ему сделать множество интереснейших наблюдений и предположений, коими он щедро поделился в обширном "Толковании Сонетов". Многие авторы пробуют свои силы в сочинении венка сонетов. Уже в критическом "Обзоре венков" Роя Ежова (обновлён в декабре 2002) фигурируют семь названий: Вот неполный список других венков: Непростую задачу поставила перед собой Рита Бальмина. Взяв за основу рондо, она "нанизывает" на каждую из его пятнадцати строк самостоятельный венок сонетов. В итоге должна получиться "корона" из пятнадцати венков (или четырнадцати, в зависимости от планов автора, поскольку первая и последняя строчки рондо одинаковые). К настоящему времени (январь 2007) готовы уже десять венков "Лунной короны": "Сны Яффо", "Сны Флорентин", "Сны Дождя", "Украденные сны", "Сны войны", "Созвездие Рака", "Антология теракта", "Пустые сны", "Бессонница" и "Ночь На Бродвее". "Не знаю, хватит ли мне жизни, чтобы эту корону замкнуть", - говорит автор. Почему сонет пустил столь глубокие корни во многих языках? Почему к нему обращаются всё новые и новые поколения поэтов? На мой взгляд, четырнадцать сонетных строк являются оптимально-минимальным объёмом для развернутой логически завершённой поэтической мысли. Его строгая форма с плотным множеством структурных и смысловых связей, подобно углеродной кристаллической решётке, позволяет искусным мастерам огранять аморфное словесное сырьё в прочнейшие бриллианты, которые не теряют первозданных красоты и блеска под беспощадным гнётом времени. |
Буквица #1, 2007 | Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Статистика | Школа |