Это обзор для читателей, а не писателей. Писатели вряд ли узнают здесь что-то новое о своих опусах.
Рассказы разделены по неким рубрикам для удобства ориентирования.
Вверху каждой рубрики стоят наиболее рекомендуемые к прочтению вещи, внизу - наименее. Авторам: не стоит делать глубокие выводы из этого ранжира. Собственно, здесь некий компромисс меж моим мнением и прикидкой "что среднеобычному читателю понравится" (целиком отрешиться от своих вкусов, равно как и вычислить читателя о натюрель, нереально).
Клиент пытается аннулировать договор - не прочитал вовремя "мелкие буковки". Контора, однако, услуги поставляет не совсем обычные... Хорошо ли быть умным и честным? Вот, поразмыслим.
Поездка на дачу к тёще не задалась, но мучимый мигренью водитель продолжает углубляться в странную местность с упорством, достойным лучшего применения.
"А кто у нас сегодня президент?" - спрашивал Джон-старший Джона-младшего, желая сыночка едко подколоть (поясню: речь о FDR и Рокфеллерах)... Но здесь эта знатная фраза применена прямолинейно и без подвоха.
Репотраж о научных диспутах по сабжу, с упором на непонимание "старинных" пословиц и поговорок. Трудности создания двигательной установки и комплектации космического корабля в сатирически гротескном будущем... Любителям канцелярских юморесок.
Перевод с инопланетного, много инопланетных слов. Юмореска, для начала утонувшая в скучном диалоге. Далее объект-причина скучности диалога будет немногословно уничтожен.
Жизнь микробов, имеющая значение. Алименты бывшим комнатным растениям. Общество защиты прав паразитов... Работа адвоката в таком мире сложна, но феерична.
Юмореска о прогрессорах (проф. Бог, студенты Межгалактического Университета, всё такое), дело происходит сами понимаете где. По ходу скучновато и нудновато, зато финал угрожающий.
Вневременной посторонний в бренной современной Москве, с полицией и прочей ерундой. Автор старается создать булгаковский флёр. Но безмозгло-детское решение этакого мудреца гробит всё, начиная со впечатления от текста.
Интраверт и в меру социофоб идёт по жизни, биографическая история. Комплементарная девушка-оригиналка, биографическая история. В последней фразе удачно прозвучит второе значение названия рассказа.
Начало бодрое, складное: у главгера депрессия. Но вот метод лечения её нам с ходу покажется подозрительным. Ладно, даю не спойлер - но... Рассказы Прудкова - это чаще всего биографические истории, с самокопаниями персонажей. Вот это и будет. У меня есть специфическое мнение на сей счёт. Но здесь его не выдам.
Нечеловеческий учёный занудно грустит в закрытой лаборатории. В знак протеста использует имеющееся открытие не по регламенту. Сюжет резко тонизируется, и... обрывается на вопросительных интонациях. Но вообще это антинаркопропаганда.
Космический геолог, воспользовавшись неким аппаратом для отдохновения, видит сон. Сон скучноват (как и половина рассказа до него), так же безыскусна поучительная концовка.
Первое: сей автор - виртуоз в использовании канцеляризмов во благо художественной ткани. Второе: когда (например) умудрённый комик читает нечто искромётно-юморное, он с неизменившимся лицом кивает: "смешно". А углубившись вот в такой (с виду серьёзный) текст, начинает ржать в голос...
Чёрный лес, чёрный волк, чёрное солнце. Такова печать Демиурга Демиург перезаряжал здесь картриджи для принтера. Всё непомерно эпично, иносказательно, символично. Торжественно. Красиво, в конце концов. Вещь найдёт своего ценителя.
Коконы, Охотники, Просветляющие, Кураторы и мн. др. - разобраться в этом замесе с ходу ноль шансов*. Множащиеся проблемы тоже загадочны: "стоило разместить жилые модули, как срок дожития капсулы стремительно сокращался", "зелёный прикрепил к Юн и Айе какие-то датчики", и т.д. Расслабиться и получить удовольствие, так ничего и не понимая - вот что тут нужно! Я так и сделал. И вдруг на середине повествования догадался, о чём это. Тут же и подтвердилось.
"Приторная, начинённая яркими, как мечты, осколками мармелада" шоколадка, далее появится ещё более психоактивное пищевое средство. Слог цветаст, содержание почти детское.
Герой ничего не помнит, но убегает. Так загадочней. Атмосфера сновидчекая, густая, без запаха. В середине (по разъяснении) очарование блёкнет, и добивает его твист злободневного толка. Жаль, начиналось занятно. С другой стороны - всё складно, и почти не фантастика.
Смотритель в Мистическом Московском Метро и забытая сумка. Не столь фэнтези, сколь густой до стояния ложки мистический реализм. Герой - абсолютный рохля, строго по заветам (позднего) В.Орлова.
Среди действующих лиц тигроиды и фелины - это почти спойлер, но не глубже пятой фразы текста. И да, разбитые сердца, то-сё. История несложная, духоподъёмная.
Начинается как привычная фабула "глюки умного дома", однако сюжет идёт в неканоничную сторону. Возможно итоговое недоумение "а что это вообще было". Позитив - однако с ухмылкой "другой семьи у меня для вас нет".
Замаскированный хищником разведчик пробует жрать растения, но всё не то... Осталось догадаться, каким хищником он притворился, и чем всё кончится. Можно было б уложиться и в 4К.
Туризм, охота и рыбная ловля на Марсе. Зима там наступает очень нетривиально... Записки натуралиста сугубо сюрреалистического толка - подводящие к истории со зверушкой весьма непростого поведения.
Ламповый юмор в том, что всесильные "диспетчеры космоса" мыслят и действуют, как люди. Но это как раз придаёт шарм. В целом - добрая старомодная космо-фантастика.
Будни космонавтов в заунывном натурализме "фантастики 60-х". И вдруг!.. Нет, нудный натурализм продолжается, взрывная интрига тормозит. Автор-мучитель, ага... Ладно, дальше всё разъяснится. В рабоче-будничном порядке.
Странная штука произошла на Марсе, очень странная. Несколько нуарного психосложения инспектор летит разбираться... Достраивает весь этот китч убойная "надпись на староанглийском".
Олдскульный космический полёт к новой космооперного толка планете. У космонавта трагическая проблема со зрением, в связи с чем он пространно разговаривает с ИскИном. Не сомневаюсь, кому-то понравится.
У командира корабля провалы в памяти, тут постарались особые силы (понятно: они же урезали рассказ) - но в итоге всё понятно, дотошно растолковано. Вообще говоря, блюдо для любителей треша.
Старейшина туземного племени серфингистов рассказывает сказку, которая затем (тут невозможно не догадаться) бесхитростно воплотится в жизнь. Склонным к СПГС рекомендую обратить внимание на подозрительный мешочек у старейшины...
Бомжеватые лесные и придорожные духи травят байки у костра. Выходит у них это скучновато. Но далее сюжет идет вразнос - злые они, это пьяные бомжи-духи. Убивают беспощадно и безынтересно, и со знаками препинания не дружат.
Боевое фэнтези с волками-оборотнями, рубилово с первых строк. Но в ходе стычки происходит нечто странное... Что ж, читайте. Финал бравурно позитивен, почти передоз.
Опасные кошкодевицы с проводником (он подозрителен!) направляются к Звёздному Храму. Всё сложно, все (почти!) погибнут. В конце дайджест-скороговорка о судьбах этого мира (ну очень там у них сложно всё!).
Оторва-отороковица из странного первобытного посёлка, куда эльфы забрасывают "гуманитарную помощь", расскажет о своём побеге "за флажки" - к эльфам. И мы узнаем, как же устоен их мир. Весьма занимательная история.
Известное зло в фантастическом прочтении и в грандиозный рост, и над ним другое, ещё более пугающее. Интригует? Это я к тому, что вступительная беседа о саженцах скучновата - но ничего, дальше вломит.
Старая добрая схема "охотник на охотника" в который раз начинается с рыбалки, как же иначе (рыба охотится за наживкой - и становится добычей), так что "спокойное" начало нас не обманет. Но особый блеск тексту придаст последняя фраза.
Неприятные герои (Стукач, Смотритель) моноложат по очереди о неприятном бытье персонажей с неприятными именами (Слизняк, Похабель...). Но там, оказывается, хитрый план...
В ожидании перестрелки (кресло, капли дождя на оконных стёклах) нам скучать не дадут: описание космической войны, гипнолекция об оружии, лавстория... Бах! Всё.
Фотограф-археолог расшифровывет фрагмент загадочного древнерусского повествования без конца и начала (написанного, к радости читателя, хорошим современным языком). С этим надо что-то делать...
Небесноканцелярский ангел пытается сладить с подопечными. А там сложная ситуация: голая девушка, дикарь, водяные коты... и чем дальше, тем толще интрига какого-то там "перевоспитания". И да, всё окажется совсем не так, как на самом деле.
Песнь о системном гедонизме и вытекающей из него коррупции на высшем уровне. То есть о простых и ясных вещах - но красиво, до мистического ужаса красиво.
Всё нормально - но что-то не так, хмурое облако саспенса понемногу обволакивает читателя... Герой едет в родную деревню - где мрачная правда всё разрешит и оборвёт.
Действующие лица: клон Коли из Уренгоя и ветеран, книжной речью глаголящий о душевных, культурных немцах. Если такой расклад в кайф - дальше получите зимний ужастик на лесопилке, качества умеренного.
Неторопливый рассказ на извечную тему, о двух собеседниках. Тот самый, извечный, персонаж изъясняется без ломки аплуа, предсказуемо; его визави просто держит диалог. Любителям ровных рассказов ни о чём.
Девушка направляется в офис мобильного оператора, на это уходит полрассказа. Ещё четверть... ага, антиутопический фантдоп наконец понятен, зачтём. Злободневно. Любителям рилпрозы зайдёт на отлично.
Тесное, зарегулированное, замусоренное (со знаками препиинания и грамматикой там тоже фигово) будущее, дотошное описание. Для оживления принайтована даже гротескная войнушка (хотя и с сюжетами у них там фигово), всё бьёт в одну унылую точку.
Нанороботы, управляющие поведением человека. "Посетитель несанкционированных митингов" с неконтролируемой, как у д-ра Стренжлава, рукой... Чуть ли не боёвка: поединки с собственной рукой занимают особое место - но всё напрасно...
Нарративное описание бунтарских настроений летящего на Марс героя. Затем диалог безымянных персонажей, где они объясняют друг другу (на деле читателю), что будет с героем дальше. Антиутопическая скука во всём.
Герой в тюрьме, что-то от всех скрывает и не колется. Но читателю-собеседнику готов немедля всё вывалить, одним абзацем. Нуарный детектив (мрак режима фонтанирует), переходящий в и не детектив вовсе. Чтиво для жопоголиков, старательно поддерживающих в себе угрюмую ненависть к существующему миру. Вот да, доколе!?
Художник затеял увидеть четвёртое измерение. Рассказ состоит в основном из диалогов, где герой пытается объяснить, что да как. Читатель надёжно выучит слово "тессеракт".
Забавный (и решительный) способ перехода в параллельный мир - далее приготовиться к неестественным разговорам меж близкими людьми (как из пародийного ситкома). По итогам - многообещающее атмосферное начало (и даже занятная фантидея) никакого интересного сюжета не выстроят. Жаль.
Выпускница института приезжает на море. Загадочный новый знакомый, странный сон, подозрительно ведущая себя тётя... Кончается стремительно, через разъяснялово. Чпок, всё. Развеялось.
Фантидея (загоризонтная РЛС словила... не скажу что, автор возражает) простая и многообещающая - но далее сюжет несколько вязнет в (автор не рекомендовал раскрывать, в чём - интрига ж!). Зато вполне объясняется, каким образом... (здесь тоже недомолвлю). Понравится ли вам текст - тайна, мраком покрытая.
Клерки небесной канцелярии с пронумерованными именами. Долгая интродукция матчасти. Герой что-то заподозрил и будет решительно действовать. Читатель, возможно, утонет в технических разъяснениях.
Ментальный двойник человека в теле робота, предназначенного для отправки в космос... Сам человек... Ещё один двойник... И все размышляют про "это я, и это тоже я" - но не как в анекдоте, а скучней.
Элдер, Элмер, Эмиль... Авнер. Отлично, можно с ходу в них всех запутаться (грамматика, запятые и бешеные скачки фокала помогут) и прочесть текст как абсолютно китайскую грамоту. Люблю такое, мозги отдыхают.
Текст (во главе с героем-инженером) что-то подозревает, препинается на каждом шагу (это я о лишних запятых), подтормаживает... Мы ждём хоррора - но тут сваливается абсолютная фантасмагория. В конце понимаешь, что самым верным ощущением (из исходных) была некоторая трешовость всего этого.
Два ангела наблюдают за протестами в Минске, демонстрируя политическую ангажированность, импульсивность и отсутствие профессиональной дисциплины. Это головотяпство приводит сюжет в жанр "попаданчество", благодаря чему всё кончается предельно быстро - ну хоть один плюс.